Строительный каталог

Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96)

Общеобразовательные учреждения.

МОСКОМАРХИТЕКТУРА



ПОСОБИЕ


К МГСН 4.06-96


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


ПРЕДИСЛОВИЕ



1. РАЗРАБОТАНО Институтом Общественных зданий при Минстрое РФ (канд. арх. Степанов А.В, - научный руководитель, автор; арх. Безсонова Г.А.); при участии МНИИТЭП Москомархитектуры (инж. Добровольский А.Н., к.т.н. Грузинский М.М., к.т.н. Федоров Н.Н.) - разделы: электротехнические устройства, отопление и вентиляция, защита от шума).


2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Шипанов Ю.Б.).


3. СОГЛАСОВАНО Комитетом образования Москвы, управлением архитектурного совета и согласования проектов Москомархитектуры, Мосгосэкспертизой.


4. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 14.03.1997г. N 11.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Настоящее Пособие разработано в развитие и дополнение МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".


В Пособии сохранена структура и порядок изложения Норм (МГСН 4.06-96), но более глубоко развиты их основные положения.


Дополнительно введены разделы, касающиеся вопросов современной концепции обучения, особенностей функционирования общеобразовательных учреждений и педагогической технологии.


На основе Пособия возможно: (1) Планировать современную систему зданий общеобразовательных учреждений, состоящую из школ I, II и III ступененй обучения, гимназий, лицеев и включающую сопутствующие ей внешкольные учреждения; (2) Доводить (модернизировать) существующую сеть школьных зданий до уровня современных педагогических требований; (3) Формировать различные виды и типы зданий по организационно-педагогической структуре, составу и площадям помещений в зависимости от местных, региональных и общегородских условий и особенностей содержания обучения; (4) Создавать более современные объемно-планировочные решения, включая вопросы создания универсальных зданий для всей группы общеобразовательных учреждений.


Пособие дает также представление о нормативных показателях расчетной площади для наиболее массовых учреждений (традиционных школ, школ с профильным (дифференцированным) обучением, гимназий, лицеев). Содержит перспективную Номенклатуру типов зданий, составы и площади к ним.


Пособие предназначено для: (1) Проектных организаций, занимающихся планировкой, застройкой и реконструкцией жилых районов, а также проектированием новых современных зданий общеобразовательных учреждений и реконструкцией существующих зданий школ; (2) Префектур и отделов образования.

2. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде, что обусловливает ее открытый характер для активного приобщения населения, общественности и семьи к воспитанию детей и совместной развивающей деятельности по интересам.


Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения, электронно-вычислительной техники, в том числе на уровне системы обслуживания сети учебно-воспитательных зданий.


Материальной базой развития личности должна стать развитая сеть учебно-воспитательных учреждений, представляющая собой единую систему, состоящую из взаимодополняющих друг друга общеобразовательных учреждений (микрорайон - район); межшкольных и школьных учебно-производственных комбинатов и мастерских, массовых видов внешкольных учреждений (жилой район) и специализированных внешкольных учреждений и других учебно-воспитательных зданий (округ города - город).


В соответствии с концепцией общего и среднего образования для широкого общеобразовательного и воспитательного процессов должны функционировать:


- Общеобразовательные школы:


- I ступень - начальная школа,


- II ступень - основная школа,


- III ступень - старшая школа, гимназия, лицей;


- Учебно-воспитательные учреждения для трудового обучения;


- Внешкольные учреждения.


Эта концепция предполагает кардинальное изменение содержания и методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а также всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях маловосприимчивой к нововведениям.


На начальной ступени школы осваивается новая идеология обучения, предполагающая изменения приоритетов, целей обучения и выдвижение на первый план его развивающей функции.


Обновление действующего содержания обучения осуществляется через введение специального курса развития познавательных способностей, создающего развивающую среду для учащихся, которые обучаются по действующим программам, а также через введение новых интегрированных курсов "Математика и конструирование", "Природоведение и сельскохозяйственный труд", "Речь и культура общения", "Окружающий мир", параллельных учебников по чтению, математике, русскому языку, природоведению.


С целью расширения возможностей выбора учителями начальных классов общеобразовательных технологий создается банк идей и новых технологий обучения младших школьников; орагнизуются и используются разработки перспективных программ развивающего обучения в начальных классах.


На средней ступени образования закладывается фундамент общего образования, оно является базовым. В рамках базового образования предусматривается введение разноуровневых программ индивидуально-ориентированного обучения, изменение соотношений обязательной (нормативной) части обучения и того, что выбирает сам учащийся. Для этой ступени образования организуются разработки новых концепций гуманитарного, эстетического и естественно-математического образования; новых учебных планов и программ; новых учебников и учебно-методических пособий; интегрированных курсов и пособий для получения дополнительного образования по различным предметам.


На третьей ступени - завершение общего образования на основе дифференциации обучения, осуществляется свободный выбор учащимися направленности обучения, предметов в сфере гуманитарной, естественно-научной и технической (кроме базовых).


Концепция общего образования влечет за собой пересмотр материальной среды школы, как по принципам организации сети и типам зданий, так и по реорганизации структуры, состава и площадей помещений.



3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ



Современная общеобразовательная школа в оптимальном варианте трактуется как школа полного дня, в которой учащиеся будут получать образование, выполнять уроки, заниматься спортом, в различных кружках и студиях, отдыхать, питаться.


Ориентация обучения и воспитания в школе будет направлена на развитие личности ученика, выявлению его склонностей и потенциальных возможностей в той или иной сфере человеческой деятельности. Воспитание творческой личности - генеральная задача школы.


Программа проектирования современных общеобразовательных учреждений опирается на утвержденную Министерством образования "Концепцию социально-функциональных требований к организации системы и проектирования общеобразовательной школы I, II и III ступеней обучения" в части альтернативной (авторской) программы, в которой содержатся педагогический, гигиенический, архитектурно-типологический и градостроительный аспекты.



Педагогический аспект



Организационно-педагогическая структура общеобразовательной школы (соотношение параллелей учащихся начальной, основной и старшей школ) должна обеспечивать возможность ее изменения, например, от автономной школы с равным числом параллелей классов до организации сетевой школы с повышенным числом параллелей классов старших возрастов (например - от 2:2:2 до 1:2:4 (0:3:4)).


Активизация обучения и развития творческого потенциала личности:


- в школе I ступени - игровые методы, создание среды для развивающего обучения;


- в школе II - III ступени обучение по системе "ученик-группа-класс-поток";


- в школе II ступени создание материальной среды для базового образования и занятий по интересам каждого вне обязательной программы;


- в школе III ступени дифференциация обучения по направлениям (гуманитарное, естественно-научное, техническое);


- широкое применение технических средств обучения (компьютеризация) и создание развитого учебно-информационного центра - библиотеки;


- разностороннее и творческое развитие каждого;


- повышение воспитательной функции школы во внеучебное время с привлечением семьи и взрослого населения;


- внедрение в учебно-воспитательный процесс "перемежающегося" режима дня с чередованием учебных уроков (в классах, кабинетах, мастерских) со спортом, творческими занятиями в кружках-студиях (искусство, техническое творчество, биолого-юннатская деятельность), практикумах-лабораториях, досугом и отдыхом;


- комплексный подход к разностороннему развитию подрастающего поколения людей.



Гигиенический аспект



- повышение качественного уровня естественного искусственного (комбинированного) освещения учебных помещений для организации, помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий;


- улучшение условий воздушной среды обитания за счет повышения удельного объема и кратности обмена воздуха, а также воздушной аэрации;


- применение в начальной и основной школах преимущественно индивидуальных мобильных ученических столов;


- создание зонированных пространств для психологической разгрузки учащихся в учебных и внеучебных помещениях;


- применение экологичеки чистых строительных материалов;


- создание интересной психологической среды (окружение воспитывает).



Архитектурно-типологический аспект



Разделение функциональных групп помещений на два комплекса: учебный и общешкольный.


Автономия учебных групп помещений по возрастному признаку и функциональной принадлежности:


- блок помещений начальной школы (1 и 2-4 классы - I ступень);


- блок кабинетов 5-8(9) классов (II ступень);


- блок кабинетов (9)10-11 классов (III ступень с дифференциацией обучения по направлениям);


- блок кабинетов по естественным наукам;


- блок учебных мастерских и практикумов (технология);


- учебно-методический - информационный центр - библиотека.


Горизонтальные связи между основными учебными группами помещений и учебно-методическим - информационным центром;


"Гибкая" организация учебных пространств, опирающаяся на укрупненный конструктивный модуль;


Создание центра досуга в составе форума, спорта, группы зрительного зала, студий, столовой - видеокафе, администрации;


Включение в группу спорта игровых спортзалов и бассейна.


Развитая среда помещений художественного воспитания, творческого развития в области техники и юннатско-биологической и опытнической деятельности.


Автономность функционирования комплекса по всем функциональным группам помещений общешкольного центра.


Органическая связь функциональных групп учебных помещений с учебно-опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.


Достижение интересной и разнообразной архитектурной среды (среда воспитания) на основе синтеза современной педагогической технологии школы и архитектурного облика здания.



Градостроительный аспект



Переход от единой общеобразовательной школы на трехступенчатую систему обучения в общеобразовательной школе влечет за собой усложнение формирования сети зданий и, как следствие, многообразие типов зданий по назначению (содержанию), организационно-педагогической структуре и количеству классных помещений.


Для г. Москвы наиболее характерны по принципам организации сети две позиции: (1) средняя школа I, II и III ступеней обучения, предназначенная для новых городских микрорайонов и (2) старшая школа II-III ступеней с профильным обучением, обслуживающая сложившуюся сеть зданий.


Основная идея позиции (2) заключается в том, что в новый такой школьный комплекс переводятся учащиеся старших возрастов и часть верхнего эшелона учащихся средних возрастов, что отражается на особенностях возрастной структуры комплекса, где число параллелей старших возрастов (10-11 классы) превышает число параллелей основного (среднего) звена школы (5-9 или 8-9 классы).


При сложившейся материальной среде, когда на 1 учащегося в Российской Федерации приходится примерно 4,6 площади, а по новой концепции стабилизации и развития сферы образования требуется не менее 16-20 , а в школах III ступени обучения она может достигать и 25 , этот путь может считаться приоритетным, так как решает следующие задачи:


- дает возможность повысить комфорт материальной среды начальной и частично основной школ в соответствии с новыми социально-педагогическими требованиями за счет разукрупнения;


- обуславливает предпосылки для создания концентрированной базы дифференцированного профильного обучения, как в части оснащения материальными ресурсами, так и в части привлечения к обучению более высококвалифицированных преподавателей;


- предопределяет более экономное решение пути строительства новых школ за счет системного подхода, а не частного подхода к отдельным объектам (исключается строительство мелких объектов при каждой существующей школе).



4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

МАТЕРИАЛЬНОЙ СРЕДЫ



Педагогические требования включают: (1) классификацию видов общеобразовательных учреждений (таблица 1); (2) наполняемость классных групп; (3) базисный учебный план общеобразовательных учреждений (таблица 2); (4) примерное распределение времени школьников в течение учебной недели (таблица 3); (5) режим дня общеобразовательного учреждения (таблица 4).


4.1. Общеобразовательные учреждения классифицируются на общеобразовательные школы, общеобразовательные школы с профильным обучением, гимназии, лицеи. В таблице 1 показаны назначение общеобразовательных учреждений, какие классы и ступени они содержат (См. также приложение 2 МГСН 4.06-96).


Таблица 1.


КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Виды учреждений


Ступени обучения



I


II


III



возраста классных групп



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


(12)














1. Общеобразовательная школа














- начальная


*


*


*


*










- основная


*


*


*


*


*


*


*


*


*





- старшая











*


*


(*)


- полная средняя


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*
















2. Общеобразовательная щкола с профильным обучением:














- полная средняя


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*


*


(*)


- основная и старшая






*


*


*


*


*


*


*


(*)















3. Гимназия






*


*


*


*


*


*


*


(*)















4. Лицей









*


*


*


*


(*)




4.2. Вместимость основной классной группы в общеобразовательном учреждении принимается не более 25 учащихся. Однако реально рекомендуется принимать 24 учащихся в класс, т.к. это связано с комплектованием учебных столов учащихся, особенно это важно для старших возрастов (оно должно быть четное), 26 мест, с одной стороны, нарушает закон об образовании, с другой, влечет за собой неоправданное увеличение нормы площади ради одного ученического места. В старших классах общеобразовательных школ с профильным обучением, а также в гимназиях и лицеях классная группа принимается 20 человек. В исключительных случаях, а также при модернизации сети зданий, число мест в классных группах может быть увеличено до 30.*

_______________

* См. Рекомендации по реконструкции и модернизации существующего фонда школьных зданий в соответствии с современными педагогическими требованиями М. 1997 г.


Названное положение является ключевым для расчета вместимости и определения типа здания в той или иной градостроительной ситуации.


Для проведения практических работ в лабораториях, мастерских и для занятий физкультурой в старших классах классная группа делится пополам. Классная группа для изучения иностранного языка делится на 2 или 3 подгруппы. Это положение определяет реальное число ученических мест в названных помещениях при расчете их площади.


В студиях художественного воспитания, кружках технического творчества число мест принимается от 12 до 8 (соответственно занятиям в младших классах и старших группах).


4.3. Базисный учебный план (табл. 2) является основой для определения состава помещений по содержанию и их количеству.


Таблица 2.


БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Общеобра-

зовательные

области


Предметы


Количество часов в неделю в классах





I


II


III


IV


V


VI


VII


VIII

IX


X


XI















Русский язык как государственный



3


3


3


3


3


3


3


3


3




Языки и литература


Родной, русский, иностранный

языки и литература

4


4


4


4


8


8


6


5


5


4


4


Искусство


ИЗО, музыка,

мировая художественная

литература


2


2


2


2


2


2


2


2





Общественные дисциплины


История, право, человек и общество, современный мир, граждановедение


2


2


2


2


2


2


2


3


4


4


4


Естественные дисциплины


Естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, экология



-


-


-


-


2


3


6


8


8


4


4


Математика


Алгебра, геометрия, начала анализа, статистика, теория вероятностей, логика



4


4


4


4


5


5


5


4


5


3


3


Физкульту-

ра


Физкультура, ритмика, основы безопасности



2


2


2


2


2


2


2


2


2


3


3


Технология


Трудовое и профессиональное обучение, конструирование, ЭВТ, художественный труд, черчение, природоведение



2


2


2


2


2


2


2


3


3


2


2















Всего:




19


19


19


19


26


27


28


30


30


20


20


Обязательные занятия

по выбору




1


3


5


5


3


3


4


2


3


12


12


Обязательная нагрузка

учащегося:




20


22


24


24


29


30


32


32


33


32


32


Факультативные, индивидуальные и групповые занятия




2


3


3


3


3


3


3


3


3


6


6















Итого:




22


25


27


27


32


33


35


35


36


38


38



Вариативная часть учебного плана состоит из часов, отведенных на "обязательные занятия по выбору" и "факультативные, индивидуальные и групповые занятия".


Часы обязательной и вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе и для углубленного изучения предметов), а также для изучения второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов.


Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.


Для школ с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы по профилю обучения или получаемой специальности. В этом случае на предмет "Технология" используются как часы, отведенные инвариативной частью базисного учебного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющими вариативной части.


Главное - это то, чтобы общая часовая загрузка помещений не превышала 30 часов в неделю, а по общему балансу часов по всей группе учебных кабинетов оставался люфт (свободного времени) не менее 5 часов, т.е. суммарная загрузка учебных кабинетов не должна превышать в неделю 25 часов (80%).


4.4. Примерное распределение учебного и внеучебного времени школьника в течение учебной недели (таблица 3) необходимо для расчета загрузки помещений общешкольного центра во внеучебное время, содержащего зальные помещения, кружки, студии и для расчета баланса материальной среды школы во взаимодействии с внешкольными учреждениями города. Внеучебное время дано из расчета 6-ти дней в неделю, т.к. суббота планируется как день творческих занятий.

подождите, идет загрузка...    подождите, идет загрузка... 

Материалы из сети:

Закрыть

Строительный каталог