Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96), часть 2



Таблица 3.


ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ШКОЛЬНИКА

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ.


NN


Деятельность


Количество часов




Классы




1

(6 лет)


2-4

(7-10

лет)


5

(10-11

лет)


6-9

(11-15

лет)


10-11

(16-17

лет)









1.


Учебные и факультативные занятия


См. Таблицу 2

(базисный учебный план)









2.


Самостоятельные занятия (подготовка домашних заданий)


6


6-12


12


15-18


24


3.


Внеучебная:








а) занятия в предметных кружках


-


-


1


2


1



б) творческая (в технических и юннатских кружках, свободное

творчество)


2


2


2-3


2-4


2



в) художественное творчество и воспитание (занятия музыкой,

рисунком, лепкой, хореографией и т.п.)


4


2


4-3


4-2




г) пребывание на открытом воздухе (прогулки, активный отдых, дорога в школу и внешкольное учреждение и обратно)


18


14


13


9-8


6



д) занятия спортом (физкультура)


4


3


4


4


3



е) спокойный отдых (чтение книг, игры, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, посещение культурно-просветительных учреждений и т.д.)


6


8-7


8-7


7


9



ж) общественно-полезный труд, помощь по дому


1


1


1-2


2


2-3


4.


Личное самообслуживание

(прием пищи, туалет, гимнастика)


16


15


15


12


10


5.


Сон


69


69-64


60


55-53


54-50










Всего


144


144


144


144


144



Примечания:


1. Показатели времени по пп. 2, 3, 4 приведены с учетом использования их в течение 6-ти дней в неделю.


2. Суммарное время, указанное в пп. (а) и (б), может быть отдано только одному виду занятий.


3. Обязательные часы занятий физкультурой включены в п.1.


4. В национальных школах время на внеучебную деятельность пропорционально сокращается (пп. а - ж) в связи с увеличением учебного времени на 2-3 часа.


5. Общественная деятельность включена в пп. а, б, е, ж.


6. Суббота планируется как день активного и творческого досуга учащихся, в т.ч. с участием родителей.


7. Воскресенье - день восполнения духовных и физических сил учащихся.


4.5. Примерная схема режима для учащегося (табл. 4) является основой для расчета границ времени, когда общешкольные помещения могут посещать учащиеся во внеурочное время и взрослое население жилого микрорайона или жилого района.


Таблица 4.


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕЖИМА ДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧЕТОМ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ


Режимный момент


Классы



1


2


3


4


5


6-7


8-9


10-11











1. Подъем



7.00


7.00


7.00


7.00


7.00


7.00


7.00


7.00


2. Утренняя гимнастика,

туалет, уборка постели



7.00 -

7.30


7.00 -

7.30


7.00 -

7.30


7.00 -

7.30


7.00 -

7.30


7.00 -

7.30


7.00 -

7.30


7.00 -

7.30


3. Завтрак



7.30 -

8.00



7.30 -

8.00


7.30 -

8.00


7.30 -

8.00


7.30 -

8.00


7.30 -

8.00


7.30 -

8.00


7.30 -

8.00


4. Дорога в школу



8.00 -

8.30



8.00 -

8.30


8.00 -

8.30


8.00 -

8.30


8.00 -

8.30


8.00 -

8.30


8.00 -

8.30


8.00 -

8.30


5. Учебные занятия (второй завтрак, обществен-

ная работа)



8.30 -

10.15


8.30 -

(11.35

-

12.30)

*


8.30 -

(11.35

-

12.30)

*


8.30 -

(11.35

-

12.30)

*


8.30 -

(11.35

-

13.30)

*


8.30 -

(11.35

-

14.00)

*


8.30 -

(11.35

-

14.00)

*


8.30 -

(11.35

-

14.30)

*


_______________

* Время, указанное в скобках, обозначает замену учебных занятий приготовлением уроков в случае "перемежающегося" режима. Если вторая половина дня должна быть освобождена для различных мероприятий, посещений внешкольных учреждений и т.д., то учебные занятия полностью осуществляются в первой половине дня, а приготовление домашних заданий - во второй половине.


6. Прогулка - игры



10.30 -

13.00



12.30 -

13.00


12.30 -

13.00


12.30 -

13.00


13.30 -

14.00


-


-


-


7. Обед



13.00 -

13.30


13.00 -

13.30


13.00 -

13.30


13.00 -

13.30


14.00 -

14.30


14.00 -

14.30


14.00 -

14.30


14.30 -

15.00


8. Сон



13.30 -

15.30


13.30 -

15.00

**



13.30 -

14.30

**


-


-


-


-


-


_______________

** Для детей с ослабленным здоровьем, для остальных - прогулки, игры, свободное время.



9. Прогулка - активный

отдых



15.30 -

17.30


15.00 -

16.00



14.30 -

16.00


13.30 -

16.00


14.30 -

16.00


14.30 -

16.00


14.30 -

16.00


15.00 -

16.00


10. Учебные занятия -

приго-

товление домашних заданий - частично

свободное время



-


16.00 -

17.00


16.00 -

17.30


16.00 -

17.30


16.00 -

18.00


16.00 -

18.00


16.00 -

18.00


16.00 -

18.00


11. Полдник



17.30


17.30


17.30


17.30


18.00


18.00


18.00


18.00


12. Свобод-

ные занятия



17.30 -

19.00


17.30 -

19.00



17.30 -

19.00


17.30 -

19.00


18.00 -

20.00


18.00 -

20.00


18.00 -

20.00


18.00 -

20.00


13. Дорога домой - прогулка



19.00 -

19.30


19.00 -

19.30


19.00 -

19.30


19.00 -

19.30


20.00 -

20.30


20.00 -

20.30


20.00 -

20.30


20.00 -

20.30


14. Ужин



19.30 -

20.00


19.30 -

20.00


19.30 -

20.00



19.30 -

20.00


20.30 -

21.00


20.30 -

21.00


20.30 -

21.00


20.30 -

21.00


15. Сво-

бодные занятия



-


-


-


-


-


-


21.00 -

21.30


21.00 -

21.30



16. Пригото-

вление ко сну



20.00 -

20.30


20.00 -

20.30


20.00 -

20.30


20.00 -

20.30


21.00 -

21.30


21.00 -

21.30


21.30 -

22.00


22.00 -

22.30


17. Сон



20.30


20.30


20.30


20.30


21.30


21.30


22.00


22.30




5. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ, ВИДЫ И ТИПЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Основы формирования системы

общеобразовательных учреждений



Идея развития - узловой момент новой школы. Постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и действующий фактор развития общества - основные грани этой идеи.


Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обуславливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.


Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.


5.1. Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющих собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих зданий общеобразовательных учреждений (жилой микрорайон - район);межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район) и специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (город).


5.2. В соответствии с концепцией общего среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процессов должны функционировать следующие виды учреждений:


Учреждения общеобразовательные (структура):


- I ступень - начальная школа;


- II ступень - основная школа;


- III ступень - старшая школа, гимназия, лицей.


Учебно-воспитательные для трудового обучения:


- школьные учебно-производственные мастерские;


- межшкольные учебно-производственные комбинаты;


- городские Центры профориентации и трудового обучения школьника.


Внешкольные учреждения:


- Центры и Дома внешкольной деятельности районного уровня обслуживания (массовые);


- профильные (специализированные) Центры и Дома внешкольной деятельности учащихся городского уровня обслуживания;


- детские клубы по месту жительства.


5.3. Сеть общеобразовательных учреждений рассматривается как основное звено общей системы учебно-воспитательных зданий, включающей внешкольные учреждения и учреждения для трудового обучения, что предопределяет формирование разносторонне развитой личности.


Могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений с разнообразными возрастными организационно-педагогическими структурами, содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса и направленностью профилизации.


Школы различных ступеней обучения в зависимости от местных условий могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях.


5.4. Общеобразовательные учреждения в единой системе учебно-воспитательных зданий могут кооперироваться с дошкольными и внешкольными учреждениями, учебно-производственными комбинатами и учебными заведениями, дающими профессию со средним образованием.


5.5. При расчете сети зданий следует предусматривать число мест в общеобразовательных учреждениях для 100% учащихся младшего и среднего школьного возраста и до 75% учащихся старшего школьного возраста при обучении в одну смену.


5.6. При расчете комплексной сети зданий и числа мест в общеобразовательных учреждениях необходимо иметь ввиду что: 1) учебно-производительный труд для учащихся старших возрастов может быть организован в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), школьных учебно-производственных мастерских (УПМ), школьных заводах и т.д., из расчета организации в них до 8% рабочих мест от общего числа учащихся; 2) занятия по интересам в соответствии с индивидуальными склонностями детей могут осуществляться во внешкольных учреждениях (ВУ), из расчета организации в них до 10% рабочих мест от общего числа школьников; 3) отдельные виды занятий могут быть организованы по месту жительства - школа, кружки, студии и клубы по интересам при группах жилых домов.


По месту жительства рекомендуется планировать детские клубы для охвата ими детей микрорайона, не вовлеченных в активные формы работы в школе или внешкольных учреждениях, из расчета: по спорту и туризму 35%, художественным воспитанием 35%, кружками юных натуралистов и техников 12%, прочими видами клубной работы 18%.


Число мест в здании общеобразовательного учреждения определяется по местным демографическим условиям и перспективам развития жилого района (в среднем по Москве 110 учащихся на 1000 жителей). Отклонения могут составить 90-130 учащихся на 1000 жителей.


При этом следует руководствоваться ориентировочной демографической структурой населения исходя из особенностей структуры города (МГСН-1.01-94 табл. 5.3 к пункту 5.7 для населения возрастных групп 6, 7-15, 16-17 лет).


5.7. Выбор типов зданий по вместимости определяется в зависимости от количества учащихся, приходящихся на 1000 жителей, числа жителей в жилом районе-микрорайоне, величины классной группы.


5.8. Количество, виды и типы зданий подбираются в соответствии с рекомендуемой номенклатурой общеобразовательных учреждений (см. табл. 6), но в пределах расчетного числа классных помещений (см. табл. 5).


5.9. Для модернизации сложившейся сети школьных зданий следует руководствоваться п.5.15 МГСН-1.01-94, применяя в системе застройки сетевые здания средних школ II и III ступеней обучения (см. приложение 3. п."е" и приложение 4 п.4 к МГСН 4.06-96). При этом следует учитывать, что в действующих зданиях школ будет уменьшаться наполняемость классной группы.


Таблица 5.


Численность населения жилого

микрорайона - района тыс. жителей

Расчетное количество классов в зависимости от обслуживаемого населения, числа учащихся на 1000 жителей и наполняемости классной группы



Число учащихся на 1000 жителей




90


110


130



Наполняемость классной группы







4 - 6







7 - 9







10 - 12







13 - 15









5.10. Для муниципальных районов с неразвитой инфраструктурой общественных зданий, не соответствующей укрупненным расчетным показателям обеспеченности жителей учреждениями обслуживания согласно МГСН-1.01-94 табл. 5.1 и 5.2 к пункту 5.3, рекомендуется проектировать средние школы с выделенным блоком общешкольного центра для обслуживания учащихся, а также населения во внеучебное время.


5.11. Сумма ученических мест в сети общеобразовательных учреждений в условиях новой и сложившейся застройки должна соответствовать п. 4.5. МГСН 4.06-96.


5.12. Радиусы обслуживания от дома до общеобразовательного учреждения определяются максимальным временем доступности в соответствии с п. 4.12 МГСН 4.06-96.


5.13. Комплексная программа научно-технического прогресса, его социально-экономических последствий в области градостроительства и архитектуры, народного образования ориентирует на преобразование традиционной общеобразовательной школы в школу открытого типа (полного дня) с развитым досугом учащихся во внеучебное время. В городских школах предусматривается на первом этапе охватить разнообразными формами деятельности в свободное время половину учащихся, а затем 2/3 учащихся, с учетом того, что оставшаяся 1/3 учащихся будет ориентирована на посещение внешкольных учреждений районного и городского уровня для занятий по интересам.


Одновременно ставится задача развития социальной среды обслуживания взрослого населения микрорайона за счет использования помещений самой школы, в том числе и родителями, что позволит включить активную часть населения в процесс воспитания подрастающего поколения: создать на базе школы социально-педагогический комплекс - центр учебно-воспитательной работы с детьми микрорайона.


5.14. Для решения поставленных задач предлагается формировать школьные здания в виде комплексов, состоящих из учебных блоков и блоков общешкольных помещений, предназначенных для использования во внеучебное время школьниками и населением в свободное от работы время.


В этих целях могут создаваться три типа общешкольных центров "А", "Б", "В" (клубно-спортивных и досуга). В них включаются группы помещений спортивных залов, учебных мастерских, зрительного зала, кружковых помещений и студий, библиотеки и обеденного зала. Общешкольные центры могут быть как с минимальным набором помещений (блок типа "А"), так и с расширенным составом помещений (блоки типа "Б" и "В"), что связано с решением задач преобразования традиционной школы в школу открытого типа с развитой материальной базой для проведения активного досуга в свободное время.


5.15. Рекомендуется опираться на следующие основные положения по составу и нормированию помещений общешкольных центров:


тип "А" - с нормативным минимальным составом предназначен для школ (рассчитан на охват до 1/3 учащихся во внеучебное время);


тип "Б" - с расширенным составом помещений, включает дополнительно игровой спортзал и бассейн, кружковые помещения и универсальную мастерскую для населения (рассчитан на охват до 50% учащихся школы в свободное время);


тип "В" - с рекреационным центром и расширенным составом помещений (по отношению к блоку "Б"); имеет более развитую материальную сферу для кружковой работы по техническому творчеству, биолого-юннатской и опытнической деятельности, эстетическому воспитанию, спорту с одновременным качественным преобразованием состава остальных функциональных групп помещений, включая учебно-производственные мастерские; (рассчитан на охват во внеучебное время до 2/3 учащихся).


Общешкольные центры, рассчитанные на охват 1/3, 1/2 и 2/3 учащихся школы внеучебной деятельностью, формируются с учетом того, что остальные школьники смогут в течение учебной недели посещать различные виды внешкольных учреждений города и учреждения для трудового обучения, имеющие профориентационное назначение.


В соответствии с этим состав помещений общешкольных центров школ, в совокупности с внешкольными учреждениями и межшкольными УПК, позволяет охватить практически всех учащихся различными видами деятельности в школе и вне ее.


В общешкольные центры типа "Б" и "В" дополнительно включается входная группа помещений вестибюля-гардероба и административно-хозяйственных помещений, что обеспечивает возможность их эксплуатации автономно от школы.


5.16. При расчете помещений общешкольных центров, а также формировании комплексной системы школ, внешкольных учреждений и зданий для трудового обучения следует руководствоваться Примерной моделью распределения времени школьника в течение учебной недели и режимом дня (см. табл. 3,4), а также "Методикой проектирования зданий общеобразовательных школ с выделенными блоками помещений для учащихся и населения" (ЦНИИЭП учебных зданий М. 1989 г.).


5.17. Использование помещений выделенных общешкольных блоков населением (за исключением учебных) предусматривается по "остаточному принципу", т.е. в часы, когда школьники в соответствии с учебно-воспитательным режимом дня не будут находиться в помещениях общешкольного назначения, в основном после 19 - 20.00 часов, за исключением помещений, непосредственно предназначенных для взрослого населения (клубные помещения, универсальная мастерская), а также в выходные дни.


Общешкольные центры дают возможность охватить различными видами деятельности в свободное время в среднем до 2000-3000 человек взрослого населения в течение рабочей недели, если опираться на составы помещений, приведенные в Приложении 1.



Номенклатура видов и типов зданий общеобразовательных

учреждений



5.18. Для формирования системы зданий общеобразовательных учреждений города предлагается перспективная номенклатура видов и типов зданий (табл. 6):


Таблица 6.


ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВИДОВ И ТИПОВ ЗДАНИЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ*


_______________

* Номенклатура видов и типов зданий общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с МГСН 4.06-96 и согласована Департаментом Образования г. Москвы (письмо от 31.07.96 N 2734-8-16).



Виды зданий


Типы зданий


Область применения



количество

учащихся

соотношение

кол-ва параллелей

кл. I, II, III ступеней

обучения



жилая

группа


микро-

район


муни-

ципа-

льный

район


округ

города









I - II ступени






1. Основная школа:







- на 9 классов



*




- на 18 классов





*











I, II и III ступени






2. Средняя полная школа:






- на 11 классов




*




- на 22 класса




*




- на 33 класса




*


*









3. Средняя полная школа с профильным обучением:







- на 11 классов







- на 22 класса




*




- на 33 класса




*




- сблокированная школа на 22+22 класса


550+550

2:2:2+2:2:2



*


*










II-III ступени






4. Средняя школа II-III ступеней с профильным обучением







- на 20 классов





*



- на 30 классов





*


*


- на 40 классов






*








5. Гимназия:

в составе II-III ступеней:







- на 7 (8) классов





*



- на 14 (16) классов





*


*


- на 21 (24) класса





*


*








6. Лицей:

в составе II-III ступеней:







- на 8 (10) классов





*



- на 12 (15) классов





*


*


в составе III ступени:







- на 18 (27) классов






*


Закрыть

Строительный каталог