Пособие к ТСН 31-306-96 (МГСН 4.06-96), часть 7



Г. Комплексное решение универсальности здания



Примером может служить экспериментальный проект школы на 22-24 класса перспективной модели для г. Москвы, получивший на конкурсе первую премию в 1995 г. (рис. 9).


Комплекс школы четко разделен на две автономных группы помещений: учебную и общешкольную, объединенные между собой центром досуга (форумом). Последний, являясь архитектурным ядром, объединяет вокруг себя зрительный зал, видео-кафе, спортзалы, бассейн, студии художественного воспитания, клубные помещения (дополнительные мелкие помещения центра досуга), что создает интересную содержательную среду пребывания в ней учащихся и взрослого населения. Для ее полноценного функционирования предложена система автономных входов и гардеробов, позволяющих пользоваться отдельными функциональными группами помещений изолированно друг от друга из разных входных точек, не мешая общей работе всего комплекса (автономность эксплуатации входящих в комплекс залов).


В этих целях предусмотрены: 1) вестибюль-гардероб для учебной группы помещений; 2) вестибюль-гардероб для центра досуга (форума), зрительного зала и бассейна; 3) вестибюль-гардероб для спортзалов, бассейна, зрительного зала, студий художественного воспитания и дополнительный вестибюль для игрового спортзала и студий хореографии (завышенное число вестибюлей-гардеробов принята для улучшения эксплуатационных качеств функционирования всех групп зальных помещений).


Учебная группа помещений решена в два этажа.


Все классы-кабинеты выведены на 2-й (верхний) этаж. Это обстоятельство имеет весьма принципиальное значение для школы в целом (рис. 9.2):


1 - все 24 класса-кабинета получают дополнительное верхнее естественное освещение, а следовательно высокую степень инсоляции помещений, что определяет свободную ориентацию школы по сторонам света при привязке к местным условиям и сквозное проветривание.


2 - Верхние источники естественного света предопределяют высокий комфорт световой среды в помещении (равномерность освещения по всей плоскости и повышенное К.Е.О. более 2,5), что необходимо для введения активных методов обучения при групповых и индивидуальных формах ведения урока.


3 - Создавать гибкие возможности комплектования системы классов и кабинетов в школах различной модификации 2:2:2, 1:2:4, 0:3:6, 0:2:5, т.е. в школах одиннадцатилетних, II и III ступеней обучения, школах III ступени обучения, гимназиях, лицеях. В этих целях две средние учебные секции запроектированы по системе 4+2 (два кабинета связаны с внешней коммуникацией), о чем было сказано выше.


4 - Обеспечивать горизонтальные связи между учебно-методическим центром - библиотекой со всеми 24 классами-кабинетами, а также учебного центра с ресурсными центрами при учебных секциях для динамики использования дидактического учебного материала в процессе учебного года.


Учительские с методическими кабинетами расположены на периферии библиотеки - учебно-методического центра и организационно с ним связаны. Одна предназначена для младшей школы, вторая - для старшей.


Классы сформированы в учебные секции, каждая из которых состоит из 6-ти классов-кабинетов, зальной рекреации и ресурсного центра. Зальные рекреации имеют повышенную высоту и стеклянный витраж. Учебные секции дают возможность эксплуатировать их автономно для школ I, II и III ступеней в зависимости от назначения и организационно-педагогической структуры здания.


На 1-м этаже (рис. 9.1) размещаются основной вход в учебный корпус со своим вестибюлем-гардеробом, администрацией, столовой и группой учебно-воспитательных помещений для начальной школы, специализированными группами помещений по естественным наукам и технологические группы помещений, связанные с трудом и профильным обучением.


Эти группы помещений могут включаться в сферу внеучебной деятельности вкупе с центром досуга (решены на одном горизонтальном уровне).


Специальные группы учебно-воспитательных помещений для начальной школы сгруппированы в компактную ячейку, состоящую из двух спален-групповых с раздвижной перегородкой и помещения труда, моделирования, природы, ИЗО и приближенную к специальному детскому залу видео-кафе. Последнее может эксплуатироваться в виде дополнительного игрового пространства, т.к. основной обеденный зал может по нормам обеспечивать питание учащихся, включая начальную школу.


Эта группа помещений для детей младшего возраста сознательно отделена от классов, т.к. школа трактуется как объект универсальной эксплуатации, и классы могут превращаться в кабинеты. Эта группа может существовать также в качестве зоны "хранения" детей, когда их родители будут заняты в центре досуга.


В столовой, видео-кафе и кухне предусмотрены верхние источники естественного освещения вдоль стен форума.


Кухня столовой расширена в 1,5 раза и рассчитана на обслуживание вечером посетителей центра досуга (имеет вторую раздаточную). Столики размещаются непосредственно на подиуме центрального зала (форума), прилегающего к зоне столовой.


Коммуникации 1-го этажа освещены через стеклянные "стаканы" лестниц, одновременно являющиеся зимними садиками (всего их четыре).


Учебная группа помещений связана с общешкольным центром по 2-му этажу и с центром досуга - по 1-му этажу.


Система коммуникаций, в отличие от традиционных коридорных решений, предложена в виде криволинейных очертаний в сочетании с зальными помещениями и световыми "стаканами" лестниц. Они могут использоваться для выставок детских рисунков и др. мероприятий. Решается задача преодоления синдрома обычной "коридорности" в школе.


Сочетание разнообразных по форме, очертаниям и размеру внутренних пространств, по нашему мнению, создает эффект интересной среды обитания, в которой центральное ее помещение - форум трактуется как многофункциональное помещение, т.к. имеет связь со зрительным залом через общую эстраду (раздвижная стена). Форум предназначен для театральных и эстрадных действ, собраний, проведения зимних елок, маскарадов, танцев, музыкальных мероприятий и просто досуга. При этом важное место отводится устройству декоративной сцены со сменой декораций в течение года, связанной с деятельностью форума, что будет способствовать изменению архитектурно-психологической среды центра, его художественному воздействию на человека.


В проекте предусмотрены полноценные студии художественного воспитания по изобразительному искусству, хореографии и музыке с соответствующими обслуживающими помещениями.


Заложенный принцип дает также возможность иметь повышенный этаж в классах-кабинетах (3,6 вместо 3,3 м).


Архитектура фасадов решается на основе пластики, заложенной в кирпичной стене и серо-белых бетонных ее элементах. Особенность фасадов состоит в том, что они нетрадиционны для школ, которые всегда изрезанны монотонными окнами. На фасадах выявлены стеклянные фонари, двухсветные зальные рекреации по контрасту к плоскости стены (рис. 9.3).


Бассейн имеет две ванны для обучения плаванию 10х6 м (глубина 60-80 см) и ванну размером 25х11,5 м (глубина 1,2-1,8 м) для учебных занятий по плаванию и оздоровительных процедур. Зал бассейна решен как единое двухсветное пространство с двумя группами раздевален (всего четыре), оборудованных индивидуальными шкафами в одном уровне, душами и уборными. Зал освещается естественным светом через верхнее боковое стекло.


В школе предусмотрено две группы помещений администрации: при вестибюле учебного корпуса и при вестибюле группы зальных помещений. В составе последней имеется группа медицинских комнат.


Двух-трехсветный зрительный зал на 408 мест с эстрадой и артистическими оснащен оборудованием кино и видео показа. При зрительном зале расположен холл-фойе.


Кроме того, помещения общешкольного центра и мастерские могут дополнительно обслуживать в течение учебной недели от 1000 до 2000 учащихся соседних школ из расчета посещения ими центра 2 раза в неделю.


Здание рассчитано также на обслуживание спортивно - кружковыми мероприятиями взрослого населения в свободное от работы время. В этой связи общешкольный центр трактуется как клубно-спортивный с автономным функционированием.



10. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ



10.1. Системы теплоснабжения общеобразовательных учреждений следует подключать к распределительным сетям городских систем теплоснабжения с устройством индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) или автоматизированных узлов управления (АУУ) при подключении систем водоснабжения к распределительным сетям от ЦТП.


Подключение водонагревателей горячего водоснабжения в ИТП следует производить по параллельной схеме.


Размещение ИТП и АУУ надлежит производить в соответствии с требованиями МГСН 2.01-94.


10.2. Расчетную температуру воздуха для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях следует принимать по приложению 25 МГСН 4.06-96.


10.3. При проектировании в помещениях учебной группы приточной вентиляции с механическим побуждением в учебных помещениях следует предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из расчета однократного обмена в 1 час. Располагаемый перепад давлений для движения воздуха в каналах естественной вытяжной вентиляции определяется как разность удельных весов наружного воздуха с температурой при параметрах А, определяемых по СНиП 2.04.05-91*, и внутреннего воздуха.


При воздушном отоплении помещений учебной группы и устройстве перепускных каналов между классами и рекреацией вытяжные каналы из учебных помещений проектировать не следует.


10.4. Температура воздуха, подаваемого в рабочее время системами воздушного отопления, не должна превышать 40 градусов С.


10.5. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.


10.6. В зданиях общеобразовательных учреждений допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха при обеспечении нормируемых параметров внутренней среды обслуживаемых помещений.


10.7. При проектировании воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами, обеспечивающее включение и отключение системы в соответствии с режимом работы учебного заведения, поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры и относительной влажности в пределах 30-60%, а также обеспечение во внеучебное время температуры не ниже 12 градусов С.


При проектировании приточной вентиляции следует предусматривать автоматическое управление, обеспечивающее включение и отключение системы в соответствии с режимом работы учебного заведения, а также поддержание расчетной температуры приточного воздуха.


10.8. При воздушном отоплении помещений учебной группы в классах, в которых для возмещения теплопотерь при нормативном воздухообмене требуется подача приточного воздуха с температурой выше 40 градусов С, следует предусматривать дополнительное водяное отопление.


10.9. Водяное отопление помещений общешкольной группы, а также помещений учебной группы при устройстве в них приточной вентиляции, следует проектировать с индивидуальным автоматическим регулированием отопительных приборов, устанавливая на подводках к отопительным приборам терморегуляторы повышенного гидравлического сопротивления с многопозиционной установкой на расчетный расход воды со встроенным или дистанционным датчиком с максимальной настройкой температуры на 21 градус С.


10.10. Система водяного отопления проектируется двухтрубной с нижней разводкой с расчетными температурами теплоносителя 95-70 градусов С.


10.11. Расчетные теплопотери помещений учебной группы определяются по следующей формуле:





(где:


E KF - сумма теплопотерь наружных ограждений (стен, окон и перекрытий) при разности температур 1 градус С (К - коэффициент теплопередачи; F - поверхность теплопередачи);

t - расчетная температура воздуха в помещении;

q- удельная величина инфильтрации через 1 окна в кг/ч;

С - весовая теплоемкость воздуха;

j - количество часов в сутки отключения приточной вентиляции или воздушного отпления;

q - тепловыделение одного учащегося;

n - количество учащихся в помещении;

j - время пребывания учащихся в помещении;

j - продолжительность работы отопления, для систем отопления при наличии приточной вентиляции j = 24 часа;

Q - расчетная теплопередача дополнительной системы отопления в помещении).

10.12. Величина удельной инфильтрации в помещениях учебной группы при воздушном отоплении определяется по следующей формуле:


,


(где:

E Z- суммарный объем удаляемого воздуха вытяжнной вентиляцией из помещения учебной группы (санузлы, лаборатории и т.д.);

p - плотность воздуха, ;

E F - суммарная площадь окон всех помещений учебной группы;

К - коэффициент, учитывающий неравномерность инфильтрации по высоте здания (принимается согласно таблице 16).


Таблица 16.


Число этажей



Этаж


Кэт






1



2,4



2



1,6


4


3



0,8



4



0






1



2


3


2



1



3



0




10.13. Величина удельной инфильтрации в помещении учебной группы при наличии приточной вентиляции определяется по формуле:



,


(где:


Z- объем удаляемого воздуха вытяжной вентиляцией в рассчитываемом помещении, ч;


F- площадь окон в рассматриваемом помещении).


10.14. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классные помещения и учебные кабинеты (при отсутствии воздушного отопления), лаборатории, зрительные залы, лекционные аудитории, учебные мастерские, спортивные залы, бассейны, столовая, медпункт, киноаппаратная, санитарные узлы.


10.15. В учебных и учебно-производственных мастерских при размещении в них оборудования, имеющего укрытия и местные отсосы, следует проектировать соответствующие системы по удалению теплоизбытков, вредностей, пыли и т.п.


10.16. В школьные вестибюли, имеющие значительную поверхность наружного остекления или витражи и не оборудованные воздушно-тепловыми завесами, следует предусматривать подачу приточного воздуха в объеме двух кратностей в 1 час.


10.17. Подачу приточного воздуха в киноаппаратную допускается предусматривать от приточной системы зрительного зала при условии подключения воздуховода, идущего в киноаппаратную, к приточной системе зала ниже уровня пола киноаппаратной.


10.18. Воздушно-тепловые завесы следует проектировать для общеобразовательных учреждений на 3 и более параллелей классов.


Допускается устройство тепловых завес от приточной системы с установкой во втором тамбуре калорифера нагрева и автоматической воздушной заслонки.


10.19. В помещениях, перечисленных в пп. 3, 4, 11 табл. 25 МГСН 4.06-96, а также в кружковых помещениях, имеющих наружные окна с фрамугами или форточками, устройство вытяжных каналов допускается не предусматривать.


10.20. В общеобразовательных учреждениях с количеством учащихся до 200 допускается устройство вентиляции без организованного механического притока.


10.21. При устройстве в здании общеобразовательного учреждения воздухоприготовительного центра для системы воздушного отопления следует в непосредственной близости от машинного зала размещать помещения для ремонтных работ площадью 18 .


10.22. Для дисплейных классов и кабинетов вычислительной техники оптимальными параметрами являются температура 19-21 градусов С при влагосодержании 10 и допустимыми параметрами 18-22 градусов С с влагосодержанием не менее 6 .


По результатам расчета на ассимиляцию тепловыделений от ЭВМ, людей и солнечной радиации определяется объем воздуха, подаваемый приточной вентиляцией. Подача воздуха наиболее целесообразна через подшивной перфорируемый потолок. Удаление воздуха рекомендуется из верхней зоны со стороны, противоположной оконным проемам. Подвижность воздуха в рабочей зоне учащихся должна быть не более 1 м/с. В целях поддержания влажностного режима могут быть использованы бытовые увлажнители.


Приспосабливаемые под дисплейные классы помещения существующих общеобразовательных учреждений следует оборудовать автономными кондиционерами. Кондиционеры устанавливаются в оконных проемах и подключаются к осветительной сети.


Наиболее благоприятной ориентацией для размещения этих помещений являются север и северо-восток.


10.23. При отсутствии специальных электронагревательных приборов или спиртовых горелок в лабораториях зданий общеобразовательных учреждений допускается предусматривать использование природного газа, а также сжиженного газа от наружных баллонных установок в соответствии со СНиП 2.04.08-87 и Правилами безопасности в газовом хозяйстве, утвержденными Госгортехнадзором. Прокладка газопровода в подвалах и цокольных этажах не допускается.



11. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ



11.1. В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки, которые необходимо проектировать в соответствии со СНиП 2.04.01-85 и МГСН 4.06-96.


11.2. Подводка холодной воды должна предусматриваться к раковинам химических лабораторных столов и демонстрационных столов в лабораториях химии, физики и биологии, к смывным бачкам в санузлах, к умывальникам, устанавливаемым по одному в каждой классной комнате 1-4 классов и помещениях для групп продленного дня.


11.3. Подводка холодной и горячей воды должна предусматриваться к умывальникам, устанавливаемым по одному в кабинете черчения и изобразительных искусств, информатики и вычислительной техники, кружковых помещениях технического моделирования, юных натуралистов, студии живописи, рисунка, скульптуры, к умывальникам и мойкам в мастерских по обработке тканей и кулинарии, к умывальникам в учительской, пищеблоке, к водоразборным кранам, устанавливаемым для хозяйственных нужд, по одному в умывальной для учащихся, к раковинам в учебных мастерских, в комнате технического персонала и в помещениях уголка живой природы, к душевым кабинам и к приборам кабин личной гигиены, к ваннам (в том числе и ножным); к двухсекционной мойке в фотолаборатории и кинофотолаборатории; к лабораторным шкафам в лабораториях химии, физики и биологии, а также к оборудованию столовых и буфетов, куда подводка холодной и горячей воды предусматривается согласно технологическим требованиям. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 60 градусов С.


11.4. При использовании классных комнат 1-4 классов и помещений продленного дня для организации в них летних оздоровительных лагерей, к умывальникам, установленным в этих помещениях, кроме холодной воды следует предусматривать подводку горячей воды с установкой смесителя.



12. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА



12.1. В зданиях общеобразовательных учреждений следует предусматривать электрооборудование, электрическое освещение, системы электросвязи и передачи информации в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:


- СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение";


- МГСН 2.01-94 "Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению";


- ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования";


Правил устройств электроустановок:


- СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений";


- МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения";


и настоящего раздела.


12.2. Проектирование осветительных установок искусственного освещения следует выполнять на основе светотехнических расчетов с обязательным включением результатов расчетов в раздел "Электрооборудование".


12.3. Во всех помещениях общеобразовательных учреждений должна предусматриваться скрытая электропроводка, в кухне, санитарных узлах, кладовых, технических и остальных подсобных помещениях допускается открытая проводка.


12.4. В осветительных установках должны применяться световые приборы, электрооборудование и материалы промышленного изготовления, отвечающие требованиям государственных стандартов и технических условий.


12.5. В помещениях общеобразовательных учреждений должно быть предусмотрено рабочее, дежурное и аварийное (освещение безопасности и эвакуационное) освещение.


В учебных помещениях к сети рабочего освещения следует предусматривать подключение светильников местного освещения.


Дежурное освещение устраивается в коридорах, рекреациях, вестибюлях, залах и включается при уборке этих помещений. Для организации дежурного освещения выделяется часть светильников рабочего и аварийного освещения, присоединенных к отдельной групповой линии.


Освещение безопасности устраивается в электрощитовых, вентиляционных камерах, тепловых узлах, насосных, киноаппаратных, медицинских пунктах и постах охраны. Номинальная освещенность на полу при таком освещении должна составлять 5 % освещенности, нормируемой для рабочего освещения, но не менее 2 лк и не более 30 лк - для ламп накаливания. Превышение вышеуказанных значений допускается при наличии соответствующих обоснований.


Эвакуационное освещение устраивается в коридорах, рекреациях, на лестницах, в плавательных бассейнах, мастерских, спортивных, актовых и обеденных залах, гардеробных. Наименьшая освещенность должна быть не менее 0,5 лк на полу помещения и 5 лк на воде бассейна.


В актовых, спортивных и обеденных залах, а также других помещениях, где могут одновременно находиться более 100 человек, должны устанавливаться световые указатели "Выход".


Светильники аварийного и эвакуационного освещения, а также световые указатели "Выход" подключаются к отдельной линии аварийно-эвакуационного освещения, отличной от линии рабочего освещения. При этом они должны отличаться от рабочих светильников размером, типом или иметь на корпусе соответствующие знаки.


12.6. В помещениях общеобразовательных учреждений используется в основном система общего равномерного освещения. При этом в учебных помещениях должно быть предусмотрено дополнительное освещение классной доски.


Система комбинированного (в некоторых случаях локализованного) освещения предусматривается в кабинетах преподавателей, лабораториях, мастерских, кабинетах домоводства, помещениях для кружковой работы, читальных залах. Для подключения светильников местного освещения должны быть предусмотрены штепсельные розетки.


Способы освещения помещений с повышенными архитектурно-художественными требованиями (зрительные залы, помещения для выставок, вестибюли, зальные рекреации и др.) согласовываются с архитекторами.


12.7. Для общего освещения учебных помещений общеобразовательных учреждений следует применять, как правило, люминесцентные лампы. Люминесцентные светильники в учебных помещениях должны комплектоваться пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума. В отдельных случаях допускается применение ламп накаливания. Тип люминесцентных ламп выбирается в зависимости от назначения помещения. Некоторые характеристики люминесцентных ламп отечественного производства, рекомендуемых для применения в осветительных установках образовательных учреждений, приведены в таблице 17.


Таблица 17.


Тип ламп


Номинальный

световой по-

ток, лм*


Средняя про-

должительность

горения,ч.


Индекс цве-

топередачи


Цветовая

температура К



________________

* Для ламп мощностью 40 Вт







ЛБ



3200


15000


57


3500


ЛТБ



3100


15000


47


2700


ЛХБ



3000


15000


62


4300


ЛД



2500


15000


73


6500


ЛДЦ



2200


15000


92


6000


ЛЕЦ



2190


13000


85


3900


ЛБЦТ



3000


13000


88


2700


ЛХЕ



1930


5200


93


5200


ЛДЦУФ



1660


13000


92


6000




В учебных помещениях при отсутствии повышенных требований к цветопередаче рекомендуются люминесцентные лампы типа ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ.


Учебные помещения с повышенными требованиями к цветопередаче, такие, как кабинеты черчения и изобразительного искусства, кабинеты по обработке тканей и кулинарии рекомендуется освещать люминесцентными лампами типов ЛДЦ, ЛБЦТ, ЛЕЦ, ЛХЕ. Для освещения спален-игровых, а также рекреаций рекомендуются люминесцентные лампы типов ЛБТЦ, ЛЕЦ. Для освещения зрительных залов рекомендуются люминесцентные лампы типов ЛБ, ЛБЦТ, ЛЕЦ, допускается применение галогенных ламп накаливания.


12.8. Для общего освещения классов, кабинетов, лабораторий, мастерских для трудового обучения учащихся младших классов, мастерских по обработке тканей и кулинарии рекомендуется применять светильники рассеянного света, направляющие в верхнюю полусферу не менее 15% излучаемого светового потока (типов ЛСО04, ЛСО05, ЛПО28, ЛПП33 и ЛПО31).


Светильники общего освещения принято устанавливать рядами, параллельно светопроемам, вдоль линии зрения учащихся. Включение рядов (групп) светильников должно осуществляться раздельно, либо плавно автоматически светорегуляторами в зависимости от уровня естественного освещения.


Ряды светильников могут быть непрерывными или с разрывами. В последнем случае расстояния между светильниками в ряду не должны превышать половины высоты подвеса относительно уровня рабочей поверхности.


При общем равномерном освещении рабочих поверхностей отношение расстояния между рядами светильников к высоте подвеса следует принимать в пределах: для светильников УСП с экранирующими решетками - 0,8-1,2; для прочих исполнений светильников УСП и светильников ЛСО - 0,2-0,4, ЛПО02 - 1,2-1,4. Расстояние от крайних рядов светильников до стен следует принимать в пределах 0,3-0,5 расстояния между рядами.


12.9. Для освещения классной доски рекомендуется применять специальные люминесцентные светильники с несимметричным светораспределением (типа ЛПО30-40-125). Светильники устанавливаются непрерывным рядом непосредственно над доской. Допускается применение светильников прямого света, установленных наклонно.


12.10. Для освещения кабинетов информатики и вычислительной техники следует применять потолочные светильники прямого света с непрозрачными боковинами типа УСП-35 и ЛПО46. Возможно применение светильников других типов при условии, что допустимая яркость последних, отражающихся в экране дисплея, составляет не более 2000 .


Рабочие места учащихся должны располагаться между отдельными светильниками или линиями светильников так, чтобы линия зрения была параллельна световым линиям. При работе с дисплеями уровень горизонтальной освещенности на рабочей поверхности рекомендуется выбирать в пределах 400-500 лк.


12.11. Для общего освещения мастерских по обработке металла и дерева следует применять пылезащищенные светильники типов ПВЛ и ПВЛП. Светильники следует располагать равномерно по потолку или рядами вдоль линии станков или верстаков.


12.12. Для освещения спален-игровых рекомендуется использовать те же светильники, что и для учебных помещений (см. п.12.8.). При устройстве спальни и игровой в одном помещении следует предусмотреть раздельное включение 30% светильников или систему светорегулирования.


12.13. Для освещения помещений студии живописи, рисунка и скульптуры рекомендуется использовать светильники с лампами накаливания типа СК-300. Кружковые помещения природы и техники рекомендуется освещать с помощью светильников, указанных в п.12.8, при этом их следует располагать равномерно по потолку.


12.14. Для освещения зрительных залов следует применять потолочные светильники прямого или преимущественно прямого света, желательно четырех или шестиламповые (типов УСП, ЛПО02, ЛПО34). Светильники рекомендуется располагать равномерно по потолку помещения.


Освещение эстрады следует выполнять потолочными светильниками, используемыми для общего освещения зрительного зала. Для дополнительного освещения планшета эстрады рекомендуется предусмотреть осветительные приборы, устанавливаемые на стенах.


12.15. Для освещения спортивных залов следует применять светильники прямого или преимущественно прямого света (типов ЛПО025 или УСП), перекрытые защитной металлической сеткой.


Светильники рекомендуется располагать равномерно по потолку или вдоль длинной стороны помещения в верхней части стен. В последнем случае светильники возможно установить наклонно. Не следует располагать светильники на торцевых стенах.


12.16. Для освещения бассейнов рекомендуется применять брызгозащищенные светильники с диффузными рассеивателями прямого или преимущественно прямого света (типов ПВЛП, ПВЛ1). Светильники должны располагаться на потолке или стенах над продольными краями ванны. Места расположения светильников должны находиться в зоне, доступной для обслуживания.

Закрыть

Строительный каталог