ПБ 10-14-92 (с изм. 1 1998), часть 7

Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ.

Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.013. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд.

Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы.

Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе. Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.

При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

При работе стреловых самоходных кранов на действующих электростанциях, подстанциях к линиях электропередачи, если работы с применением кранов ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а крановщики находятся в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, установленном отраслевыми нормами.

Работа стреловых самоходных кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии. Выдача наряда-допуска в этом случае не обязательна.

7.5.20 . Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и организация, производящая работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

а) на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производимой работе;

б) вход на краны мостового типа и передвижные консольные краны и спуск с них должны производиться через посадочную площадку или в отдельных случаях через проходную галерею;

в) при необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, электрооборудования крана, осмотра и ремонта металлоконструкций должен отключаться рубильник вводного устройства. Это требование должно также выполняться при необходимости выхода на настил моста крана мостового типа;

г) на кранах мостового типа, у которых рельсы грузовой тележки расположены на уровне настила галереи, перед выходом обслуживающего персонала на галерею тележка должна устанавливаться в непосредственной близости от выхода из кабины на настил;

д) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами, в котором должны предусматриваться:

соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях;

перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;

места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;

мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.).

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, крановщики и стропальщики должны быть ознакомлены с проектом (под роспись) до начала работ;

е) погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и утвержденным в установленном порядке;

ж) не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть устроены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, в которой должны быть определены место нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при загрузке и разгрузке их кранами не допускается;

з) перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик, может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

и) строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;

к) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке и разгрузке (на землю) транспортных средств;

л) перемещение груза неизвестной массы должно производиться только после определения его фактической массы;

м) груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

и) при перемещении стрелового самоходного крана с грузим положение стрелы и нагрузка на кран должны устанавливаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана;

о) опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза. Устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, без нарушений установленных для складирования груза габаритов и без загромождения проходов. Укладка груза в полувагоны, на платформы должна производиться в соответствии с нормами МПС России по согласованию с грузополучателем. Погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке.

Загрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия;

п) не допускается нахождение людей и проведение каких-либо работ в пределах перемещения грузов кранами, оснащенными грейфером или магнитом.

Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только во время перерывов в работе кранов и после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю. Места производства работ такими кранами должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками;

р) не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнения работ, для которых грейфер не предназначен;

с) по окончании работы или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии, рубильник в кабине крановщика или на портале крана должен быть отключен и заперт на замок.

По окончании работы башенного, портального, козлового крана и мостового перегружателя кабина управления должна быть заперта, кран укреплен всеми имеющимися на нем противоугонными устройствами;

т) кантовка грузов кранами может производиться на кантовальных площадках или в специально отведенных местах. Выполнение такой работы разрешается только по заранее составленной технологии, где отражаются последовательность выполнения операции, способ строповки груза и указания по безопасному выполнению работ;

у) при работе мостовых кранов, установленных в несколько ярусов, должно выполняться условие проезда кранов верхнего яруса над кранами, расположенными ниже, только без груза, с крюком, поднятым в верхнее рабочее положение;

ф) при подъеме груза он должен быть предварительно приподнят на высоту не более 200—300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;

х) при подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе и лица, производящего зацепку груза) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием, это требование должно также строго выполняться и при опускании груза.

7.5.21. При работе грузоподъемной машины не допускаются:

а) вход в кабину грузоподъемной машины во время ее движения;

б) нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана;

в) перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;

г) перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми. Подъем людей кранами может производиться в исключительных случаях и только в специально изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органом госгортехнадзора;

д) подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;

е) подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

ж) освобождение с помощью грузоподъемной машины защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

з) оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины;

и) выравнивания перемещаемого груза руками, а также поправка стропов на весу;

к) подача груза в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

л) пользование концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов, за исключением случая, когда мостовой кран подходит к посадочной площадке, устроенной в торце здания;

м) работа при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах;

н) включение механизмов крана при нахождении людей на кране вне его кабины (на галерее, в машинном помещении, на стреле, башне, противовесе и т.п.). Исключение допускается для лиц, ведущих осмотр и регулировку механизмов и электрооборудования. В этом случае механизмы должны включаться по сигналу лица, производящего осмотр;

о) подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой.

7.5.22. Вывод крана в ремонт должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем.

На проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск в порядке, установленном владельцем. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ. В частности, должны быть указаны меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электротоком, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути действующих кранов.

Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия лица, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале крановщика.

Без наряда-допуска можно производить профилактический осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика. При выполнении ремонтных работ на мостовом кране несколькими бригадами наряд-допуск должен быть видан каждой бригаде.

Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.

7.5.23. Разрешение на работу крана после ремонта, кроме случаев, указанных в ст. 7.2.1, выдается инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.


  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ


8.1. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и специалистами предприятий, занятыми проектированием, изготовлением, ремонтом, реконструкцией, монтажом, эксплуатацией и диагностированием грузоподъемных машин независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частными лицами  — владельцами кранов.

8.2. Руководящие работники, специалисты, частные лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные нарушения независимо от того, привело ли это к аварии или к несчастному случаю. Эти лица также несут ответственность за нарушения Правил, допущенные их подчиненными.

8.3. В случаях выдачи должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных им работников нарушать Правила и инструкции, самовольного возобновления работ, остановленных органами госгортехнадзора, а также непринятия мер по устранению нарушений Правил и инструкций эти лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

8.4. Рабочие (крановщики, стропальщики, слесари, электромонтеры), обученные и аттестованные в установленном порядке, обеспеченные производственными инструкциями, несут ответственность за нарушение изложенных в них указаний.

8.5. В зависимости от характера нарушений и их последствий указанные в ст. 8.2, 8.3 и 8.4 лица могут быть привлечены к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.






9. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ


9.1. Расследование аварий и несчастных случаев, происшедших при эксплуатации грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах госгортехнадзора, должно производиться в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

9.2. При аварии или несчастном случае владелец грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, обязан в течение суток уведомить орган госгортехнадзора и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя органа госгортехнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Сообщение о несчастном случае должно направляться в организации согласно действующему положению о расследовании несчастных случаев на производстве.


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


10.1. В связи с введением в действие настоящих Правил необходимость и сроки соответствующего переоборудования действующих грузоподъемных машин устанавливаются изготовителем и владельцем грузоподъемной машины по согласованию с органом госгортехнадзора.

10.2. Руководящие работники, специалисты предприятий, а также частные лица, занятые проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией, эксплуатацией и диагностированием грузоподъемных машин, должны пройти проверку знаний настоящих Правил в сроки, согласованные с органом госгортехнадзора.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ





Термин

Определение

Схема

Машина грузоподъемная

Подъемное устройство цикличного действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа

1. ТИПЫ КРАНОВ

1.0

Кран грузоподъемный

Машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения груза в пространстве, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом

Классификация кранов по конструкции

1.1

Кран мостового типа

Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или стреловому крану, перемешающимся по мосту


1.1.1

Кран мостовой

Кран, у которого несущие элементы конструкции опираются непосредственно на крановый путь

1.1.2

Кран козловой

Кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек

1.1.3

Кран полукозловой

Кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь с одной стороны непосредственно, а с другой  — при помощи опорной стойки

1.1.4

Кран перегружатель причальный

Кран с одной или двумя консолями, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи портала

1.2

Кран кабельного типа

Кран, у которого грузозах-ватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах

1.2. 1

Кран кабельный

Кран, у которого несущими элементами являются канаты, закрепленные в верхней части опорных мачт (башен)

1.2.2

Кран кабельный мостовой

Кран, у которого несущими элементами являются канаты, закрепленные на концах моста, установленного на опорных стойках

1.3

Кран стрелового типа

Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле

1.3.1

Кран портальный

Кран передвижной поворотный на портале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта

1.3.2

Кран полупортальный

Кран передвижной поворотный на полупортале, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомобильного транспорта

1.3.3

Кран стреловой

Кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом части

1.3 . 3 . 1

Кран стреловой самоходный

Кран стрелового типа, который может быть снабжен башенно-стреловым оборудованием и может перемещаться в ненагруженном или нагруженном состоянии, на самоходном шасси, сохраняя свою устойчивость вследствие силы тяжести

1.3.4

Кран башенный

Кран поворотный со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни

1.3.5

Кран железнодорожный

Кран, смонтированный на платформе, передвигающейся по железнодорожному пути

1.3.6

Кран плавучий

Кран на самоходном или несамоходном понтоне, предназначенном для его установки и передвижения

1.3.7

Кран стреловой судовой

Кран поворотный, установленный на борту судна и предназначенный для его загрузки и разгрузки

1.3.8

Кран мачтовый

Кран поворотный со стрелой, закрепленной шарнирно на мачте, имеющей нижнюю и верхнюю опоры

1.3.8.1

Кран мачтовый вантовый

Кран мачтовый с закреплением верха мачты посредством канатных оттяжек  — вантов

1.3.8.2

Кран мачтовый жестконогий

Кран мачтовый с закреплением верха мачты посредством жестких тяг

1.3.9

Кран консольный

Кран стрелового типа, грузозахватный орган которого подвешен к жестко закрепленной консоли (стреле) или к тележке, перемещающейся по консоли (стреле)

1.3.9.1

Кран консольный на колонне

Кран консолъный, имеющий возможность вращаться на колонне, основание которой прикреплено к фундаменту, либо прикрепленный к колонне, которая может вращаться в подпятнике, размещенном в фундаменте

1.3.9.2

Кран настенный

Кран стационарный, прикрепленный к стене либо перемещающийся по надземному крановому пути, закрепленному на стене или несущей конструкции

1.3.9.3

Кран велосипедный

Кран, консольный, перемещающийся по наземному рельсовому пути и удерживаемый верхней направляющей

1.3.10 . (Исключен, Изм. №1)

Классификация кранов по виду грузозахватного органа

1.4

Кран крюковой

Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде крюка

1.5

Кран грейферный

Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера

1.6

Кран магнитный

Кран, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита

1.7

Кран мульдомагнитный

Кран мостового типа, оборудованный грузозахватным органом в виде электромагнита и приспособлением для перемещения мульд

1.8

Кран мульдогрейферный

Кран мостового типа, оборудованный грузозахватным органом в виде грейфера и приспособлением для перемещения мульд

1.9

Кран мульдозавалочный

Кран мостового типа, оборудованный хоботом для захвата мульд

1.10

Край штыревой

Кран мостового типа, оборудованный захватом для извлечения штырей из электролизеров

1.11

Кранштабелер

Кран мостового типа, оборудованный вертикальной колонной с устройством для штабелирования грузов

1.12

Кран литейный

Кран мостового типа, оборудованный механизмами подъема и опрокидывания литейного ковша

1.13

Край посадочный

Кран мостового типа, оборудованный вращающейся колонной с горизонтальными клещами в нижней ее части для захвата и посадки в печь заготовок

1.14

Кран ковочный

Кран мостового типа, оборудованный приспособлением для подъема, перемещения и поворота поковок

1.15

Кран для раздевания слитков (стрипперный)

Кран мостового типа, оборудованный устройством для выталкивания слитков из изложниц

1.16

Кран колодцевый

Кран мостового типа, оборудованный хлещевым захватом и предназначенный для обслуживания колодцевых печей

Классификация кранов по возможности перемещения

1.17

Кран стационарный

Кран, закрепленный на фундаменте или на другом неподвижном основании

1.18

Кран самоподъемный

Кран, установленный на конструкциях возводимого сооружения и перемещающийся вверх при помощи собственных механизмов по мере возведения сооружения

1.19

Кран переставной

Кран, установленный на основании, который может быть перемещаемым с места на место вручную или с помощью других грузоподъемных средств

1.20

Кран радиальный

Кран, имеющий возможность перемещения при работе относительно одной стационарной опоры

1.21

Кран передвижной

Кран, имеющий возможность передвижения при работе

1.21.1

Кран прицепной

Кран передвижной, не оборудованный механизмом для передвижения и перемещаемый в прицепе за тягачом (буксиром)

1.21.2

Кран самоходный

Кран передвижной, оборудованный механизмом для передвижения при работе и/или транспортировке

Классификация кранов по виду ходового устройства

1.22

Кран на гусеничном ходу

Самоходный кран, снабженный для передвижения гусеницами

1.23

Кран на колесном ходу

Самоходный кран, снабженный для передвижения колесами

1.23.1

Кран автомобильный

Кран на серийном автомобильном шасси

1.23.2

Кран на специальном шасси

Кран на специальном шасси автомобильного типа

1.23.3

Кран пневмоколесный

Кран на пневмоколесном шасси

1.23.4

Кран коротко-базовый

Кран на короткобазовом шасси

1.24

Кран рельсовый

Кран на рельсовом ходу

Классификация кранов по виду привода

1.25

Кран ручной

Кран с ручным приводом его механизмов

1.26

Кран электрический

Кран с электрическим приводом его механизмов

1.27

Кран механический

Кран с механическим приводом его механизмов

1.28

Кран гидравлический

Кран с гидравлическим приводом его механизмов

Классификация кранов по степени поворота

1.29

Кран поворотный

Кран, имеющий возможность вращения (в плане) поворотной части вместе с грузом относительно опорной части крана

1.29.1

Кран неполно-поворотный

Кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол менее 360°

1.29.2

Кран полноповоротный

Кран поворотный, имеющий возможность вращения поворотной части от одного крайнего положения до другого на угол 360° и более

1.30

Кран неповоротный

Кран, не имеющий возможности вращения груза (в плане) относительно опорной части

Классификация кранов по способу опирания

1.31

Кран опорный

Кран мостовой, опирающийся на надземный крановый путь

1.32

Кран подвесной

Кран мостовой, подвешенный к нижним полкам кранового пути

2. ПАРАМЕТРЫ

Нагрузки

2.1

Грузоподъемность полезная

Груз массой mPL , поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузозахватных приспособлений, а в случае их отсутствия подвешенный непосредственно к несъемным грузозахватным приспособлениям. Если краны применяются для подъема затворов на гидроэлектростанциях, или для подъема грузов с поверхности воды, в полезную грузоподъемность могут быть включены усилия, вызванные всасыванием воды или сцеплением воды вследствие всасывания


2.2

Съемное грузозахватное приспособление

Любое оборудование (массой mNA ) , соединяющее груз, соответствующий полезной грузоподъемности, с краном и не являющееся частью ни крана, ни груза. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза

См. схему в п. 2.1

2.3

Грузоподъемность нетто

Груз массой mNL , поднимаемый краном к подвешенный при помощи несъемных грузозахватных приспособлений. Масса mNL представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mPL , и съемных грузозахватных приспособлений mNA :

См. схему в п. 2.1

2.4

Несъемное грузозахватное приспособление

Любое оборудование массой mPA , к которому можно подвешивать груз, соответствующий грузоподъемности нетто, и которое постоянно закреплено на нижнем конце подъемного устройства. Несъемные грузозахватные приспособления являются частью крана

См. схему в п. 2.1

2.5

Грузоподъемность промежуточная (на канатах)

Груз массой mHL , поднимаемый краном и подвешенный к нижнему концу подъемного средства. Масса mHL , представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности mPL , съемных грузозахватных приспособлений mNA и несъемных грузозахватных приспособлений mFA

См. схему в п. 2.1

2.6

Подъемное средство

Канаты, цепи или любое другое оборудование массой mHM , свисающее с крана, с грузовой тележки или с головки стрелы и приводимое в движение лебедкой для подъема или опускания груза, подвешенного к нижнему концу подъемного средства. Подъемные средства являются частью подъемного устройства

См. схему в п. 2.1

2.7

Грузоподъемность брутто

Груз массой mGL . Подвешенный непосредственно к крану, к грузовой тележке или к головке стрелы. Масса представляет собой сумму значений массы груза, соответствующего полезной грузоподъемности m PL , съемных и несъемных грузозахватных приспособлений mNA и mFA и подъемного средства mHM

См. схему в п. 2.1

2.8

Момент грузовой:

Произведение величии вылета L и соответствующей ему грузоподъемности Q

2.9

Момент грузовой опрокидывающий:

Произведение величин вылета от ребра опрокидывания А и соответствующей ему грузоподъемности Q

2.10

Конструктивная масса GK

Масса крана без балласта и противовеса в незаправленном состоянии, т.е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды. Для стреловых кранов принимается в сборе с основной стрелой и противовесом в незаправленном состоянии

2.11

Общая масса G0

Полная масса крана в заправленном состоянии с балластом и противовесом

2.12

Нагрузка на колесо Р

Величина наибольшей вертикальной нагрузки, передаваемой одним ходовым, колесом на крановый путь или на ось

Линейные параметры кранов

2.13

Вылет L

Расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части до вертикальной оси грузозахватного органа без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке

2.14

Вылет от ребра опрокидывания А

Расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до вертикальной оси грузозахватного органа без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке

2.15

Вылет консоли 1

Наибольшее расстояние по горизонтали от оси ближайшей к консоли опоры крана до оси расположенного на консоли грузозахватного органа

2.16

Подход С

Минимальное расстояние по горизонтали от оси кранового рельса до вертикальной оси грузозахватного органа

2.17

Габарит задний r

Наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле

2.18

Высота подъема Н

Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении:

для крюков и вил до их опорной поверхности

для прочих грузозахватных органов  — до их нижней точки (в замкнутом состоянии)

Для мостовых кранов высота подъема принимается от уровня пола. Высота подъема определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке

2.19

Глубина опускания h

Расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении:

для крюков и вил  — до их опорной поверхности;

для прочих грузозахватных органов  — до их нижней точки (в замкнутом состоянии).

Для мостовых кранов глубина опускания принимается от уровня рельса. Глубина опускания определяется без нагрузки при установке крана на горизонтальной площадке

2.20

Диапазон подъема D

Расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа (см. пп. 2.18 и 2.19)

2.21

Высота кранового пути H0

Расстояние по вертикали от уровня пола (земля) до уровня головок рельсов кранового пути

Скорости рабочих движений

2.22

Скорость подъема (опускания) груза V n

Скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения

2.23

Скорость посадки V m

Наименьшая скорость опускания наибольшего рабочего груза при монтаже или укладке в установившемся режиме движения

2.24

Частота вращения (угловая скорость) w

Угловая скорость вращения поворотной части крана в установившемся режиме движения; определяется при наибольшем вылете с рабочим грузом при установке крана на горизонтальной площадке и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м

2.25

Скорость передвижения крана vK

Скорость передвижения крана в установившемся режиме движения; определяется при передвижении крана по горизонтальному пути с рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м

2.26

Скорость передвижения тележки vt

Скорость передвижения грузовой тележки в установившемся режиме движения определяется при движении тележки по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом и при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м

2.27

Скорость изменения вылета V r

Средняя скорость горизонтального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения определяется при изменении вылета от наибольшего до наименьшего, при установке крана на горизонтальном пути и скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м

2.28

Время изменения вылета

Время, необходимое для изменения вылета от наибольшего до наименьшего. Определяется при изменении вылета под нагрузкой, равной грузоподъемности для наибольшего вылета при установке крана на горизонтальном пути при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м

2.29

Скорость ревизионная

Малая скорость перемещения грузовой тележки крана кабельного типа в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (осмотра) несущих канатов и узлов крана

2.30

Скорость транспортная V0

Наибольшая скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая собственным приводом

2.31

Время рабочего цикла

Время, затрачиваемое на осуществление одного установленного рабочего цикла

Параметры, связанные с крановыми путями

2.32

Уровень стоянки крана

Горизонтальная поверхность основания или поверхность головок рельсов, на которую опирается неповоротная часть крана. Для кранов, у которых опоры расположены па разной высоте, уровень стоянки крана определяется по нижней опоре крана

2.33

Пролет S

Расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов, мостового типа

2.34

Колея К

Для кранов стрелового типа  — расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана . Для грузовых тележек  — расстояние между осями рельсов для передвижения тележки

2.35

База В

Расстояние между осями опор крана, измеренное по его продольной оси

2.36

База выносных опор В0

Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное по продольной оси крана

2.37

Расстояние между выносными опорами Ко

Расстояние между вертикальными осями выносных опор, измеренное поперек продольной оси крана

2.38

Уклон пути

Уклон, на котором допускается работа крана, определяемый отношением соответствующим разности уровнен двух точек пути, находящихся на расстоянии В, равном базе крана. Величина разности уровней измеряется при отсутствии нагрузки на данный участок пути

2.39

Уклон преодолеваемый

Уклон пути преодолеваемый краном с постоянной транспортной скоростью

2.40

Контур опорный

Контур, образуемый горизонтальными проекциями прямых линий, соединяющих вертикальные оси опорных элементов крана (колес или выносных опор)

2.41

Радиус закруглении RK

Наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути

2.42

Наименьший радиус R

Радиус окружности, описываемой внешним передний колесом крана при изменении направления движения

Параметры общего характера

2.43

Группа классификации (режим работы)

Характеристика крана, учитывающая его использование по грузоподъемности и времени, а также число циклов работы

2.44

Габарит приближения

Пространство, определяемое условиями безопасности при работе крана вблизи сооружений, из пределов которого может выходить лишь грузозахватный орган при выполнении рабочих операций

2 . 45

Коэффициент запаса торможения

Отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок:

наибольшего рабочего груза (для механизма подъема) массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета)

2.46

Безаутригерная характеристика

Грузовая характеристика самоходного крана при работе без установки его на выносные опоры (аутригеры)

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Движения

3.1

Подъем (опускание) груза

Вертикальное перемещение груза

3.2

Плавная посадка груза

Опускание груза с наименьшей скоростью при его монтаже или укладке

3.3

Подъем (опускание стрелы

Угловое движение стрелы в вертикальной плоскости

3.4

Изменение вылета

Перемещение грузозахватного органа путем подъема, опускания или передвижения стрелы или путем передвижения грузовой тележки

3.4.1

Горизонтальный ход груза

Изменение вылета, осуществляемое подъемом стрелы, при котором груз автоматически перемещается по траектории, близкой к горизонтали

3.5

Передвижение крана

Перемещение всего крана в рабочем положении

3.6

Передвижение грузовой тележки

Перемещение грузовой тележки по мосту, несущему канату, стреле или консоли

3.7

Поворот

Угловое движение поворотной части крана мостового или стрелового типа в горизонтальной плоскости

Устойчивость крана

3.8

Устойчивость крана

Способность крана противодействовать опрокидывающим моментам

3.9

Устойчивость грузовая

Способность крана противодействовать опрокидывающим моментам, создаваемым весом груза, силами инерции, ветровой нагрузкой рабочего состояния и другими факторами

3.10

Устойчивость собственная

Способность крана противодействовать опрокидывающим моментам при нахождении крана в рабочем (в том числе без груза) и нерабочем состояниях

Испытания

3.11

Испытания статические

Испытания крана путем статического приложения нагрузки к грузозахватному органу, на Х % , превышающей грузоподъемность крана

3.12

Испытания динамические

Испытания крана путем выполнения рабочих движений под нагрузкой, на У% превышающей грузоподъемность крана

4 . УЗЛЫ

4.1

Механизм подъема

Приводное устройство для подъема и опускания груза

4.2

Механизм передвижения крана

Приводное устройство для передвижения крана

4.3

Механизм передвижения тележки или тали

Приводное устройство для передвижения грузовой тележки или тали

4.4

Механизм изменения вылета

Приводное устройство для изменения вылета путем изменения угла наклона стрелы и/или гуська

4.5

Механизм поворота

Приводное устройство для вращения поворотной части крана в горизонтальной плоскости

4.6

Механизм выдвижения стрелы

Приводное устройство для изменения длины стрелы крана

4.7

Лебедка

Механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана Типы лебедок:

барабанная

с канатоведущими шкивами

шпилевая

4.8

Таль

Грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом

4.9

Ходовое устройство

Основание крана для установки поворотной платформы или башни крана, включающее приводное устройство для передвижения крана

4.10

Портал

Конструкция, имеющая приподнятую ходовую раму, опирающуюся посредством стоек или непосредственно на крановый путь

4.11

Тележка ходовая балансирная

Опорная конструкция, оборудованная колесами или катками, имеющая шарнирное соединение для равномерной передачи нагрузок их колеса или катки

4.12

Мост

Несущая конструкция кранов мостового типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или конструкция между опорами козлового или полукозлового крана

4.13

Тележка грузовая

Конструкция, предназначенная для перемещения подвешенного груза

4.14

Опорно-поворотный круг (устройство)

Узел для передачи нагрузок (грузового момента, вертикальных и горизонтальных сил) от поворотной части крана на неповоротную и для вращения поворотной части, который может также включать механизм поворота круга

4.15

Платформа поворотная

Поворотная конструкция крана для размещения механизмов

4.16

Башня

Вертикальная конструкция крана, поддерживающая стрелу и/или поворотную платформу и обеспечивающая необходимую высоту расположения опоры стрелы

4.17

Колонна

Вертикальная конструкция, поддерживающая поворотную стрелу с рабочим грузом и обеспечивающая необходимую высоту подъема

4.18

Стрела

Конструкция крана, обеспечивающая необходимую величину вылета и/или высоту подъема грузозахватного органа

4.19

Оборудование башенно-стреловое

Сменное оборудование стрелового самоходного крана, состоящее из башни, стрелы с гуськом или без гуська и необходимых устройств

4.20

Опора качающаяся

Опора кабельного крана, имеющая возможность изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах

4.21

Опора некачающаяся

Опора кабельного крана, не имеющая возможности изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах

4.22

Противовес

Грузы, прикрепляемые к противовесной консоли или к поворотной платформе для уравновешивания веса рабочего груза и/или отдельных частей крана во время работы

4.23

Балласт

Груз. Прикрепленный на ходовой раме или на портале для обеспечения устойчивости крана

4.24

Тормоз

Устройство для снижения скорости движения или для остановки и/или удержания механизмов в неподвижном состоянии

4.25

Блок (канатный)

Вращающийся элемент с одним или несколькими ручьями для направления каната

4.26

Блок уравнительный

Блок, служащий для выравнивания нагрузок в двух ветвях каната

4.27

Шкив канатоведущий

Вращающийся канатный шкив с канавками (канавкой), служащий для привода одного или нескольких ветвей каната за счет сил трения между шкивом и канатом

4.28

Полиспаст

Блочно-канатная система для изменения силы и скорости передвижения каната

4.29

Полиспаст сдвоенный

Полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном или двух барабанах

4.30

Подвеска крюковая

Система блоков, размещенных на раме, снабженной крюком

4.31

Орган грузозахватный

Устройство (крюк, грейфер, электромагнит, вилы и др.) для подвешивания, захватывания или подхватывания груза

4.32

Связь кинематически неразмыкаемая

Механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая:

непосредственным соединением двигателя с редуктором и редуктора с барабаном с помощью неразмыкаемых муфт с помощью механизма переключения скоростей (в том случае, если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа)

4.33

Опора выносная

Устройство, предназначенное для увеличения опорного контура крана в рабочем состоянии

4.34

Лестница

Сооружение в виде ряда ступеней для подъема на высоту

4.34.1

Лестница посадочная

Лестница для доступа на кран с углом наклона к горизонтали до 60° включительно

4.34.2

Лестница наклонная

Лестница с углом наклона к горизонтали от 60 до 75° включительно

4.34.3

Лестница вертикальная

Лестница с углом наклона к горизонтали более 75°

4.34.4

Лестница монтажная

Упрощенное сооружение без ограждений для рабочих, допущенных к работе на высоте (верхолазов) или на случай сварки

4.35

Галерея

Длинное и узкое сооружение с горизонтальным настилом, предназначенное для обеспечения свободного прохода

4.36

Мостки

Сооружение в виде мостика с горизонтальным или наклонным настилом; предназначенное для прохода при проведении технического обслуживания или ремонта крана

4.37

Площадка

Горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения человека при проведении технического обслуживания или ремонта крана

  1. ОГРАНИЧИТЕЛИ И УКАЗАТЕЛИ

Ограничители и указатели нагрузки

5.1

Ограничитель

Прибор, который должен вызывать остановку, ограничение движений или функций крана. Большинство этих приборов действует автоматически, когда соответствующее движение или функция достигают своего предельного состояния

5.2

Ограничитель функций крана

Ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих функций крана

5.3

Ограничитель нагрузки

5.3.1

Ограничитель грузоподъемности

5.3.2

Ограничитель грузового момента

5.3.3

Буфер

Устройство для смягчения удара

5.4

Ограничители движений

 —

5.4.1

Ограничитель рабочего движения

Ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение обозначенных движения крана

5.4.2

Ограничитель высоты подъема

5.4.3

Ограничитель глубины опускания

5.4.4

Ограничитель поворота

 —

5.4.5

Ограничитель передвижения

5.4.6

Ограничитель передвижения тележки

 —

5.4.7

Ограничитель наклона стрелы

5.5

Указатель

Прибор, который выдает машинисту крана визуальную и/или звуковую информацию для правильного управления краном

5.6

Указатель рабочих параметров

Прибор, который выдает машинисту крана визуальную и/или звуковую информацию о величине рабочих параметров

5.7

Указатель нагрузки


5.7.1

Указатель грузоподъемности

 —

5.7.2

Указатель грузового момента

5.8

Указатель движения


5.8.1

Указатель вылета

 —

5.8.2

Указатель наклона стрелы

Ограничители и указатели функций

5.9

Ограничитель функций

 —

5.9.1

Ограничитель перекоса моста

5.9.2

Ограничитель намотки каната

5.9.3

Ограничитель сматывания каната

5.9.4

Ограничитель частоты вращения

5.9.5

Ограничитель скорости подъема (опускания) груза

5.9.6

Ограничитель скорости передвижения

5.9.7

Ограничитель скорости передвижения тележки


5.9.8

Клапан предохранительный (в гидросистеме)

5.9.9

Захват противоугонный

Устройство для удерживания крана от перемещения вдоль рельсового пути в нерабочем состоянии под действием ветра


5.10

Указатель функций

 —

5.10.1

Указатель перекоса моста

5.10.2

Указатель угла наклона крана

5.10.3

Указатель вращения барабана

5.10. 4

Указатель слабины каната

6. РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЛИЦА СВЯЗАННЫЕ С

КРАНАМИ.

6.1

Нормативная документация (стандарты, технические условия)

Документы, содержащие требовании безопасности (согласованные с Госгортехнадзором России), правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступные широкому кругу потребителей (пользователей)

6.2

Ремонт

Восстановление поврежденных, изношенных или пришедших в негодность по любой причине узлов крана с доведением его до работоспособного состоянии

6.3

Реконструкция

Изменение конструкции крана, вызывающее необходимость корректировки паспорта крана (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование кранов и другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок

6.4

Сертификация соответствия (сертификация)

Подтверждение соответствия грузоподъемных машин или производства требованиям отечественных и/или зарубежных нормативных документов, проведенное независимой организацией

6.5

Специализированная организация по кранам

Организация, имеющая разрешение (лицензию) Госгортехнадзора России (на основе заключения головной организации  — в части проектно-конструкторских работ) на:

проведение в полном объеме или частично проектно-конструкторских работ по созданию и/или ремонту и/или реконструкции кранов

изготовление, монтаж, ремонт, реконструкцию кранов и/или наладку приборов безопасности

эксплуатацию кранов

обследование кранов с истекшим сроком службы

6. 6

Головная организация по краностроению

Организация, уполномоченная Госгортехнадзором России:

проводить научно-исследовательские работы по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

осуществлять функции специализированной организации в полном объеме

разрабатывать нормативные документы по грузоподъемным машинам

проводить экспертизу проектов по вновь разработанным и модернизированным кранам (до проведения приемочных испытаний)



участвовать в приемочных испытаниях грузоподъемных машин

участвовать в сертификации грузоподъемных машин и предприятий-изготовителей

проводить экспертизу грузоподъемных машин, в том числе поступающих из-за рубежа

проводить обследование грузоподъемных машин, в том числе с истекшим сроком службы


6.7

Инженерный центр по технической безопасности (инженерный центр)

Организация, уполномоченная Госгортехнадзором России на работы по оказанию практической помощи предприятиям, организациям и частным лицам в части обеспечения безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте подъемных сооружений

6.8

Сертификационный центр

Предприятие, уполномоченное Госгортехнадзором россии заниматься организацией и проведением сертификации грузоподъемных машин и состояния их производства с выдачей сертификата соответствия.

6.9

Крановщик (машинист)

Лицо, имеющее право на управление краном и находящееся при исполнении своих обязанностей

6.10

Оператор

Лицо, работающее на кране, имеющем управление с пола, или управляющее краном с автоматизированной системой управления

6.11

Владелец крана

Предприятие, объединение, общество, ассоциация или другие организации независимо от формы собственности, на 6а-лансе которых находится грузоподъемная машина, либо кооператоры, фермеры или другие лица, имеющие грузоподъемные машины в частной собственности, а также арендаторы, принявшие на себя функции владельца крана по договору

Закрыть

Строительный каталог