Градостроительный кодекс РФ, часть 4

органов местного самоуправления.

14. Градостроительная документация о градостроительном

планировании развития территорий и поселений учитывается при

разработке федеральных целевых программ, целевых программ

субъектов Российской Федерации и местных целевых программ,

программ социально - экономического развития территорий Российской

Федерации, территорий субъектов Российской Федерации, территорий

муниципальных образований, схем и проектов развития инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур, территориальных

комплексных схем охраны природы и природопользования, а также схем

защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.

Статья 29. Государственная экспертиза градостроительной

документации

1. Градостроительная документация до ее утверждения подлежит

государственной экспертизе в порядке, определенном настоящим

Кодексом и разрабатываемыми в соответствии с ним законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и

иными нормативными правовыми актами субъектов Российской

Федерации.

2. Государственная экспертиза градостроительной документации

осуществляется в целях установления соответствия данной

документации требованиям законодательства Российской Федерации о

градостроительстве.

3. Государственная экспертиза градостроительной документации

осуществляется федеральными и территориальными органами

государственной экспертизы градостроительной и проектной

документации.

На федеральном уровне осуществляется государственная

экспертиза градостроительной документации в отношении объектов

градостроительной деятельности особого регулирования федерального

значения, другой градостроительной документации и научно -

исследовательских работ, разрабатываемых за счет средств

федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением

средств бюджетов субъектов Российской Федерации, градостроительных

разделов федеральных целевых программ, программ социально -

экономического развития территории Российской Федерации, а также

схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий

федерального значения в части соблюдения градостроительных

требований.

Территориальными органами государственной экспертизы

градостроительной и проектной документации осуществляется

государственная экспертиза градостроительной документации, научно

- исследовательских работ, градостроительных разделов целевых

программ субъектов Российской Федерации и местных целевых

программ, программ социально - экономического развития территорий

субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных

образований, а также схем и проектов развития инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства

территорий в части соблюдения градостроительных требований, за

исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего

пункта.

4. Заключение органа государственной экспертизы

градостроительной и проектной документации должно быть основано на

заключениях государственной экологической экспертизы, комитетов по

земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных

органов охраны памятников культуры, управления государственным

фондом недр, государственного горного надзора, санитарно -

эпидемиологического надзора, органов охраны недр, а также других

заинтересованных государственных органов, перечень которых

определяется заданием на разработку градостроительной и проектной

документации в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

5. Положительное заключение органа государственной экспертизы

градостроительной и проектной документации является основанием для

утверждения градостроительной и проектной документации.

Статья 30. Основные градостроительные требования к разработке

федеральных целевых программ, целевых программ субъектов

Российской Федерации, местных целевых программ и программ

социально - экономического развития территории Российской

Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий

муниципальных образований

При разработке федеральных целевых программ, целевых программ

субъектов Российской Федерации, местных целевых программ и

программ социально - экономического развития территории Российской

Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий

муниципальных образований должны учитываться градостроительные

требования в части:

соответствия мероприятий, указанных в данных программах,

основным направлениям государственной политики в области

градостроительства, в том числе в области развития инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур;

соответствия развития экономики комплексному развитию регионов

и поселений;

обеспечения защиты территорий и поселений от воздействия

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также

охраны окружающей природной среды и рационального

природопользования;

сохранения территорий объектов историко - культурного и

природного наследия и недопущения изъятия земель, занятых особо

охраняемыми объектами, для осуществления хозяйственной

деятельности;

обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам

инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

определения мер государственной поддержки в целях решения

социальных, экономических и экологических проблем территорий и

поселений;

разработки градостроительной документации о градостроительном

планировании развития соответствующих территорий и поселений;

выполнения инженерных изысканий и научно - исследовательских

работ.

Глава VI. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 31. Генеральная схема расселения на территории

Российской Федерации

1. В Генеральной схеме расселения на территории Российской

Федерации определяются:

цели федеральной политики в области градостроительства и меры

государственной поддержки ее реализации;

основные положения развития системы расселения,

природопользования и производства в соответствии с программой

социально - экономического развития территории Российской

Федерации;

меры по улучшению экологической обстановки в регионах,

рациональному использованию земель, сохранению территорий объектов

историко - культурного и природного наследия, развитию инженерной,

транспортной и социальной инфраструктур федерального значения;

территории, благоприятные для развития систем расселения;

особо охраняемые природные территории; прибрежные территории;

территории сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;

территории с экстремальными природно - климатическими условиями;

территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера; территории залегания полезных

ископаемых; иные территории, для которых в соответствии с

законодательством Российской Федерации определяются виды

градостроительного использования и ограничения на использование

данных территорий для осуществления градостроительной

деятельности.

2. Порядок разработки и согласования Генеральной схемы

расселения на территории Российской Федерации и Основных положений

Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации

устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Основные положения Генеральной схемы расселения на

территории Российской Федерации утверждаются Правительством

Российской Федерации и подлежат опубликованию.

Статья 32. Консолидированные схемы градостроительного

планирования

1. Консолидированные схемы градостроительного планирования

разрабатываются для территорий двух и более субъектов Российской

Федерации или частей их территорий (территории экономических и

крупных географических районов, системы расселения, а также

оздоровительные, курортные, рекреационные и иные территории) в

целях взаимного согласования интересов субъектов Российской

Федерации и интересов Российской Федерации при осуществлении

градостроительной деятельности.

2. В консолидированных схемах градостроительного планирования,

которые разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой

расселения на территории Российской Федерации, определяются:

зонирование территорий;

меры по развитию региональных систем расселения;

меры по развитию инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур межрегионального и регионального значения;

меры по рациональному природопользованию с учетом интересов

субъектов Российской Федерации в целях обеспечения условий

устойчивого развития их территорий;

обеспечение ресурсами в целях комплексного развития частей

территории Российской Федерации.

3. Консолидированные схемы градостроительного планирования

разрабатываются федеральными органами исполнительной власти

совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации по согласованию между собой.

4. Порядок разработки и согласования консолидированных схем

градостроительного планирования и Основных положений

консолидированных схем градостроительного планирования

устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Основные положения консолидированных схем

градостроительного планирования утверждаются Правительством

Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подлежат

опубликованию.

6. Федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют

порядок государственной поддержки реализации консолидированных

схем градостроительного планирования.

Статья 33. Территориальные комплексные схемы

градостроительного планирования развития территорий субъектов

Российской Федерации и частей территорий субъектов Российской

Федерации

1. В территориальных комплексных схемах градостроительного

планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и

частей территорий субъектов Российской Федерации определяются в

соответствии с градостроительной документацией федерального уровня

цели государственной политики в области градостроительства на

территориях субъектов Российской Федерации исходя из социально -

экономических и природно - климатических условий субъектов

Российской Федерации.

2. В территориальных комплексных схемах градостроительного

планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и

частей территорий субъектов Российской Федерации определяются

зонирование территорий субъектов Российской Федерации или частей

их территорий, основные направления совершенствования системы

расселения, развития городских и сельских поселений, производства,

инженерной, транспортной и социальной инфраструктур регионального

и межселенного значения, защиты территорий субъектов Российской

Федерации или частей территорий субъектов Российской Федерации от

воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера, улучшения экологической обстановки градостроительными

средствами, сохранения территорий объектов историко - культурного

и природного наследия. В указанных территориальных комплексных

схемах содержатся предложения об установлении границ поселений и

пригородных зон городов, а также об обеспечении ресурсами в целях

комплексного развития территории субъекта Российской Федерации или

части территории субъекта Российской Федерации.

3. Территориальные комплексные схемы градостроительного

планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и

частей территорий субъектов Российской Федерации разрабатываются и

утверждаются органами государственной власти субъектов Российской

Федерации по согласованию с заинтересованными органами местного

самоуправления.

4. Федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют

порядок участия государства в реализации территориальных

комплексных схем градостроительного планирования развития

территорий субъектов Российской Федерации и частей территорий

субъектов Российской Федерации.

Глава VII. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ,

ДРУГИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Статья 34. Территориальные комплексные схемы

градостроительного планирования развития территорий районов

(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)

1. В территориальных комплексных схемах градостроительного

планирования развития территорий районов (уездов), сельских

округов (волостей, сельсоветов), разрабатываемых в соответствии с

утвержденной в установленном порядке градостроительной

документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской

Федерации, определяются:

основные направления реализации государственной политики в

области градостроительства с учетом особенностей социально -

экономического развития и природно - климатических условий районов

(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов);

зоны различного функционального назначения и ограничения на

использование территорий указанных зон;

меры по защите территорий районов и сельских округов от

воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера;

направления развития инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур межселенного значения;

территории резерва для развития поселений;

территории для индивидуального жилищного строительства,

строительства дач, садоводства, огородничества;

территории для организации мест отдыха населения;

иные меры по развитию территорий районов (уездов), сельских

округов (волостей, сельсоветов).

В территориальных комплексных схемах градостроительного

планирования развития территорий районов (уездов), сельских

округов (волостей, сельсоветов) содержатся предложения об

установлении границ поселений и пригородных зон городов, а также

об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий

указанных районов, сельских округов.

2. Территориальные комплексные схемы градостроительного

планирования развития территорий районов (уездов), сельских

округов (волостей, сельсоветов) разрабатываются и утверждаются

органами местного самоуправления соответствующих районов и

сельских округов по согласованию с органами местного

самоуправления поселений, находящихся в пределах районов и

сельских округов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. В задании на разработку территориальных комплексных схем

градостроительного планирования развития территорий районов

(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) в целях учета

государственных интересов определяется перечень федеральных

органов исполнительной власти и органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, по согласованию с которыми

разрабатываются и утверждаются указанные территориальные

комплексные схемы.

4. Порядок участия субъектов Российской Федерации в реализации

территориальных комплексных схем градостроительного планирования

развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей,

сельсоветов) определяется по соглашению с соответствующими

органами местного самоуправления.

Статья 35. Генеральные планы городских и сельских поселений

1. Генеральный план - градостроительная документация о

градостроительном планировании развития территорий городских и

сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в

соответствии с утвержденной в установленном порядке

градостроительной документацией федерального уровня и уровня

субъекта Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным

документом, определяющим в интересах населения и государства

условия формирования среды жизнедеятельности, направления и

границы развития территорий городских и сельских поселений,

зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и

социальной инфраструктур, градостроительные требования к

сохранению объектов историко - культурного наследия и особо

охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному

благополучию.

2. В генеральном плане городского или сельского поселения

определяются:

основные направления развития территории поселения с учетом

особенностей социально - экономического развития, природно -

климатических условий, численности населения городского или

сельского поселения;

зоны различного функционального назначения и ограничения на

использование территорий указанных зон;

меры по защите территории городского или сельского поселения

от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера, развитию инженерной, транспортной и социальной

инфраструктур;

соотношение застроенной и незастроенной территории городского

или сельского поселения;

территории резерва для развития городского или сельского

поселения;

иные меры по развитию территории городского или сельского

поселения.

В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся

предложения об установлении границ поселений, а также об

обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий

поселений.

3. Генеральный план города и его пригородной зоны может

разрабатываться как единый документ на основе заключения

соглашения между органами местного самоуправления сопредельных

территорий.

4. Генеральный план города с численностью населения до

пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения

могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий

указанных поселений как единый документ.

5. При разработке генерального плана исторического поселения

учитываются историко - архитектурный опорный план такого поселения

и проекты зон охраны памятников истории и культуры.

6. Генеральные планы городских и сельских поселений

разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления

соответствующих поселений в порядке, установленном настоящим

Кодексом.

Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается

органами государственной власти соответствующего субъекта

Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Генеральные планы городов Москвы и Санкт - Петербурга

разрабатываются и утверждаются органами государственной власти

городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии с требованиями,

установленными настоящим Кодексом.

7. Генеральный план городского или сельского поселения до его

утверждения подлежит опубликованию и согласованию с

заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления, специально уполномоченными

государственными органами в области экологической экспертизы, а

также с заинтересованными организациями и населением (статьи 18 и

28 настоящего Кодекса).

В задании на разработку генерального плана городского или

сельского поселения в целях учета государственных интересов

определяется перечень федеральных органов исполнительной власти и

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по

согласованию с которыми разрабатывается и утверждается данный

генеральный план.

8. В период разработки нового генерального плана городского

или сельского поселения действует ранее утвержденный генеральный

план в части, не противоречащей правилам застройки.

9. В случае изменения законодательства Российской Федерации о

градостроительстве необходимые изменения вносятся в генеральный

план городского или сельского поселения.

10. Порядок участия субъектов Российской Федерации в

реализации генерального плана городского или сельского поселения

определяется по соглашению с соответствующими органами местного

самоуправления.

Статья 36. Проекты черты городских и сельских поселений, черты

других муниципальных образований

1. Проекты черты городского и сельского поселений, черты

другого муниципального образования разрабатываются на основе

генеральных планов городских и сельских поселений или

территориальных комплексных схем градостроительного планирования

развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей,

сельсоветов).

Проекты черты малых городов и поселков, черты сельских

поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов

указанных поселений.

2. Проекты черты городского и сельского поселений, черты

другого муниципального образования, за исключением проектов черты

городов федерального значения, разрабатываются органами местного

самоуправления соответствующего поселения или другого

муниципального образования в порядке, установленном настоящим

Кодексом.

3. Проекты черты городского и сельского поселений, черты

другого муниципального образования, за исключением проектов черты

городов федерального значения, утверждаются органами

государственной власти субъектов Российской Федерации по

согласованию с органами местного самоуправления сопредельных

территорий.

4. Проекты черты городов Москвы и Санкт - Петербурга

разрабатываются органами государственной власти городов Москвы и

Санкт - Петербурга по согласованию с органами государственной

власти субъектов Российской Федерации сопредельных территорий и

утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Утверждение проектов черты городских и сельских поселений,

черты других муниципальных образований не допускается без учета

мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении

черты указанных поселений и муниципальных образований.

Статья 37. Зонирование территорий для осуществления

градостроительной деятельности

1. При разработке градостроительной документации о

градостроительном планировании развития территорий и поселений и

об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий,

определяющие вид использования территорий и устанавливающие

ограничения на их использование, для осуществления

градостроительной деятельности.

2. Зонирование территорий направлено на обеспечение

благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от

воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и

производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и

использование особо охраняемых природных территорий, в том числе

природных ландшафтов, территорий историко - культурных объектов, а

также сельскохозяйственных земель и лесных угодий.

3. Ограничения на использование территорий для осуществления

градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

зоны охраны памятников истории и культуры, историко -

культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе

округов санитарной (горно - санитарной) охраны;

санитарные, защитные и санитарно - защитные зоны;

водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

зоны залегания полезных ископаемых;

территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера;

зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического

бедствия;

зоны с экстремальными природно - климатическими условиями;

иные зоны, установленные в соответствии с законодательством

Российской Федерации и законодательством субъектов Российской

Федерации.

4. С учетом ограничений на использование территорий

определяются функциональное назначение территорий и интенсивность

их использования.

5. Данные о видах использования территорий установленных зон и

об ограничениях на их использование включаются в правила

застройки.

Глава VIII. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 38. Территории городских и сельских поселений

1. Пространственную и земельно - ресурсную основу городских и

сельских поселений составляют территории в пределах установленных

границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что

находится над и под поверхностью указанных территорий.

2. Черта городского и сельского поселений устанавливается и

изменяется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и

земельным законодательством Российской Федерации.

3. Подземное и воздушное пространства в пределах установленных

границ (черты) городских и сельских поселений находятся в ведении

органов местного самоуправления, за исключением:

частей подземного и воздушного пространств, которые в

соответствии с условиями зонирования территорий или разрешениями

на строительство являются объектами, принадлежащими иным лицам;

части подземного пространства, предоставленной в установленном

порядке в пользование иным лицам для геологического изучения недр,

добычи полезных ископаемых и иных целей в соответствии с

законодательством Российской Федерации о недрах;

части воздушного пространства, используемой для полетов

воздушных судов и иной деятельности в области использования

воздушного пространства в соответствии с воздушным

законодательством Российской Федерации.

Статья 39. Правила застройки

1. Правила застройки являются нормативным правовым актом

органа местного самоуправления, устанавливающим порядок

осуществления градостроительной деятельности на соответствующих

территориях городских и сельских поселений, в том числе на

территориях закрытых административно - территориальных

образований.

Правила застройки в городах Москве и Санкт - Петербурге

принимаются в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего

Кодекса.

2. Правила застройки разрабатываются на основе генерального

плана городского или сельского поселения либо территориальных

комплексных схем градостроительного планирования развития

территорий районов (уездов), сельских округов (волостей,

сельсоветов) и включают в себя схему зонирования - графический

материал (границы территориальных зон различного функционального

назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы

(градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны).

3. Границы территориальных зон определяются с учетом красных

линий, естественных границ природных объектов, границ земельных

Закрыть

Строительный каталог