Правила охраны труда при строительстве автодорог, часть 2

3.3. Сооружение земляного полотна

3.3.1. Земляные работы при сооружении земляного полотна производятся в соответствии с утвержденными ППР и ПОС, а также инструкциями, составленными с учетом требований СНиП 3.06.03-85 и СНиП III -4-80.

3.3.2. При ведении скальных, земляных и других видов работ, связанных с устройством (реконструкцией) земляного полотна (выторфовывание, рыхление грунта и т.п.), взрывным способом следует соблюдать требования “Единых правил безопасности при взрывных работах”.

3.3.3. При применении средств гидромеханизации надлежит руководствоваться “Правилами безопасности и производственной санитарии при производстве земляных работ способом гидромеханизации” (утверждены Минтрансстроем СССР, 1969 г.).

3.3.4. Движение автомобилей-самосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки грунта разрешается на расстояние не более 50 м и должно сопровождаться звуковым сигналом.

3.3.5. При выгрузке грунта из автомобиля-самосвала на насыпь расстояние от оси его заднего колеса до бровки естественного откоса насыпи должно быть не менее 2 м, а расстояние от бровки до внешнего колеса машины, движущейся по насыпи - не менее 1 м.

3.3.6. Очищать поднятые кузова автомобилей-самосвалов следует скребками или лопатой с удлиненной рукояткой, обеспечивающей нахождение рабочего в безопасной зоне.

3.3.7. При разгрузке грунта рабочие должны находиться со стороны водителя машины в его зоне видимости, но не ближе 5 м к зоне отсыпки грунта.

3.3.8. Разрешается зимняя разработка всех грунтов (за исключением сухого песчаного) на глубину промерзания без крепления; при дальнейшем углублении необходимо укреплять часть выемки, постоянно контролируя ее состояние. Сухие песчаные грунты следует разрабатывать независимо от глубины промерзания только с применением крепления.

3.3.9. Котлованы и траншеи, разработанные зимой , с наступлением оттепели, а также после длительных атмосферных осадков вновь укрепляют.

3.3.10. Для спуска и подъема рабочих в котлованы и широкие траншеи следует устанавливать лестницы-стремянки шириной не менее 0,75 м с перилами, а для спуска и подъема рабочих в узкие траншеи - приставные лестницы согласно ГОСТ 12.2.012-75.

Запрещается спуск рабочих в траншеи и подъем из них по распоркам креплений.

3.3.11. Разрабатывать траншеи в водо-насыщенных грунтах разрешается после их замораживания отдельными секциями, оставляя между ними перемычки из мерзлого грунта толщиной не менее 0,5 м.

3.3.12. Крутизну откосов котлованов и траншей в переувлажненных глинистых грунтах следует уменьшать до величины естественного откоса. Об этом составляется соответствующий акт производителем работ или мастером. Запрещается разрабатывать без крепления переувлажненные песчаные, лессовидные и насыпные грунты.

3.3.13. Производство работ в котлованах и траншеях с откосами (без крепления) согласно табл. 4 СНиП III -4-80 допускается при условии принятия необходимых мер против его обрушения:

предварительного осмотра производителем работ или мастером перед началом каждой смены состояния грунта и его искусственного обрушения в местах, где обнаружены “козырьки” и трещины у бровок и на откосах котлованов и траншей;

осушения грунта выемки при возникновении опасности обвала;

уменьшения крутизны откоса на участках, где производство работ в выемке является неотложным;

запрещения движения любых транспортных средств и машин в пределах призмы обрушения;

размещения разработанного и извлеченного из котлованов, траншей грунта на расстояние не менее 0,5 м от их бровки.

3.3.14. При появлении трещин следует принимать меры против внезапного обрушения грунта, заблаговременно удалив рабочих из опасных мест.

3.3.15. Вертикальные стенки котлованов и траншей глубиной до 3 м следует крепить в соответствии с требованиями табл. 2.

Таблица 2

Грунтовые условия

Глубина траншеи, м

Тип крепежного щита

Грунты естественной влажности при отсутствии грунтовых вод или их незначительном притоке

До 3

С просветами

Грунты песчаные и другие грунты повышенной влажности

Независимо от глубины

Сплошной

Примечание. При сильном притоке грунтовых вод и возможном выносе частиц грунта применяется шпунтовое ограждение.

3.3.16. Крепление котлованов и траншей глубиной до 3 м должно быть выполнено из инвентарных щитов по типовым проектам.

3.3.17 . При отсутствии инвентарных и типовых деталей для крепления котлованов и траншей глубиной до 3 м необходимо:

для крепления грунтов естественной влажности (кроме песчаных) применять доски толщиной не менее 4 см ; а грунтов песчаных и повышенной влажности - не менее 5 см, закладывая их за вертикальные стойки по мере углубления вплотную к грунту и укрепляя распорками;

устанавливать стойки крепления не реже чем через 1,5 м;

размещать распорки креплений на расстоянии одна от другой по вертикали не более 1 м; под концами распорок (сверху и снизу) прибивать бобышки;

выпускать верхние доски креплений над бровками выемок не менее чем на 15 см;

усиливать крепление (распорки), на которые опираются полки, предназначенные для переброски грунта, и ограждать их бортовыми досками высотой не менее 15 см.

3.3 .18. При глубине котлованов и траншей 3-5 м устанавливается сплошное горизонтальное крепление, при глубине более 5 м способ крепления определяется проектом.

3.3.19. Разборку дощатого крепления котлованов и траншей следует вести только снизу вверх по мере обратной засыпки грунта или возведения фундамента. Одновременно разрешается удалять не более трех досок по высоте, а в сыпучих или неустойчивых грунтах - только по одной. По мере удаления досок следует переставлять распорки; отслужившие доски можно вынимать лишь после установки новых.

Разборка креплений должна осуществляться под наблюдением руководителя работ.

3.3.20. Разрабатывать выемки в водо-насыщенных грунтах следует по индивидуальным проектам, предусматривающим безопасные способы производства работ (искусственные водоотводы, шпунтовое крепление и др.).

3.3.21. В местах, где разборка креплений может вызвать повреждение смежных сооружений, а также в сыпучих и водо-насыщенных грунтах крепление следует частично или полностью оставлять в грунте.

3.3.22. Стенки котлованов и траншей, разрабатываемых землеройными машинами, надо крепить готовыми щитами. Допуск рабочих в незакрепленную выемку запрещается.

3. 3.23. Разработку котлованов и траншей землеройными машинами без устройства креплений необходимо вести с откосами согласно СНиП III -4-80.

При разработке выемок с уступами ширина последних зависит от глубины выемок и технической характеристики землеройной машины, но должна составлять не менее 2, 5 м.

3. 3.24. Запрещаются установка и движение построечного транспорта, прокладка рельсовых путей, размещение лебедок в пределах призмы обрушения грунта незакрепленной выемки.

Установка и движение построечного транспорта в пределах призмы обрушения грунта у закрепленных выемок допускаются только после предварительной проверки расчетом прочности крепления с учетом величины и динамичности нагрузки.

3.3.25. Перед началом работ на оползневых склонах следует установить реперные створы для наблюдения за величиной и скоростью оползневых деформаций. В случае обнаружения подвижек оползня все работы на оползневом склоне должны быть прекращены.

3.3.26. Угол наклона ленты транспортера грейдер-элеватора к горизонту не должен превышать 2 6°. Если при этом грунт скатывается вниз, то величину угла следует уменьшить. В этом случае машинист обязан дать предупреждающий сигнал.

3.3.2 7. При погрузке грунта на транспортные средства верхний край ленты необходимо поднять на высоту , обеспечивающую подъезд транспортных средств под транспортер. Зазор между верхней головкой транспортера и уровнем бортов транспортных средств должен быть не менее 0,5 м.

3.3.28. Запрещается работа грейдер-элеватора:

при неисправных механизме для очистки ленты и звуковом сигнале;

в дождливую погоду (кроме работы на песчаных грунтах);

при отсутствии необходимого освещения;

при наличии людей в кузове транспортных средств.

3.3.29. Для сохранения устойчивости грейдер-элеватора в процессе работы и для предотвращения его опрокидывания необходимо:

перед увеличением вылета транспортера предварительно выдвинуть до отказа правое заднее колесо, что требуется также и при работе на местности с уклоном более 8°;

регулировать заглубление дискового плуга, чтобы не опустить перегрузки транспортера;

производить работу грейдер-элеватором на первой и второй скоростях трактора;

вести работы на участках с уклоном (продольным и перечным), не превышающим 12°.

3.3.30. Во время транспортирования грейдер-элеватора в пределах объекта следует:

заглушить двигатель грейдер-элеватора;

поднять до предела транспортер и плужную балку;

ограничить скорость трактора первой и второй передачами (включение третьей запрещается).

3.3.31. При перевозке грейдер-элеватора по дороге большими поперечными уклонами, а также при повороте в конце захватки во время работы необходимо принимать следующие меры против его опрокидывания:

установить минимальный вылет транспортера;

выдвинуть заднее колесо до отказа;

ограничить скорость трактора первой передачей;

уложить при необходимости (для большей устойчивости) на плужную балку дополнительный груз.

3.3.32. Уплотнение краев высокой насыпи необходимо осуществлять с подготовленного уплотненного участка (на расстоянии 2 м от бровки), а затем сместить проходы катка на 1/3 его ширины в сторону бровки до расстояния, равного 0,3 м (от бровки насыпи).

3.3.33. При изменении направления движения катков всех типов необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.3.34. При уплотнении грунта трамбующими машинами (с падающими плитами) около бровок насыпи, а также рыхлого грунта нельзя допускать, чтобы нижний конец удлинителей штанг выходил за пределы улавливателей трамбующих плит.

3.3.35. Запрещается уплотнять грунт машинами с падающими плитами на участках с уклонами более и сбрасывать плиты в углубления более 0,5 м от уровня стоянки трактора.

3 .3.36. При уплотнении грунта трамбующими плитами, смонтированными на экскаваторах или тракторах , необходимо соблюдать следующие требования:

обеспечить отсутствие людей в радиусе 5 м от действующей трамбующей плиты;

переместить экскаватор (или трактор) с места прежней стоянки по уплотненному слою грунта.

3.3.37. Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок с неукрепленными откосами разрешаются при соблюдении требований СНиП III -4-80.

3.4. Отделочные и укрепительные работы

3.4.1. Перед началом работ на оползневых склонах должны быть установлены реперные створы для наблюдения за величиной и скоростью оползневых деформаций. В случае обнаружения подвижек оползня все работы на оползневом склоне следует прекратить.

3.4.2. Необходимо вести постоянный контроль за состоянием бортов траншей, уступов и откосов земляного полотна. Работы на откосах с уклоном более 45° осуществляются под наблюдением специально проинструктированных лиц; рабочие должны иметь предохранительные пояса, закрепленные на надежных опорах.

3.4.3. Планировка откоса движущимся по нему бульдозером разрешается при крутизне откоса 1:2 и менее.

3.4.4. Для передвижения рабочих по поверхности откосов и конусов необходимо применять деревянные переносные трапы-подмости.

Запрещается приступать к укрепительным работам на мокрой или мерзлой поверхности откоса.

3.4.5. При отделочных работах, осуществляемых экскаватором-планировщиком, работающим запрещается находиться в зоне действия машины , ниже по откосу и у подошвы по фронту работ плюс по 15 м в обе стороны.

3.4.6. При укреплении откосов земляного полотна гидропосевом трав все рабочие должны быть удалены из зоны действия струи гидронамыва.

3.4.7. Сборные элементы следует выгружать с помощью автомобильного крана на обочину или у подошвы откоса, но не на его поверхность.

3.4.8. Неанкеруемые укрепления, состоящие из отдельных элементов, разрешается укладывать только в направлении от подошвы откоса к вершине. В таком же порядке следует производить укладку камня в бетонные ящики и плетневые клетки.

3.4.9. Монтаж плит и сборных решеток осуществляется автомобильными кранами, оборудованными специальными траверсами с разноплечими тросами, для обеспечения укладки элементов параллельно откосу.

3.4.10. При проведении монтажа сборных конструкций искусственных сооружений запрещается работа в нижней части откоса людей и механизмов по длине фронта плюс по 15 м в обе стороны.

Монтажные работы под эксплуатируемыми железнодорожными линиями во время прохождения поездов должны быть немедленно прекращены, а люди отведены в безопасное место.

4 . ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА БОЛОТАХ

4.1. Общие положения

4.1.1. Работы на болотах следует производить только при наличии технологических карт на данную операцию, в которых устанавливается порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях, обеспечивающих безопасность работы, указываются места рабочих и необходимые средства защиты.

Технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источникам производственной опасности при выполнении последующих.

4.1.2. Даты начала и конца прохода, проезда и производства строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.

4.1.3. Бесперебойная работа строительного отряда в указанных условиях достигается в том случае, если гарантирована проходимость строительной техники по слабой торфяной почве, исключающая аварийные ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.

4.1.4. Для обеспечения гарантированной проходимости строительной техники по слабой торфяной толще по условиям техники безопасности работ до начала их производства необходимо:

определить несущую способность торфяной залежи;

назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;

установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;

назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;

установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.

4.1. 5. По условиям техники безопасности работа землеройно-транспортной техники допускается на болотистых грунтах с несущей способностью, приведенной в табл. 3.


Таблица 3


Тип болота

Общая характеристика грунта

Основные внешние признаки

Характер деформаций под нагрузкой

Влажность , %

Коэффициент пористости

Степень разложения , %

Примерная несущая способность , кгс/ см2

Осадка при нагрузке 0 , 5 кгс/ см2 , % первоначальной мощности залежи

I-A

Уплотненный торф , обладающий структурной прочностью

Осушенный или уплотненный вышележащий минеральный слой

Сжатие при незначительном боковом расширении

<600

< 7

<60

>0 , 5

<30

I- Б

Рыхлый торф , обладающий структурной прочностью

Влажность близка к максимальной. Короткое время удерживает вертикальные откосы

Сжатие при незначительном боковом расширении

600-1500

<20

<40

>0,3

30-50

I- В

Аморфный грунт (торф) вязкопластичной консистенции

Торф высокой степени разложения или сапропель , уплотненные вышележащими слоями

Преимущественно выдавливание из контура загружения

<400

<5

>60

<0,3

При отсутствии вышележащих более плотных слоев - до полного выдавливания

II- Б

Аморфный грунт (торф) мягкопластичной консистенции

Торф высокой степени разложения или сапропель при влажности , близкой к максимальной

Выдавливание из контура загружения

400-1000

4-10

>40

0X)

До полного выдавливания

III

Аморфный грунт текучей консистенции

Жидкие слои сплавинных болот

Растекание

Не ограничены

-

0

Под нагрузкой растекается

Х) При отсутствии более прочного покровного слоя

4.1.6. Нормированная толщина промерзшего слоя торфяной залежи, обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости от ее грузоподъемности, не должна быть меньше значений, приведенных в табл. 4. Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий по регулированию движения и усилению (в случае необходимости) несущей способности торфяной залежи, соответствующей массе тяжелых транспортных средств в процессе производства земляных работ.

Таблица 4


Тип машины

Наименьшая толщина промерзшего верхнего слоя болота , см , с растительностью


торфяной

моховой

Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс , гусеничные машины или тракторы массой до 12 т

12-15

15-20

Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс , гусеничные тягачи и тракторы массой до 25 т

15-20

25-30

Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс , груженные автомобили с прицепом

25-30

35-48

Примечание. Минимальная толщина промерзания для торфяного грунта и тундрового мерзлого грунта , перемешанного с моховыми покрытиями , должна быть на 15-20 % больше приведенных.

4.1.7. Продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания работ по устройству промороженного основания могут быть определены расчетом в зависимости от температуры воздуха.

4.1.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда машин следует учитывать допустимые давления для того или иного вида грунта с максимальным их превышением на 25-30 % (табл. 5).

Таблица 5


Характеристика торфа

Влажность по к массе сухого торфа , %

Допустимое давление , МПа (кгс/ см2 )

Очень плотный слабоувлажненный

200-400

0,060 (0,60)

Плотный среднеувлажненный

400-600

0,042 (0,42)

Рыхлый увлажненный

600-1000

0,033 (0,33)

Очень рыхлый сильноувлажненный , сапропель

1000-1500

0,015 (0,15)

Жидкий , сапропель

>1500

<0,007 (0,07)

4 .1.9. Значения средних давлений для отдельных типов гусеничных машин не должны превышать норм , приведенных в табл. 6.

Таблица 6

Марка машины

Масса снаряженной машины , кг

Ширина звена гусеницы , мм

Опорная длина гусеницы , мм

Площадь опирания , см2

Среднее удельное давление , МПа (кгс/ см2 )

ДТ-54

5400

390

1795

14000

0,039(0,39)

Т-100

11400

500

2375

23750

0,048(0,48)

Т-140

15100

700

2570

36000

0,042(0,42)

ГАЗ-47

3750+1000Х)

390

3630

28314

0,017(0,17)

АТЛ

6300+2000Х)

314

3058

18910

0,034-0,047 (0,34-0,47)

ГТТ

8200+2000Х)

540

4047

43686

0,020-0,024 (0,20-0,24)

Х) Масса машины в снаряженном состоянии + масса груза.

4.1.10. Практически можно считать , что тракторы и экскаваторы болотной модификации с давлением на грунт 0 , 025 МПа (0 , 25 кгс/ см2 ) могут работать с предусмотренной технологическими параметрами нагрузкой на осушенной болотной залежи ; если залежь не осушена , то допустим лишь один проход.

Тракторы и экскаваторы общего назначения , имеющие давление на грунт около 0 , 05 МПа (0 , 5 кгс/ см2 ) , для работы на поверхности слабого грунта непригодны.

4.1.11. Допустимое время стоянки на промороженном грунте не должно превышать значений , приведенных в табл. 7.

Таблица 7

Коэффициент запаса

Допустимое время стоянки , ч ,

при температуре воздуха , ° С

прочности Х)

-5 и выше

от -5 до -10

от -10 до -15

ниже -15

1,1

0,0

0,0

0,0

0,0

1,2

0,0

0,1

0,2

0,5

1,3

0,1

0,5

2,0

4,0

1,4

0,3

2,4

8,0

20,0

1,5

1,0

7,0

24,0

24,0

1,6

2,0

18,0

-

-

1,7

5,0

24,0

-

-

2,0

24,0

-

-

-

Х) Отношение расчетной нагрузки на ледяной покров к фактической.

4.1.12. Рекомендуемые конструкции земляного полотна в зависимости от типа болота , категории дороги и глубины залегания торфяной толщи предоставлены в табл. 8.

Таблица 8

Тип болота

Глубина болота , м

Рекомендуемая конструкция земляного полотна по категории дороги

I-A

<2

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание ; торф в нижней части насыпи

Массивная насыпь , отсыпаемая на поверхность залежи


2-4

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание или дренажные прорези (для плотных торфов) ; торф в нижней части насыпи

Массивная насыпь , отсыпаемая на поверхность залежи

I- Б

3

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание ; торф в нижней части насыпи

Массивная насыпь , отсыпаемая на поверхность залежи


4

Вертикальные дрены

Массивная насыпь , отсыпаемая на поверхность залежи

II-A

<2

Полное выторфовывание

Полное выторфовывание ; торф в нижней части насыпи

Облегченная плавающая насыпь


2-6

Посадка на минеральное дно болота

Облегченная плавающая насыпь

II- Б

<6

-

Вертикальные дрены (для плотных торфов) ; торф в нижней части насыпи

Земляное полотно на промороженном основании


6

Свайная эстакада

Вертикальные дрены (для плотных торфов)

Облегченная плавающая насыпь

III-A

<6

Посадка на минеральное дно болота Х)

Плавающие жесткие конструкции ; усиленные насыпи

III- Б

6

Свайная эстакада

Прокладка трассы по болоту экономически нецелесообразна

Х) Для дорог I и III категорий.

4.1.13. Организация и технологические приемы строительства земляного полотна на болотах должны быть приведены в соответствующих технологических картах.

4.2. Подготовительные работы

4.2.1. В проекте организации работ должен быть предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по безопасным методам работ в зимнее время , включающий:

подготовку условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда;

выбор типа и марки машин;

подготовку карьеров и резервов;

подготовительные работы на полосе отвода;

обустройство рабочей зоны;

организацию движения по временным дорогам.

4.2.2. Подготовка условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда заключается в обеспечении людей передвижными теплыми помещениями для отдыха, приготовления и приема пищи , средствами связи (рация), передвижения и освещения , а также санными прицепами с необходимым количеством горючих и смазочных материалов, запасными частями и оборудованием для ремонта машин и механизмов.

4.2.3. Машины следует выбирать с учетом природно-климатических и мерзлотно-грунтовых условий, влияющих на их эксплуатационные показатели и безопасность выполнения работ.

На земляных работах, кроме машин обычных модификаций, применяют машины в северном исполнении и повышенной проходимости.

4.2.4. Немеханизированные подготовительные работы (разбивка местности, определение опасных зон, изучение общей обстановки и т.д.) следует выполнять по непосредственным руководством и наблюдением мастера.

В летнее время работы на топких болотах должны производиться группой рабочих не менее чем из трех человек, оснащенных шестом диаметром 5-6 см и длинной не менее 5 м. К поясу каждого рабочего карабином прикрепляется прочная пеньковая веревка (без узлов), выдерживающая нагрузку 180 кгс.

Эти веревки должны храниться в сухом месте и перед применением должны быть осмотрены мастером.

Встречающиеся в болотистой местности “окна” (они выделяются своей яркой сочной зеленью) следует обходить.

Спасательный шест должен быть изготовлен из сухой ели, сосны или дюралюминиевой трубы, заваренной по концам.

При переходе опасных топких мест необходимо делать настилы (гати) из жердей и веток. В случае провала в “окно” следует не делать резких движений, а продолжать держаться за шест, положенный горизонтально поперек “окна”. Помощь надо оказывать с прочного места с помощью веревки или длинного шеста.

Передвижение по топям и марям должно производиться “след в след” с интервалами между идущими не менее 2-3 м с обязательным применением “медвежьих лап” или плетеных лыж, охранных веревок, шестов и других средств. Крепления “медвежьих лап” и плетеных лыж к обуви должны быть легкосъемными, а тесемки следует завязывать узлом, освобождаемым натягиванием одного из концов тесемки. Передвижение “след в след” по торфяным болотам, образовавшимся на месте бывших озер, по болотам с малой прочностью верхнего слоя запрещается. Через зыбкие торфяные болота следует переходить при взаимной страховке веревкой (связкой) интервалом 8-10 м.

На лесных болотах следует остерегаться заклинивания ног между корнями деревьев. Кочковатые болота следует переходить по кочками обязательно с шестом.

4.2.5. Микрорельеф болота дает представление о его проходимости , строительном типе залежи. Верховые болота относятся к I типу; о степени уплотнения залежи можно косвенно судить по наличию открытой воды на поверхности, характеру микрорельефа.

Наличие деревьев хвойных пород указывает на достаточную плотность торфа (тип I -А). Торфяные залежи, образовавшиеся вследствие зарастания водоемов , как правило, подстилаются слоями ила и сапропеля. В низинных торфяниках степень разложения обычно возрастает по глубине, и при высокой влажности их следует относить ко II типу. Наличие перекрытых сплавиной жидких образований III типа можно распознать по упругой подвижности верхнего слоя, угнетенности или отсутствию древесного яруса.

Особое внимание следует уделить наличию топей, в которых торф имеет крайне высокую влажность, иногда разжижен. Топи представляют собой как бы “болота во второй степени” и наблюдаются либо в местах повышенной интенсивности внутреннего стока, либо при застое воды. Крупные застойные топи образуются на водоразделах или краях верховых болот , проточные топи - в местах концентрации стока: между выпуклостями, в устьях или истоках ручьев и т.д. Топи зачастую не имеют открытых водных поверхностей, поэтому представляют особую опасность. При трассировании дороги крупные топи целесообразно обходить.

В болотах, образовавшихся вследствие заторфовывания озер и других водоемов с застойной водой, пласты торфа подстилаются более или менее мощными отложениями органического ила - сапропеля.

Органический ил имеет разнообразную структуру и плотность в зависимости от состава и условий залегания. Консистенция его может определяться обычным для грунтов терминами - твердый, пластичный, текучий. В залежи (болота типа II -А) наиболее плотный ил имеет вид пластичной глины, а в озерных болотах (типы II- Б и III ) с незавершенным развитием может быть текучим. Также разнообразной может быть и структура сапропелей - от аморфной, близкой к обычным типам грунтов, до чешуйчатой, тонкослоистой или зернистой.

4.2.6. В зимнее время меры безопасности при обследовании состояния льда изложены в “Правилах по охране труда при сооружении мостов” (утверждены Минтрансстроем, 1980 г.).

4.2.7. Механизированные подготовительные работы о всех районах II дорожно-климатической зоны следует проводить, как правило, в зимнее время.

Перед началом работы техники на болоте все непромерзшие участки должны быть обозначены хорошо видимыми вешками, указателями и знаками.

Производить работы на непромороженном, необследованном болоте, а также в темное время суток запрещается.

На болотах с низкой несущей способностью следует проводить искусственное промораживание поверхности на глубину не менее 40 см способами, предусмотренными проектом производства работ (очистка от снега, проминка, намораживание, армирование хворостом и т.п.).

Обязательными мероприятиями, обеспечивающими безопасное движение техники по заболоченной местности, являются:

предварительное обследование мест предполагаемого передвижения техники по торфяникам и определение вероятности опасных выделений и скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов;

снабжение машин на гусеничном ходу люками в крыше кабины (или открытые двери в кабине). Курить в кабинах машин при преодолении заболоченных участков, в частности торфяных болот, категорически запрещается.

Транспортные средства должны быть снабжены шанцевым инструментом (топор, пила, лопата) и буксировочным тросом длиной не менее 10 м, один конец которого должен быть зацеплен за фаркоп транспортного средства, а другой закреплен на кабине мягкой проволокой.

Расстояние между машинами должно быть не менее 10 м.

Производство работ на болотах с мочажинами или вблизи озер одиночными машинами не разрешается.

Заболоченные участки и болота на гусеничных машинах следует преодолевать, предварительно убедившие в проходимости участка, кратчайшим путем и в направлении, требующем минимального количества поворотов. До подхода к заболоченному участку необходимо выбрать оптимальную передачу, до минимума снизив необходимость переключения скорости. Во время движения нельзя резко менять частоту вращения двигателя во избежание пробуксовывания гусеничных цепей.

Закрыть

Строительный каталог