Проектирование вокзалов 1997, часть 3


Рис. 19. Автовокзальные комплексы

в) комбинированные решения с различными сочетаниями приведенных выше схем.

Размеры и конфигурация перронов аэровокзалов принимаются в зависимости от класса аэропорта, количества мест стоянок самолетов, а также типов и количества одновременно обслуживаемых самолетов. Размеры и конфигурация перрона аэровокзала должны обеспечивать размещение расчетного количества самолетов на постах-стоянках и их безопасное маневрирование, проезд и размещение специального технологического транспорта и средств перронной механизации (автозаправщиков, багажных, контейнерных тележек, автомобилей с почтой, грузами, бортовым питанием и пр.), размещение другого передвижного и стационарного оборудования, предназначенного для технического обслуживания самолетов, возможность механизированной очистки от снега и наледи [21 ] .

Перроны крупных, больших и средних аэровокзалов следует устраивать преимущественно с многорядной расстановкой самолетов. В соответствии с характером организации движения основных потоков пассажиров и багажа следует принимать приведенные решения перронов аэровокзалов:

одноярусные, когда пассажиры и сданный (или не полученный ими) багаж движутся в аэровокзале и на перроне в одном уровне, по первому этажу; все пассажирские и багажные помещения допускается размещать на одном этаже (иногда на двух-трех этажах);

двухъярусные, когда движение в аэровокзале и на перроне организовано в разных уровнях.

Допускается использовать следующие принципиальные решения, когда пассажиры:

после сдачи багажа следуют по второму ярусу, а багаж перевозится по первому, причем пассажиры отправления поднимаются на второй этаж, пассажиры прибытия спускаются со второго на первый;

выходят на посадку по тоннелям, а багаж вывозится в уровне перрона.

3.20. Городские аэровокзалы целесообразно создавать в крупнейших и крупных городах для обеспечения удобных взаимосвязей с аэропортами, расположенными на удалении более 10 —15 км от проектной границы городской застройки. Количество городских аэровокзалов в городе следует определять исходя из технологических условий их эксплуатации, с учетом конкретных градостроительной и природной ситуаций. Размеры и конфигурация перронов городских аэровокзалов, а также центральных городских агентств Аэрофлота и других организаций зависят от их расчетной пропускной способности, расположения и характера объекта, видов городского транспорта, используемых для связи с аэропортами, (рис. 20)








Общий объем здания комплекса около 200 000 м3 , в том числе административный корпус и гостиница по 30 000 м3 . Расчетная пропускная способность аэровокзала 3000 чел/ч



Рис. 20. Московский городской аэровокзал

  1. РАСЧЕТ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ И ВМЕСТИМОСТИ ВОКЗАЛА


4.1. Расчетная вместимость вокзала равна числу единовременно находящихся в нем пассажиров и посетителей (встречающих и провожающих людей, наводящих справки, приобретающих билеты и др.) и устанавливается отдельно для пассажиров дальнего и местного сообщения и отдельно для пассажиров пригородного сообщения.

Расчетная вместимость вокзала N для пассажиров дальних и местных сообщений определяется по формуле

где С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего и местного сообщения за год;

K1 коэффициент неравномерности, учитывающий отношение среднесуточного потока отправления пассажиров за пиковый период к среднесуточному потоку отправления за год (на расчетный год эксплуатации). Понятие пикового периода следует дифференцировать применительно к условиям работы различных видов транспорта. К1  — принимают: для малых вокзалов — 1,1 —1,25; для средних вокзалов —1,2 — 1,3; для больших вокзалов — 1,2— 1,35; для крупных вокзалов — 1,2 — 1,4. Максимальное значение коэффициента К принимают при неравномерном потоке пассажиров и малой частоте движения поездов; при регулярном (в течение суток) движении поездов и равномерном потоке пассажиров принимаются минимальные значения;

К 2 коэффициент, учитывающий наличие прибывших пассажиров и посетителей. К 2 для пассажиров дальнего и местного сообщения следует принимать от 1,1 до 1,3; для пригородных пассажиров — 1;

Н — норма расчетной вместимости вокзала, % среднесуточного потока пассажиров отправления (приводится для вокзалов различного назначения в табл. 6, 7, 12).


  1. Для железнодорожных вокзалов норму расчетной вместимости следует принимать по табл. 6


Таблица 6



Среднесуточный поток

Норма расчетной вместимости железнодорожного вокзала, % среднесуточно-

пассажиров отправления дальнего и местного сообщения С, чел.

го потока пассажиров отправления дальнего и местного сообщений

До 500

35-40

Св. 500 до 1500

31 - 35

» 1500 » 3000

28 - 31

» 3000 » 5000

25 -28

»5000 »8000

22-25

»8000

20-22


Более высокую норму расчетной вместимости железнодорожного вокзала следует принимать при неравномерном распределении потока пассажиров в течение суток, при отправлении поездов в ночное время, отсутствии предварительной продажи билетов или при значительной удаленности вокзала от населенного пункта.

4.1.2. применительно к речным вокзалам в формуле (4) следует принимать следующие показатели:

С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного речного сообщения за весь период навигации на 10-й год эксплуатации;

К1  — коэффициент сезонной неравномерности отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного речного сообщения, который определяется по формуле


k1 = KM KСУТ , (5)


где KM коэффициент месячной неравномерности за летний период (июнь — август);

КСУТ  — коэффициент суточной неравномерности в месяц максимального пассажиропотока, равный

отношению среднего количества отправляемых пассажиров за 5—10 сут наибольшего пассажиропотока к

среднесуточному отправлению за данный месяц.

Норму расчетной вместимости речного вокзала Н в формуле (4), % среднесуточного потока

пассажиров отправления дальнего (транзитного) и местного сообщений С следует принимать по табл. 7.


Таблица 7


Среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего и местного сообщений С, чел.

Норма расчетной вместимости речного вокзала, % среднесуточного потока пассажиров отправления дальнего и местного сообщений, Н

До 250

30

Св. 250 до 500

30-22

Св.500 до 1500

22-16

Св. 1500 до 3000

16-12

Св. 3000 до 5000

12-10

Св. 5000

9

Примечание. Коэффициент сезонной неравномерности отправления пассажиров дальнего и местного речного сообщений K1 определяется в результате анализа отчетных данных отправления пассажиров по данному порту или его аналогам за 5—.10 лет. При отсутствии отчетных данных значения коэффициента неравномерности К1 рекомендуется принимать: для речных бассейнов восточных и северных районов страны равным 1,5 — 2; для остальных речных бассейнов — 1,3— 1,6.


  1. Для пассажиров пригородного сообщения в речных вокзалах, как правило, должны быть предусмотрены отдельные пассажирские помещения. Расчетная вместимость этих помещений определяется по среднесуточному отправлению в летний период пригородных пассажиров, осуществляющих целевые поездки. Величина среднесуточного потока отправления пассажиров пригородного сообщения, для которых необходимо строительство пассажирских помещений, должна быть установлена на основе технико-экономических изысканий применительно к каждому порту.

  2. Расчетные нормы площадей помещений для пассажиров внутригородских линий речного флота, располагаемых в общих помещениях речных вокзалов, следует принимать по табл. 8.


Таблица 8




Помещение


Норма площади, м3

Количество единовременно находящихся в помещении пассажиров внутри-городских линий речного флота, % обшей пассажиро-вместимости вокзала

Вестибюль с кассами

Зал ожидания с буфетной стойкой

0,5

1,8

40

60


Для пассажиров внутригородского и пригородного сообщения, осуществляющих поездки с целью прогулок, экскурсий и отдыха, вместимость пассажирских помещений не рассчитывается. Для этой категории пассажиров должны быть предусмотрены теневые навесы и необходимое количество билетных касс или автоматов для продажи билетов.

4.1.5. Применительно к морским вокзалам в формуле (4) следует принимать следующие показатели:

С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного морского сообщений за всю навигацию, который определяется путем деления расчетного количества пассажиров отправления РОТ на число дней навигации Т,

К1  — коэффициент сезонной неравномерности отправления пассажиров дальнего (транзитного) и местного морского сообщения, который определяется отношением наибольшего месячного отправления к среднемесячному за весь период навигации;

K2  — коэффициент, учитывающий наличие пассажиров прибытия и посетителей, а также пассажиров, совершающих в данном морском вокзале пересадку с одного судна на другое, который принимается для пассажиров дальнего и местного сообщения or 1,2 до 1,5;

Н — норма расчетной вместимости морского вокзала, % среднесуточного потока пассажиров отправления. Норму расчетной вместимости морского вокзала Н следует определять соотношением


где КС — количество судозаходов в пассажирский район, обслуживаемый морским вокзалом в течение суток, значения этого коэффициента даны в табл. 9;

п — среднее число судов отправления за сутки в наибольший по пассажирообороту месяц.

Таблица 9


Число судозаходов в течение суток

Коэффициент KC , применяемый при определении единовременной вместимости морского вокзала

До 4-5


» 7


» 10


» 16


» 18

1,0


1,1


1,3


1,5


2,0


Вместимость морского вокзала Н должна быть проверена по продолжительности периода пассажирских операций по каждому судну, которая устанавливается как сумма продолжительности накопления пассажиров в помещениях вокзала и времени, необходимого для проведения различных операций и посадки пассажиров на судно. Продолжительность накопления пассажиров в помещениях вокзала и время, необходимое для различных операций и посадки, принимаются по табл. 10 в зависимости от пассажировместимости судна.


Таблица 10



Операции

Продолжительность пассажирских операций в морских вокзалах, ч, при пассажировместимости судна, чел.


100 -150

250- 350

500-1000

Накопление пассажиров в помещениях вокзала


Обслуживание пассажиров и посадка

0,5





0,5

0,5





1

1





1

Примечание. Для вокзалов конечных портов производится проверка пассажировместимости наибольшего расчетного судна, если по условиям работы пассажирских линий ожидается полная занятость судна при отправлении его из данного пункта. В таких случаях пассажировместимость вокзала принимается не менее пассажировместимости судна.


Вместимость морского вокзала должна быть также проверена по формуле N = DП +JПАС. DП , (7)

где DП  — наибольшая расчетная посадка;

JПАС. - коэффициент, учитывающий интенсивность работы пассажирского района порта;

DП  — расчетная посадка для судов другой линии, выбираемой на основании анализа работы пассажирского района.

Значение JПАС. зависит от суммарной продолжительности пассажирских операций по отправляемым судам и принимается по табл. 11.

Таблица 11


Суммарная продолжительность пассажирских операций по отправляемым судам, ч

Значение коэффициента J ПАС.

8 -11


12 -16


17-24


25 -32

0,25


0,5


0,75


1

Примечание. При наличии данных по проектируемому пассажирскому району морского порта и режиме работы пассажирских линий значение JПАС . может быть установлено путем построения графика работы вокзала по отправлению судов.


4.1.6. Применительно к автобусным вокзалам в формуле (4) следует принимать следующие показатели:

С — среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (междугородного) и местного сообщения за год;

К1  — следует принимать по п. 4.1;

К2  — следует принимать для пассажиров междугородного и местного сообщения равным от 1 до 1,2;

Н — норма расчетной вместимости автобусного вокзала определяется в зависимости от удельного веса пассажиров отправления дальних (междугородных) автобусных сообщений в общем объеме работы вокзала по отправлению в сутки.

Норму расчетной вместимости автобусного вокзала Н, % среднесуточного потока пассажиров отравления, следует принимать по табл. 12.

Таблица 12


Среднесуточный поток отправления пассажиров дальнего (междугородного) и местного сообщений. С, пас .

Норма расчетной вместимости вокзала, % среднесуточного отправления пассажиров, при удельном весе дальних (междугородных) сообщений Н


20

21 — 80

81 - 100

От 100 до 250

19

23

26

Св. 250 » 500

18

22

25

» 500 » 1000

17

20

24

»1000 »2000

14

17

22

» 2000 »3000

10

12

19

» 3000

7

10

19


4.2 В вокзалах различного назначения площадь основных помещений S допускается определять по формуле

S = f P N, (8)

где f единичная норма площади в расчете на одного пассажира, находящегося в данном помещении (табл. 6);

Р — примерное число пассажиров, единовременно находящихся в отдельных помещениях вокзала, % его расчетной вместимости;

N  — расчетная вместимость вокзала, рассчитанная по формуле (4).


  1. Значения единичной нормы площади f для вокзалов различного назначения приведены в табл. 13.


Таблица 13



Помещения

Площадь основных пассажирских помещений железнодорожных, автобусных, морских, речных вокзалов, не менее м3 на 1 пас.


малые

средние

большие

крупные

Объединенный пассажирский зал (вестибюль, кассовый зал, зал ожидания)

Вестибюль (операционный или распределительный

зал, кассовый зал)

Зал ожидания

Комната (зал) для пассажиров с детьми

2,1 -1,9



-



-


1,0

2,0 -1,8



1,5 -1,4



1,9


-

-



1,4 -1,3



1,9


-

-



1,3 -1,2



1,7


-

Обеденные залы ресторана, кафе и буфета

Согласно СНиП 2.08.02-89*, п. 2. 29

Примечания: 1. В пределах каждой группы вокзалов большие единичные нормативные показатели надлежит применять для меньших вокзалов.

2. В зависимости от функциональной схемы в объемно-планировочной композиции здания вокзала может быть запроектирован объединенный пассажирский зал или отдельные помещения — вестибюль, кассовый зал, залы ожидания .


  1. Примерное количество пассажиров и посетителей в формуле (5), единовременно находящихся в отдельных помещениях железнодорожных вокзалов Р, % их расчетной вместимости, следует принимать по табл. 14.

  2. Примерное количество пассажиров в формуле (5), единовременно находящихся в отдельных помещениях автобусных вокзалов Р, % их расчетной вместимости, следует принимать по табл. 14


Таблица 14




Помещения

Примерное количество пассажиров и посетителей, единовременно находящихся в отдельных помещениях железнодорожных, речных, морских и автобусных вокзалов, % их расчетной вместимости, Р


малые

средние

большие

крупные

Объединенный пассажирский зал (вестибюль,

кассовый зал, зал ожидания)



Вестибюль (операционный или распределительный зал, кассовый зал)


Зал ожидания


Комната (зал) для пассажиров с детьми


Торговый зал ресторана, кафе или буфета


Помещение камеры хранения ручного багажа


Прочие пассажирские помещения (почта, курительные, уборные, парикмахерская и т.п.)

65-70




-



-


10


12-15


6-4


4

78-82 (вариант при

объединенном

зале)


38-47



35-40


-


10-12


6-4


4

-




40-49



35-40


-


8-10


6-4


4

-




42-50



35-40


-


6-8


7-4


4

ИТОГО:

100

100

100

100


  1. Состав и площади .основных помещений аэровокзалов в аэропортах устанавливаются исходя из их пропускной способности. На стадии предпроектных разработок следуется пользоваться данными табл. 15, где приводятся площади застройки основных зон аэровокзального комплекса в зависимости от пропускной способности аэропорта (годовой или часовой).

Таблица 15


Основные зоны аэровокзального комплекса

Площадь застройки, тыс. м2 , основных зон аэровокзального комплекса в аэропортах с годовой пропускной способностью, млн пас.


0,1

0,27

0,5

1.2

1,6

2,0

2,9

4

4,9

7

8,5

10


Часовая пропускная способность, пас/ч


100

200

400

600

800

1000

1200

1500

1800

2000

2500

3000

Аэровокзал


Перрон


Привокзальная площадь

1,5


1,1


4

2


18


5

3


40


8

6


54


11

8


62


14

9


88


18

11


108


22

14


135


27

16


161


32

19


178


36

23


212


44

26


267


53

ИТОГО:

16,5

25

51

71

84

115

141

176

209

233

279

346



  1. При реконструкции аэровокзала, как правило, в границах существующего комплекса, в целях исключения дублирования общих помещений и достижения более компактного планировочного решения следует учитывать данные табл. 16, для сопоставления показателей увеличения площади застройки всего аэровокзального комплекса и площади аэровокзала с показателями изменения фронта остановок общественного транспорта, стоянок самолетов и распределения площади по группам помещений, уровням зданий.

Таблица 16



Значение показателей для аэровокзалов с годовой пропускной способностью, млн пас.

Показатель

0,27

0,5

1,2

1,6

2

3

4

4,9

7

8,5

10


Часовая пропускная способность, пас/ч


200

400

600

800

1000

1200

1500

1800

2000

2500

3000

Примерная общая пло-

щадь помещений основ-

ного технологического назначения, м2


Количество наиболее за-

груженных стоянок ближ-

него перрона, шт.


Фронт наиболее загру-

женных стоянок ближне-

го перрона, округленные

значения при однорядной

постановке самолетов под

прямым углом к аэровок-

залу, м


Количество остановок

транспорта при высадке

из:

автобусов


легковых автомобилей


при посадке в:

автобусы


легковые автомобили


Минимальный фронт ос-

тановок общественного

транспорта, м, при:

высадке пассажиров

посадке пассажиров

2300





2




40











1


1



1


1





25

25

4200





2




50











2


2



2


2





40

40

6300





3




90











2


2



2


2





40

40

8400





4




140











2


2



3


2





40

60

10500





5




190











2


3



3


3





45

45

12600





6




240











2


3



4


4





45

85

15800





7




300











3


4



4


5





70

95

18900





9




390











4


5



6


6





95

115

21000





12




500











5


6



6


7





115

140

26700





13




560











6


7



7


8





140

155

31500





14




620











6


7



7


9





140

160

Примечание. Для оценки объемов строительства аэровокзалов рекомендуется принимать примерную величину удельной нормируемой площади помещений:

17,0— 14,0 м2 /ПАС . пропускной способности аэровокзалов воздушных трасс Российской Федерации;

30,0—25,0 м2 /ПАС пропускной способности аэровокзалов международных авиалиний (большие значения соответствуют меньшей пропускной способности аэровокзалов и наоборот).

Закрыть

Строительный каталог