На минувшей неделе столичное правительство подвело итоги выполнения жилищных программ

Задачи национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» столичное правительство реализовывало в рамках двухлетней программы, основанной на среднесрочной программе жилищного строительства в городе и программе «Москвичам – доступное жилье». Первая определяла ресурсы, направляемые на строительство социальных и льготных квартир. Вторая была нацелена на сокращение числа очередников и сроков получения ими жилья, а также на то, чтобы сделать его более доступным для иных групп москвичей.

На минувшей неделе столичное правительство подвело итоги выполнения жилищных программ 2007-го и рассмотрело трехлетнюю программу 2008-2010 годов.

ОТМЕЧАЛОСЬ, что в 2007 г. на реализацию городских жилищных программ было выделено 1823,2 тыс. кв. м квартир. 100 тыс кв. м из них 1,9 тыс. московских семей могли приобрести благодаря полученным от города субсидиям, общая сумма которых составила 9,2 млрд рублей.

В минувшем году свои жилищные условия улучшили 38,7 тыс. московских семей.

8,5 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилья, получили квартиры по договорам социального найма или приобрели их в рамках городских жилищных программ.

2,5 тыс. семей-очередников была предоставлена возможность купить жилье по льготным ценам (на эти цели город выделил 135,8 тыс. кв. м квартир).

Другая положительная цифра: за последний год общее количество выданных ипотечных кредитов в столице увеличилось на 45% и достигло 20 тысяч.

В 2007-м московским правительством впервые использовалась система разделения выкупных цен на жилые помещения, приобретаемые очередниками у города. Они дифференцировались в зависимости от даты постановки нуждающихся в улучшении условий проживания москвичей на жилищный учет и наличия у них льгот.

Новое жилье с использованием федеральных субвенций в размере 759,7 млн рублей было предоставлено 813 семьям, относящимся к очередникам льготных категорий (ветеранам, инвалидам, семьям с детьми-инвалидами). Еще 469 семьям город улучшил жилищные условия за счет собственных средств. Всего на обеспечение квартирами этих категорий граждан город затратил более 4 млрд рублей.

В рамках Года ребенка получили квартиры 225 многодетных семей с пятью и более детьми и 758 семей с несовершеннолетними детьми-инвалидами.

Выделено 18,8 тыс. кв. м в виде однокомнатных квартир в домах-новостройках и 3,3 тыс. кв. м площадей в освобожденных квартирах выпускникам детских домов и сиротских учреждений.

Ликвидировано более 3 тысяч коммуналок. Переведены в городской жилищный фонд 18 общежитий в домах квартирной планировки.

В минувшем году также оформлено и выдано 62,4 тыс. договоров передачи квартир в собственность граждан.

По состоянию на 12 мая 2008 г. в очереди на жилье стоят 16,4 тыс. семей (532 тыс. человек). Для сравнения: в начале 2005 г. их было около 200 тысяч.

ОДНАКО, по словам руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петра Сапрыкина, часть проблем минувшего года департаменту так и не удалось решить. Одна из них - сокращение сроков получения жилья очередниками до 10 лет. Реализовать данную задачу город предполагал за счет увеличения муниципального строительства и активного участия в инвестиционных контрактах. Но справился с ней лишь частично. В результате очередники недополучили квартиры в минувшем году. Только реализуемая столичными властями федеральная программа по обеспечению жильем военнослужащих отвлекла от них 277 тыс. кв. м жилья - более 4 тыс. квартир. Еще один незапланированный расход площадей связан с обязательствами города по предоставлению квартир обманутым вкладчикам, а их более 3 тыс. семей.

По словам П.Сапрыкина, из-за нехватки земельных участков городом вместо запланированных 2,2 млн кв. м некоммерческого жилья было возведено лишь 1,8 млн кв. метров. В результате жилищная очередь уменьшилась лишь на 8,5 тыс. семей.

Слабо используются и альтернативные методы решения жилищного вопроса. Речь здесь в первую очередь идет о специализированных жилищно-строительных кооперативах, пайщиками которых могут быть очередники. Возможное решение проблемы - проведение семейных аукционов, участвовать в которых могут только ЖСК.

Серьезную озабоченность вызывает отселение 499 домов в рамках программы реконструкции пятиэтажного и ветхого жилого фонда первого периода индустриального домостроения.

- Чтобы осуществить намеченное, требуется возвести более 3 млн кв. м жилья. А если к пятиэтажкам добавить требующие срочного расселения аварийные здания, попадающие под снос дома несносимых серий, и жилье реконструируемых кварталов, то в 2009-2010 гг. необходимо ежегодно направлять под переселение 1700 тыс.кв. м, что существенно превышает запланированные для этих целей объемы.

Причем из сносимых пятиэтажек и домов аварийного фонда в 2007-м было переселено 20 тыс. семей, что также меньше плана, - отметил глава департамента.

Не удалось уменьшить жилищную очередь и исключив из нее относительно обеспеченных граждан, способных при помощи города профинансировать покупку квартир. К тому же в процессе согласования кредитной программы выявилось несоответствие среднесрочных финансовых планов по продаже квартир очередникам, объемам субсидий, выделяемых на приобретение ими жилья. Так, сохраняя ежегодные темпы строительства на уровне 156 тыс. кв. м, финансирование за три года должно сократится с 7,5 млрд руб. до 2,5 млрд, - отметил П. Сапрыкин. Он обратил внимание префектов на то, что распределение квартир и субсидий между округами в перспективе предполагается осуществлять пропорционально количеству плановых очередников, а не исходить из их общего числа, как это делалось раньше.

В столице существуют участки, предоставленные частным инвесторам для строительства жилья по инвестиционным контрактам, но не используемые ими. Глава департамента предложил в данной ситуации пересматривать договоры с частными компаниями и отбирать у них площади для социального строительства.

Первоочередное внимание программа будет уделять участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, а также семьям очередников, проживающих в крайне стесненных условиях, срок получения муниципальных квартир у которых еще не подошел.

В свою очередь, руководитель Департамента городского заказа Леонид Моносов подчеркнул, что больше половины муниципальных домов вводятся в строй в последнем квартале года и потом еще долгое время заселяются:

- Подобную практику необходимо устранить! График отселения сносимых домов в предложенном Департаментом жилищной политики документе нужно откорректировать таким образом, чтобы площадки под строительство муниципального жилья освобождались равномерно, и так же равномерно жилье вводилось в строй.

Необходимо утвердить на ближайшую «трехлетку» адресный перечень всех возводимых домов, чтобы муниципальные службы четко знали, какую документацию и к какому сроку они должны разработать. Выстраивается ясная цепочка реализации городского заказа, и Москомархитектура, как государственный заказчик, сможет в срок разработать всю предпроектную документацию, - подчеркнул Л. Моносов.

Заместитель председателя Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Валерий Скобинов отметил, что согласно прогнозам социально-экономического развития города к 2012 г. объемы социального строительства могут снизиться. По отношению к 2007 г., когда на социальные жилищные программы было направлено порядка 49% от общего объема муниципального жилья, доля госзаказа может уменьшиться до 26% уже через пять лет.

В свою очередь, Юрий Лужков отметил, что «предложенные объемы строительства городского жилья неприемлемы категорически», и ни одно из них не принял в расчет:

- Документ должен помочь городу в течение трех лет четко решать все вопросы, связанные с переселением москвичей!

МЭР потребовал, чтобы в общем объеме городского жилья был сформирован фонд, предназначенный для переселения москвичей из аварийных домов. Он поставил перед департаментами города задачу «находить для строительства муниципальных домов земельные участки в области и решать вопросы их приобретения на коммерческой основе»:

- Город осуществляет свои планы, несмотря на то, что руководители Московской области негативно относятся к нашим решениям. Поведение соседей не соответствует Федеральному закону о статусе Москвы, согласно которому область должна обеспечивать условия развития города.

В столице найдется немало желающих переехать в эти дома за пределами МКАД. При этом никто никого насильно жить в область отправлять не собирается. В текущем году город планирует построить на приобретенной в Подмосковье земле порядка миллиона квадратных метров жилья, - подчеркнул столичный градоначальник.

- Считаю, что на состояние аварийных домов необходимо обратить особое внимание, поскольку не отремонтированные вовремя они очень быстро приходят в такое состояние, что их даже к зиме невозможно подготовить и нужно в аварийном порядке расселять. Предлагаю включить в постановление пункт: все дома, признанные по городу аварийными, расселить не позже 2010 г., - подчеркнул префект Восточного округа столицы Николай Евтихиев.

- Объемы жилья, выделяемого под социальные программы, должны только увеличиваться, - подчеркнул Юрий Лужков. - В рамках программы «Молодой семье - доступное жилье» необходимо возводить бездоходные арендные дома. Эти дома с хорошими квартирами и низкой платой за жилье будут муниципальными. Должны возрастать и объемы жилья, предоставляемого по социальной ипотеке. Часть москвичей обязательно воспользуются предложенными городом программами - к ним власти должны отнестись с особым вниманием.

ТАКЖЕ мэр отметил, что ветераны и инвалиды Великой Отечественной - их в городе осталось 488 семей - должны быть обеспечены жильем в 2008-м, максимум в 2009 году.

В текущем году в Москве впервые будет построено 100 малоэтажных домов для многодетных семей. Первый заместитель руководителя столичного Департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев подчеркнул, что «число домов соответствует количеству семей, которым требуется улучшение жилищных условий». Юрий Лужков отметил, что строительство таких домов начато в Щербинке.

Первый заместитель мэра Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк сделал свои замечания:

- Мы обсуждаем весьма важный документ, который не на один год определит политику города в обеспечении москвичей жильем. Для этого необходимо, чтобы все утвержденные нами параметры четко выполнялись. Грамотно сбалансированные, они помогут устранить проблемы неритмичной подготовки стройплощадок под застройку, а также своевременной разработке и выходу проектно-сметной документации. Трехлетнюю программу необходимо в обязательном порядке привести в соответствие с программой 2006 года. При этом не сокращать, как предложено в документе, а постараться максимально увеличить объемы жилья, возводимого по городскому заказу. Строить как можно больше квартир в рамках социальной ипотеки - это даст дополнительный материальный ресурс и привлечет средства населения. Сэкономленные таким образом деньги город сможет направлять на строительство бесплатного муниципального или иного жилья в рамках городского заказа.

- Проблема остается самой актуальной в городе. Поэтому считаю, что идеология программы верна, но ряд заложенных в ней показателей, снижающих темпы и объемы строительства муниципального жилья, категорически неприемлем. Подобные тенденции нужно забыть - ступеньки вниз нам не нужны! Это самый главный вывод, который город должен сделать, решая задачи возведения жилья, - подчеркнул мэр.

21.05.08

Закрыть

Строительный каталог