История мытарств московских обманутых дольщиков близится к завершению

История мытарств московских обманутых дольщиков, похоже, близится к завершению: год назад городские власти приняли решение достроить брошенные дома. Зато началась история мытарств строителей - новых инвесторов заброшенных новостроек. Все происходит впервые: отработанной практики передачи проекта из рук в руки пока нет. Но, несмотря на ворох нерешенных проблем, недавно начались первые заселения. Ключи от квартир получают люди, которые ждали их 5 - 10 лет.

В настоящее время, по данным Общественной палаты России, насчитывается более 400 объектов недостроя и соответственно десятки тысяч пострадавших от долевого строительства. Расследуется более тысячи уголовных дел о мошенничестве, однако обманутым людям нужны не только громкие уголовные дела, но и ключи от оплаченных квартир. Массовое движение протеста вынудило власти начать разработку механизма какой-либо компенсации для обманутых дольщиков.

Еще в ноябре 2006 года руководитель строительного комплекса Москвы Владимир Ресин заявил, что к 2008 году все обманутые дольщики Москвы получат свои квартиры. И примеры благополучного решения этой проблемы уже есть: в частности, ЗАО "Трест № 26" практически с нуля возводит два объекта, ранее принадлежавших компании "Мастерок". "СУ-155" в настоящее время тоже достраивает за "Мастерком" монолитный дом на улице Гарибальди, а два завершенных дома (бывшие объекты "Стройиндустрии") компания недавно передала под долгожданное заселение. Эпопея с достроем этих домов на Щелковском шоссе и Никитинской улице может стать хрестоматийным примером "эпохи обманутых дольщиков".

Строительство началось в 2001 году (кстати, тогда средняя стоимость м2 составляла $750) и должно было закончиться в конце 2002-го - начале 2003 года. Но прошел год, другой, строительство то замирало, то начиналось вновь. В 2004 году стройка умерла окончательно. Компания "Стройиндустрия" тоже приказала долго жить, но до этого успела продать почти 100% жилищного фонда обоих объектов, включая "долю города" (жилье, которое должно было пойти на социальные программы).

Может быть, городу было и не так обидно лишиться части законного жилищного фонда, зато дольщикам было что терять. Потенциальные новоселы пошли по известной всем обманутым соинвесторам схеме: звонки, письма, обращения, осада чиновничьих кабинетов" И лед тронулся: в декабре 2006 года вышло Постановление Правительства Москвы о том, что строительство будет завершено силами компании "СУ-155". Вряд ли кто-нибудь тогда на все 100% понимал объем возникших проблем. А они на брошенной стройке нарастали как снежный ком. Простой пример: как хотя бы приблизительно оценить предстоящие затраты на доведение дома "до ума"? Ведь предыдущий горе-инвестор не передал "достройщику" никакой проектно-сметной документации. Собственно, и не стоило ожидать, что в компании, которая разорилась, предоставят достоверную информацию, поэтому в любом случае был необходим аудит объекта. И первые же попытки аудита показали, что на этапе передачи объекта порой невозможно заметить и зафиксировать все недоделки, многие из них становятся очевидными только в разгаре уже ведущихся работ.

Получается, что "на берегу" город и инвестор договорились достроить дом на такую-то условную сумму, а на практике расходы могут изрядно увеличиться. Значит, нужно заново доказывать объем затрат, переоформлять документы и прочее. А на это уходят время и остатки терпения тех, кому пообещали вернуть надежду на жилье. По словам Л. М. Гетманченко, заместителя генерального директора компании "МосЖилСтрой" (входит в группу компаний "СУ-155"), строить с нуля намного проще, чем переделывать чужую работу. "Дома к нам попали на разных стадиях строительства. Вместо дома на Щелковском шоссе был только голый монолитный каркас, этакая "этажерка". У второго, на Никитинской, были стены, окна, частично крыша. В таком виде дома стояли под дождем и снегом 4 года, поэтому мы сразу же заказали экспертизу на предмет несущей способности конструкций. Заключения экспертов не порадовали: дома в той или иной степени пострадали, поэтому потребовалось менять проекты под новые условия", - рассказывает Любовь Михайловна. Не секрет, что возведение любого объекта, даже самого рядового, гораздо дольше длится в кабинетах, чем на стройплощадке. Что уж говорить о таком запущенном случае, как брошенный дом. Экспертиза, получение новых технических условий, всевозможные согласования по всем инстанциям заняли большую часть времени: на весь процесс достроя домов ушел год, и при этом собственно сама стройка длилась считанные месяцы. Сейчас в домах на Щелковском шоссе и Никитинской улице началось долгожданное заселение. Каждый, кто когда-то заплатил деньги за эти квартиры "Стройиндустрии", получит свое жилье, причем без всякой доплаты со стороны дольщиков. В настоящее время за дострой заплатила компания "СУ-155" в обмен на гарантии города компенсировать ей понесенные убытки.

Впрочем, счастливых новоселов такие "мелочи" уже вряд ли волнуют.

29.05.07

Закрыть

Строительный каталог