Градостроительный кодекс РФ, часть 2

градостроительной документацией, государственными

градостроительными нормативами и правилами.

4. Размещение предприятий, учреждений, организаций и имеющих

рекреационное и оздоровительное значение объектов обеспечивают

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и органы местного

самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Статья 12. Обеспечение при осуществлении градостроительной

деятельности соблюдения требований сохранения объектов историко -

культурного наследия и особо охраняемых природных территорий

1. При осуществлении градостроительной деятельности должно

обеспечиваться соблюдение требований сохранения объектов

историко - культурного наследия и особо охраняемых природных

территорий.

2. В поселениях и на территориях, имеющих памятники истории и

культуры, в том числе памятники археологии, особо охраняемые

природные территории, устанавливаются границы зон охраны, в

пределах которых запрещается или ограничивается градостроительная,

хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред объектам

историко - культурного наследия, особо охраняемым природным

территориям, окружающей природной среде или ухудшающая их

состояние и нарушающая целостность и сохранность.

Границы зон охраны памятников истории и культуры, особо

охраняемых природных территорий определяются градостроительной

документацией и утверждаются в порядке, установленном

законодательством об охране памятников истории и культуры и об

охране окружающей природной среды.

Статья 13. Обеспечение соблюдения градостроительных требований

при размещении объектов социального и культурно - бытового

обслуживания населения

1. В градостроительной документации о градостроительном

планировании развития территорий и поселений и об их застройке

определяются состав и структура объектов социального и культурно -

бытового обслуживания населения с учетом комплексности застройки,

интересов различных социально - демографических и профессиональных

групп населения.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

и органы местного самоуправления создают систему социального и

культурно - бытового обслуживания населения в городских и сельских

поселениях в соответствии с планировочной структурой поселений, их

значением в межселенном социальном и культурно - бытовом

обслуживании и с учетом развития предпринимательства и конкуренции

в сфере услуг.

3. Изменение назначения объектов социального и культурно -

бытового обслуживания населения, которое влечет за собой снижение

установленного государственными градостроительными нормативами и

правилами уровня обслуживания населения, не допускается.

Статья 14. Обеспечение создания систем инженерной

инфраструктуры и благоустройства территорий

1. На территориях, используемых для проживания населения и

осуществления хозяйственной и иной деятельности, создаются системы

инженерной инфраструктуры и благоустройства (озеленение и

инженерная подготовка территорий) территорий с учетом типа

поселения и его застройки, вида хозяйственной и иной деятельности

и в соответствии с государственными градостроительными нормативами

и правилами.

Виды систем инженерной инфраструктуры и благоустройства

территорий и ограничения на их использование и эксплуатацию при

осуществлении градостроительной деятельности определяются

градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе

специальными схемами и проектами развития инженерной

инфраструктуры и благоустройства территорий.

2. При разработке градостроительной документации,

строительстве и эксплуатации магистральных сетей и головных

сооружений инженерной инфраструктуры, а также при проведении работ

по инженерной подготовке территорий учитываются интересы

поселений, расположенных на прилегающих к ним территориях, в целях

исключения загрязнения источников водоснабжения, почв,

атмосферного воздуха, загрязнения и уничтожения объектов зеленого

фонда, в том числе вредного воздействия сооружений и коммуникаций

инженерного оборудования и благоустройства территорий (очистных

сооружений канализации, объектов тепло-, электро- и газоснабжения,

свалок бытовых и промышленных отходов, мусороперерабатывающих

заводов и других).

3. Создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и

благоустройства территорий субъектов Российской Федерации,

городских и сельских поселений, других муниципальных образований

обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органы местного самоуправления.

4. Развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства

территорий федерального значения обеспечивают федеральные органы

исполнительной власти на основе федеральных целевых программ за

счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом

источников.

5. Развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства

территорий поселений должно быть увязано с развитием

государственных систем инженерной инфраструктуры и благоустройства

территорий и должно обеспечивать устойчивое развитие поселений и

межселенных территорий.

6. Участие собственников, владельцев, пользователей и

арендаторов объектов недвижимости в обеспечении развития и

эксплуатации систем инженерной инфраструктуры и благоустройства

территорий поселений осуществляется по соглашениям с органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами

местного самоуправления в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

Статья 15. Создание условий доступности мест работы и отдыха,

центров социально - культурного обслуживания

1. Территории городских и сельских поселений обеспечиваются

сооружениями и коммуникациями транспорта в целях создания доступа

к местам работы и отдыха, центрам социально - культурного

обслуживания для всех категорий населения, в том числе инвалидов,

независимо от места их проживания.

Развитие государственных и муниципальных систем транспортной

инфраструктуры, виды транспорта определяются градостроительной

документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами

и проектами развития транспортной инфраструктуры.

2. При проектировании и строительстве поселения необходимо

предусматривать единую систему коммуникаций транспорта и улично -

дорожной сети, увязанную с планировочной структурой поселения и

прилегающей к нему территории, в целях обеспечения удобных и

безопасных связей со всеми частями территории поселения и его

пригородной зоны, а также с другими территориями и поселениями.

3. Создание и развитие системы транспортной инфраструктуры

субъектов Российской Федерации и муниципальной системы

транспортной инфраструктуры обеспечивают органы исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и органы местного

самоуправления.

4. Развитие системы транспортной инфраструктуры федерального

значения обеспечивают федеральные органы исполнительной власти на

основе федеральных целевых программ за счет средств федерального

бюджета и иных не запрещенных законом источников.

5. Участие собственников, владельцев, пользователей и

арендаторов объектов недвижимости в обеспечении развития и

эксплуатации систем транспортной инфраструктуры поселений и

транспортной инфраструктуры прилегающих к ним территорий

осуществляется на основании соглашений с органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и органами местного

самоуправления в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

Статья 16. Обеспечение соблюдения градостроительных требований

к использованию гражданами и юридическими лицами земельных

участков

При осуществлении градостроительной деятельности использование

земельных участков гражданами и юридическими лицами, являющимися

соответственно собственниками, владельцами, пользователями и

арендаторами земельных участков, проводится с соблюдением

разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с

градостроительными регламентами, предусмотренными правилами

застройки, а также с соблюдением красных линий, которые

установлены проектами планировки.

Статья 17. Создание условий для беспрепятственного доступа

инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур

1. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, органы местного

самоуправления и организации создают условия для

беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе инвалидов,

использующих кресла - коляски и собак - проводников) к объектам

социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным

зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам

отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для

беспрепятственного пользования воздушным, железнодорожным,

автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и

пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и

информации.

2. Градостроительное планирование и застройка городских и

сельских поселений, разработка проектной документации для

строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений и их

комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без

учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов

к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и

использования таких объектов инвалидами не допускаются.

Мероприятия по приспособлению объектов инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур для беспрепятственного

доступа инвалидов к ним и использования таких объектов инвалидами

осуществляются в соответствии с федеральными целевыми программами,

целевыми программами субъектов Российской Федерации и местными

целевыми программами.

В случае, если объекты инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур общего пользования невозможно полностью приспособить

для беспрепятственного доступа инвалидов к ним, собственниками

таких объектов должны осуществляться по согласованию с

общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие

минимальные потребности инвалидов.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы

местного самоуправления, организации привлекают полномочных

представителей общественных объединений инвалидов для подготовки

решений вопросов, касающихся интересов инвалидов. Решения таких

вопросов, принятые без участия полномочных представителей

общественных объединений инвалидов, могут быть признаны судом

недействительными.

Статья 18. Участие граждан, их объединений и юридических лиц

Российской Федерации в обсуждении и принятии решений в области

градостроительной деятельности

1. Граждане, их объединения и юридические лица Российской

Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную

информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых

изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно -

гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке

инженерных и транспортных коммуникаций) и иную информацию о

градостроительной деятельности, за исключением информации,

содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным

законом.

2. Информирование граждан, их объединений и юридических лиц

Российской Федерации о градостроительной деятельности

осуществляется соответствующими федеральными органами

исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, органами местного самоуправления через

средства массовой информации, посредством проведения общественных

обсуждений, а также организации экспозиций и выставок.

Порядок информирования граждан, их объединений и юридических

лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности

устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации

и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного

предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной

информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых

изменениях соответствующими органами государственной власти,

органами местного самоуправления и должностными лицами граждане

Российской Федерации имеют право обращаться в суд.

4. Граждане Российской Федерации и их объединения до

утверждения градостроительной документации имеют право обсуждать,

вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области

градостроительной деятельности в любой форме: участие в собраниях

(сходах) граждан, участие в общественных слушаниях, обсуждениях

градостроительной документации и иные формы,

требовать рассмотрения их предложений.

Граждане Российской Федерации и их объединения до утверждения

градостроительной документации могут проводить независимые

экспертизы указанной документации за счет собственных средств.

Проведение таких экспертиз не влечет за собой задержку сроков

согласования градостроительной документации с заинтересованными

организациями и проведения государственной экспертизы

градостроительной документации. Независимые экспертизы

градостроительной документации могут использоваться для

обжалования в суд или арбитражный суд заключений органов

государственной экспертизы градостроительной и проектной

документации.

5. Органы государственной власти и органы местного

самоуправления в пределах своей компетенции рассматривают

заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов

градостроительной деятельности, затрагивающей их интересы, и в

установленные сроки предоставляют им обоснованные ответы.

Указанные заявления подлежат соответствующей регистрации.

6. Граждане Российской Федерации и их объединения в случаях,

если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют

право:

требовать в административном или судебном порядке отмены

решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции

или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения

законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

требовать в административном или судебном порядке ограничения,

приостановления или прекращения деятельности предприятий и других

объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением

законодательства Российской Федерации о градостроительстве;

обжаловать в суд заключения органов государственной экспертизы

градостроительной и проектной документации;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного

здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законодательства

Российской Федерации о градостроительстве;

требовать в порядке, предусмотренном действующим

законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных

в нарушении законодательства Российской Федерации о

градостроительстве.

7. Порядок участия граждан Российской Федерации и их

объединений в обсуждении и принятии решений в области

градостроительной деятельности устанавливается нормативными

правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с

законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Профессионально - творческие организации

(объединения) в области градостроительства

Профессионально - творческие организации (объединения),

возникшие на основе общности профессиональных интересов в области

градостроительства и зарегистрированные в установленном

законодательством порядке в соответствии с уставами, имеют право:

вносить в органы государственной власти предложения о

разработке законов и иных нормативных правовых актов в области

градостроительства;

участвовать в разработке проектов законов и иных нормативных

правовых актов в области градостроительства;

участвовать в разработке градостроительной документации,

проведении государственной экспертизы градостроительной

документации;

участвовать в проведении конкурсов на разработку

градостроительной документации;

представлять и защищать права и законные интересы участников

указанных профессионально - творческих организаций (объединений) и

(или) других граждан, предусмотренные статьей 18 настоящего

Кодекса.

Статья 20. Обязанности граждан и юридических лиц при

осуществлении градостроительной деятельности

Граждане и юридические лица обязаны:

охранять среду жизнедеятельности;

осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с

градостроительной документацией, правилами застройки;

не совершать действия, оказывающие вредное воздействие на

окружающую природную среду, памятники истории и культуры и

памятники природы, городские, сельские и природные ландшафты,

объекты инженерной, транспортной инфраструктур и благоустройства

территорий, затрагивающие законные интересы третьих лиц и

препятствующие реализации прав собственников, владельцев,

арендаторов или пользователей сопредельных земельных участков и

иных объектов недвижимости;

проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и

сооружений и иных объектов недвижимости на земельных участках и

благоустройству земельных участков в соответствии с

градостроительной и проектной документацией, градостроительными

нормативами и правилами, экологическими, санитарными,

противопожарными и иными специальными нормативами;

выполнять предписания государственных органов, осуществляющих

контроль в области градостроительства;

оказывать содействие должностным лицам государственных

органов, осуществляющих контроль в области градостроительства, в

осуществлении ими своих полномочий;

предоставлять организациям, осуществляющим проведение

технической инвентаризации объектов недвижимости, ведение

государственного градостроительного кадастра и мониторинга

объектов градостроительной деятельности, достоверные сведения об

изменении принадлежащих им объектов недвижимости;

безвозмездно передавать один экземпляр копий градостроительной

и проектной документации, а также материалов комплексных

инженерных изысканий для строительства в соответствующие архивы и

фонды органов архитектуры и градостроительства.



Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации в

области градостроительства

К полномочиям Правительства Российской Федерации в области

градостроительства относятся:

разработка и внесение в Государственную Думу Федерального

Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов в

области градостроительства;

разработка и принятие постановлений и распоряжений

Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных

настоящим Кодексом и иными федеральными законами в области

градостроительства;

установление основ федеральной политики в области

градостроительства;

утверждение и реализация Основных положений Генеральной схемы

расселения на территории Российской Федерации и Основных положений

схем градостроительного планирования развития частей территории

Российской Федерации, градостроительной документации для объектов

градостроительной деятельности особого регулирования федерального

значения, а также схем и проектов развития инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и

благоустройства территорий федерального значения;

утверждение проектов черты городов Москвы и Санкт -

Петербурга;

установление границ объектов градостроительной деятельности

особого регулирования федерального значения и порядка

регулирования градостроительной деятельности на соответствующих

территориях;

установление порядка ведения государственного

градостроительного кадастра и мониторинга объектов

градостроительной деятельности;

установление совместно с органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации порядка согласования и утверждения

градостроительной документации для объектов градостроительной

деятельности особого регулирования (статья 6 настоящего Кодекса);

установление порядка лицензирования разработки

градостроительной и проектной документации, архитектурной

деятельности, выполнения инженерных изысканий для строительства, а

также выполнения топографо - геодезических и картографических

работ при осуществлении градостроительной деятельности;

установление порядка выдачи разрешений на строительство

объектов недвижимости федерального значения, а также объектов

недвижимости на территориях объектов градостроительной

деятельности особого регулирования федерального значения;

принятие решений о строительстве объектов недвижимости

федерального значения и о подготовке документов для получения

разрешений на их строительство;

обеспечение финансирования градостроительной деятельности за

счет средств федерального бюджета по вопросам, указанным в статье

69 настоящего Кодекса;

утверждение положения о федеральном органе архитектуры и

градостроительства;

установление порядка осуществления государственного контроля

за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых

актов Российской Федерации в области градостроительства;

передача части своих полномочий в области градостроительства

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по

соглашению с ними.


Статья 22. Полномочия органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в области градостроительства

К полномочиям органов государственной власти субъектов

Российской Федерации на соответствующих территориях относятся:

разработка и принятие законов и иных нормативных правовых

актов субъектов Российской Федерации в области градостроительства

в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим

Кодексом, другими федеральными законами, а также конституциями или

уставами субъектов Российской Федерации;

установление государственной политики в области

градостроительства;

утверждение границ объектов градостроительной деятельности

особого регулирования, за исключением объектов, указанных в статье

21 настоящего Кодекса, и порядка особого регулирования

градостроительной деятельности на указанных территориях;

утверждение проектов черты городских и сельских поселений,

черты других муниципальных образований;

утверждение границ пригородных зон городов;

утверждение и реализация градостроительной документации о

градостроительном планировании развития территорий субъектов

Российской Федерации, а также схем и проектов развития инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства

указанных территорий;

установление порядка выдачи разрешений на строительство

объектов недвижимости, за исключением объектов, указанных в статье

21 настоящего Кодекса;

принятие решений о строительстве объектов недвижимости

значения субъектов Российской Федерации и о подготовке документов

для получения разрешений на их строительство;

осуществление государственного контроля за соблюдением законов

и иных нормативных правовых актов в области градостроительства;

финансирование разработки градостроительной документации о

градостроительном планировании развития территорий субъектов

Российской Федерации, программ, проведения научно -

исследовательских работ в области градостроительства, а также

разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов,

градостроительных нормативов и правил субъектов Российской

Федерации, ведения государственного градостроительного кадастра;

разрешение споров в области градостроительной деятельности в

пределах своей компетенции;

принятие решений об обеспечении потребности городских и

сельских поселений в земельных участках из земель, находящихся в

собственности субъектов Российской Федерации;

утверждение положений об органах архитектуры и

градостроительства субъектов Российской Федерации;

информирование населения о принимаемых и принятых решениях в

области градостроительства;

передача части своих полномочий в области градостроительства

федеральным органам исполнительной власти по соглашению с ними;

передача части своих полномочий в области градостроительства

органам местного самоуправления.

Статья 23. Предметы ведения местного самоуправления в области

градостроительства

1. В ведении муниципальных образований в области

градостроительства находятся:

принятие и изменение правил застройки, иных нормативных

правовых актов органов местного самоуправления в области

градостроительства;

утверждение и реализация градостроительной документации о

градостроительном планировании развития территорий городских и

сельских поселений, других муниципальных образований и об их

застройке, за исключением утверждения градостроительной

документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта,

схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур и благоустройства указанных территорий;

разработка проектов черты городских и сельских поселений,

черты других муниципальных образований и внесение в

соответствующий орган государственной власти предложений об их

утверждении;

организация и проведение инвентаризации земель, других

объектов недвижимости городских и сельских поселений, других

муниципальных образований;

принятие решений об обеспечении потребностей населения в

земельных участках из земель, находящихся в муниципальной

собственности или переданных в ведение органов местного

самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности;

организация ведения государственного градостроительного

кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в

случае наделения органов местного самоуправления соответствующими

полномочиями;

выдача в установленном порядке разрешений на строительство

объектов недвижимости;

разрешение споров в области градостроительной деятельности в

пределах своей компетенции;

финансирование разработки и реализации градостроительной

документации о градостроительном планировании развития территорий

городских и сельских поселений, других муниципальных образований и

об их застройке, программ, проведения научно - исследовательских

работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов

органов местного самоуправления в области градостроительства;

Закрыть

Строительный каталог