Наша первая цель снос пятиэтажного и ветхого жилья

Второй год подряд Москва решает задачи приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В минувшем году Правительство Москвы утвердило две среднесрочные программы, рассчитанные до 2010 года: жилищного строительства и целевую «Москвичам - доступное жилье». Первая из них стала главной составляющей всех жилищных программ, реализуемых Департаментом жилищной политики и жилищного фонда столицы. Связана она с улучшением условий проживания молодых семей, очередников и переселением жильцов сносимых домов. Основа другой программы - социальная ипотека.

На заседании столичного Правительства, подводя итоги 2006 года, глава Департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы П.В. Сапрыкин отметил, что только на выполнение социальных программ в минувшем году было выделено 1870 тысяч квадратных метров жилья. Из них 67,6 тысячи квадратных метров приобретено с использованием целевых субсидий. Всего же в рамках городских социальных жилищных программ улучшили свои условия 37,3 тысячи москвичей. Обеспечены жильем 6,9 тысячи семей очередников и договорников, получивших его по социальному найму. Ликвидированы 3,3 тысячи коммунальных квартир. 25 рабочих общежитий в домах типовой планировки переведены в жилищный фонд города. В минувшем году финишировала программа по обеспечению квартирами граждан, проживающих в Москве более десяти лет и имеющих внеочередное право на улучшение жилищных условий. В рамках программы «Молодой семье - доступное жилье» улучшили условия своего проживания почти 3,7 тысячи молодых семей. Размеры субсидий, выделяемых столичным Правительством очередникам на приобретение квартир, в два с лишним раза превысили показатели 2005 года. За рамки социального эксперимента вышла программа «Социальная ипотека», в ходе выполнения которой 2,3 тысячи семей очередников была предоставлена возможность приобрести жилье по самым низким процентным ставкам. По программе переселения из сносимых пятиэтажек, ветхих и аварийных домов в современные жилые помещения въедут 17,5 тысячи семей. Велась активная работа по совершенствованию процессов управления городской собственностью в жилищной сфере, а приведение столичного законодательства и нормативных правовых актов в жилищной сфере в соответствие с Жилищным кодексом РФ позволило принять ряд новых законов города Москвы:

«О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в помещениях»;
«Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов ) в городе Москве»;
«Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения».

Осуществляется разработка проекта нового Закона столицы «Основы жилищной политики города Москвы».

Рассматривая особенности текущего и будущего годов, П.В. Сапрыкин предложил столичному Правительству перейти на двухлетний режим планирования.

- Необходимость таких изменений обусловлена неравномерностью поступления квартир, направляемых на общегородские социальные нужды в течение года. В 2007 - 2008 годах средства, выделяемые Правительством Москвы на обеспечение городских жилищных программ, значительно возрастут. На них будет построено 2200 и 2600 тысяч квадратных метров квартир соответственно. При этом на реализацию программы по переселению жильцов будет направлено в текущем году 1264 тысячи квадратных метров жилья, в будущем - 1514 тысяч, а на реализацию программы «Молодой семье - доступное жилье» - 370 и 479 тысяч.

Гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, предоставят возможность ускорить решение проблемы путем приобретения ими квартир на льготной основе: в рассрочку, с использованием заемных средств по схеме социальной ипотеки или целевых бюджетных субсидий.

В текущем году должен быть разработан и закреплен в качестве нормативных документов, а начиная со следующего года развернут в полном масштабе порядок реализации новых технологий по улучшению жилищных условий очередников, - сказал глава Департамента.

В свою очередь, председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике С.В. Орлов подчеркнул:

- Чтобы удовлетворить желание некоторых очередников получить новые квартиры не по тем адресам, которые предлагает город, а в другом месте, Московская городская Дума более чем в два раза увеличила объем субсидий в бюджете 2006 года на подобные цели. Это дало гражданам возможность приобрести более 67 тысяч квадратных метров жилья. В 2007 году величина субсидий увеличится еще в полтора раза, достигнув почти 5,8 миллиарда рублей.

Немало усилий было принято в истекшем году для освоения денежных средств, выделенных городу из федерального бюджета в рамках программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Субвенции из федерального фонда компенсаций в размере 430 миллионов рублей позволили предоставить жилье 750 семьям инвалидов и ветеранов, а также очередникам льготных категорий, - отметил законодатель.

В порядке эксперимента Департаменту жилья в 2008 году поручено построить два доходных дома. Один - для очередников, другой - для молодых семей.

- Два дома на всю Москву! Мне кажется, это большое упущение в развитии нового для города направления. На мой взгляд, в ближайшие два года в столице необходимо построить 50 таких домов с различной комфортностью проживания, перечнем предоставляемых услуг и размером ежемесячной платы за наем, - подчеркнул С.В. Орлов.

Первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Ю.В. Росляк отметил, что проблема, касающаяся городских жилищных программ, имеет прежде всего социальное значение.

- Она одна из основных в системе планирования, осуществляемого городом с целью его перспективного развития. Программы, предусматривающие решение жилищных проблем, не могут быть краткосрочными. При этом они должны быть четко ориентированы на потребителя и иметь понятное для любого человека решение. Считаю, что не должно возникать проблем, при которых выполнение большей части годового городского заказа приходилось бы на четвертый квартал. Необходимо найти способ ритмичной сдачи подобных строительных объектов в течение всего года. И выход здесь может быть только один: трехлетнее планирование с четким разъяснением, какие дома, в какие сроки и на каких территориях необходимо построить. Объемы в данном случае должны быть определены, и под них мы должны утвердить конкретные адреса и сроки ввода объектов в строй.

Завершая обсуждение, мэр Москвы Ю.М. Лужков сказал: - Все высвобождающиеся в результате перебазирования промышленных предприятий и по другим причинам земельные участки, пригодные для жилищного строительства, должны использоваться для возведения на них жилья по городскому заказу. Для этих целей город найдет необходимые средства.

В ближайшие два года на выполнение городских жилищных программ планируется направить 4818 тысяч квадратных метров жилья. При этом столичный градоначальник подчеркнул, что основные усилия необходимо сосредоточить на реализации программы по реконструкции ветхого и пятиэтажного жилого фонда.

- Наша первая цель - снос пятиэтажного и ветхого жилья, и мы свернем шею этой проблеме к концу 2009 года, - сказал мэр. Он назвал удачными принципы, по которым в Москве формируется социальная ипотека. При этом столичный градоначальник потребовал «четкости и равномерности» в сроках передачи жильцам квартир в домах-новостройках, возводимых в рамках городских программ:

- Что же это получается? Мы сдвигаем сроки ввода жилья на конец очередного планового года, а само заселение квартир происходит лишь в следующем году. И этот процесс растягивается не просто на месяц или квартал, а зачастую на гораздо больший срок. Такая практика никуда не годится! Требую равномерного ввода зданий, предназначенных для социальных нужд города!

Мэр подчеркнул, что в Москве существуют проблемы с соблюдением сроков регистрации оформляемой документации.

- Сегодня 17-этажные дома столичные ДСК строят за 3 месяца. А вот процедура оформления необходимой документации стала для строительных организаций в ряде случаев даже продолжительнее, чем раньше, хотя все требования, выдвигаемые по различным вопросам, вроде бы абсолютно законны. Такое дело никуда не годится!

Ю.М. Лужков отметил, что контроль за распределением так называемых выморочных квартир, освобождающихся после смерти их владельцев и переходящих в собственность государства, должен осуществляться на региональном уровне. Из-за того, что выморочные квартиры находятся в ведении федеральных органов власти, после смерти их владельцев они, зачастую на протяжении долгого времени, используются не по назначению. Мэр дал указание столичному Правительству подготовить необходимые документы для обращения в федеральные органы власти по вопросу передачи полномочий по распределению выморочного жилья на региональный уровень.

Еще Юрий Михайлович предложил ввести штрафы для владельцев квартир, которые сдают их, не регистрируя поселившихся там приезжих арендаторов.

- В городе действует система, согласно которой штрафу подвергаются работодатели, не зарегистрировавшие работающих у них трудовых мигрантов. То же самое нужно сделать и в отношении хозяев арендного жилья, - сказал мэр.

Вторая жизнь объектов нежилого фонда

Одно из важнейших и наиболее значимых направлений развития столицы - реновация объектов нежилого фонда. Итоги работы в этой области за 2004 - 2006 годы подвело на своем заседании столичное Правительство, обсудив также задачи на текущий год.

Отмечалось, что четыре года назад столичные власти приняли кардинальное решение, касающееся перехода в расчетах с инвесторами от квадратных метров в построенных жилых зданиях к их денежному эквиваленту.

- Как показала практика, решение было абсолютно верным. Сегодня Департамент имущества столицы предлагает принять такое же стратегическое решение и по вновь заключаемым инвестиционным контрактам в отношении нежилых помещений, - подчеркнул руководитель Департамента имущества города Москвы В.Н. Силкин.

Мэр столицы поддержал выступавшего:

- Абсолютно согласен с данным предложением! С инвесторами надо переходить на расчеты только в денежной форме. Данная проблема давно назрела, - сказал Ю.М. Лужков, отметив, что при этом доля города должна исчисляться исходя из рыночной стоимости помещений. - Все эти проценты, квартиры в жилых домах превращались для столичного Правительства в неудобья! - подчеркнул мэр.

По словам В.Н. Силкина, сегодня при реализации инвестиционных проектов нежилых зданий часто возникают конфликты интересов города с инвесторами. Так, в настоящее время большинство застройщиков возводят офисы класса «А» или «В+». Поэтому, когда начинается раздел площадей с целью размещения в офисе класса «А» какого-нибудь социального объекта на принадлежащей городу территории, возникает резкое сопротивление со стороны инвестора. Как результат - акты реализации помещений подписываются годами, да и судебные разбирательства весьма продолжительны и противоречивы.

Виктор Николаевич отметил, что городу прежде всего нужны помещения класса «В» и «В-». Себестоимость их строительства составляет около 25 - 30 тысяч рублей за квадратный метр, при том что стоимость квадратного метра офиса класса «А» значительно выше - 150 тысяч рублей за тот же «квадрат».

- Городу гораздо выгоднее продать свою долю в инвестиционном контракте за 150 - 200 тысяч рублей за квадратный метр и построить на вырученные средства в пять - шесть раз больше площадей. К тому же данные объекты будут возводиться по нашему техническому заданию, - подчеркнул чиновник.

Отмечалось, что на сегодняшний день потребность столицы в нежилых помещениях составляет примерно семь миллионов квадратных метров. В Москве для реализации городских жилищных программ, комплексной реконструкции кварталов и микрорайонов с временным или постоянным отселением арендаторов и собственников требуется 850 тысяч квадратных метров площадей. На размещение магазинов «шаговой доступности» - 640 тысяч. Для вывода сторонних организаций из парков и детских садов - еще 210 тысяч квадратных метров. А на обеспечение нежилыми помещениями субъектов малого предпринимательства - аж 2,7 миллиона!

Плюс ко всему потребуется еще около миллиона квадратных метров для вывода арендаторов и собственников из помещений, занимаемых ими на первых этажах и в подвалах жилых домов. К тому же их необходимо будет переселять в отдельно стоящие нежилые здания.

- Эту работу нельзя выполнить за три-четыре года, - подчеркнул В.Н. Силкин.

Освободившиеся территории планируется передать тем арендаторам и собственникам, которые станут работать на жителей районов, где эти помещения и расположены. Предусмотрено открытие магазинов, предприятий бытового обслуживания населения, здравоохранения, культуры и малого бизнеса.

По данным главы Департамента, на сегодняшний день около 3,5 миллиона квадратных метров подобных площадей находятся в подвалах, технических подпольях и чердаках жилых домов.

- В соответствии с Жилищным кодексом так называемые технические подвалы и подполья должны стать общедолевой собственностью жильцов дома. Поскольку часть данных территорий уже используется, перед городом встает дополнительная задача - вывод прежних арендаторов, деятельность которых не соответствует утвержденным городским Правительством условиям. При этом часть невостребованных помещений можно использовать как для производственно-складских, так и инженерно-коммунальных и иных целей, - отметил В.Н. Силкин.

В свою очередь, столичные власти разработают методику, которая начнет помогать арендаторам вкладывать средства в реновацию принадлежащих городу нежилых помещений.

- К сожалению, из бюджета Москвы хронически недовыделяются деньги на реновацию. Да и у москвичей нет вкуса к этой работе. И это при том, что в столице более половины нежилого фонда находится или в ветхом, или в неудовлетворительном состоянии, - отметил мэр, подчеркнув, что одним из решений данной проблемы станет подтверждение прав арендатора на четко гарантированный срок на эксплуатацию конкретного помещения, в капремонт которого он вложит свои средства.

- По мнению Департамента, эти мероприятия позволят улучшить качество большей части нежилого фонда. Правда, данная система эффективна только в том случае, если арендатор занимает значительные площади - от целого этажа и более, - отметил В.Н. Силкин.

В 2004 - 2006 годах было запланировано проведение реновации нежилых помещений общей площадью 168,4 тысячи квадратных метров. За три отчетных года сданы в эксплуатацию лишь 23 объекта общей площадью 23,4 тысячи квадратных метров.

- Таким образом, проведенная за трехлетний период работа не изменила кардинально техническое состояние нежилого фонда. Количество помещений, находящихся в неудовлетворительном и ветхом состоянии, уменьшилось за это время лишь на 2 процента. Если говорить об абсолютных цифрах, то 1,9 миллиона квадратных метров площадей городской собственности нуждаются в капитальном ремонте. Для этих целей потребовалось бы не менее 27 миллиардов рублей бюджетных средств, что, как вы понимаете, нереально и неправильно, - подчеркнул В.Н. Силкин, предложив, в свою очередь, помимо экономического стимулирования продавать арендаторам помещения, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии; определить в числе основных направлений работы реконструкцию пристроек к существующим зданиям, а также новое строительство; активнее привлекать ГУПы к реновации используемого ими нежилого фонда.

Обозначив ряд первостепенных задач и необходимые изменения в документах, Ю.М. Лужков поручил Департаменту имущества города и столичному Правительству разработать и начать выполнять целевую программу по реновации и строительству объектов нежилого фонда.

11.04.07

Закрыть

Строительный каталог