ВСН 332-74, часть 4

8-49. При выполнении опрессовки местным вдавливанием заполнить углубления (лунки), образовавшиеся на цилиндрической части наконечников при опрессовке моточками липкой поливинилхлоридной ленты. Лунки предварительно смазать составом № 2.

8-50. Обмотать каждую жилу по ходу новива фазной изоляции (начиная от места выхода из поясной изоляции) и всю цилиндрическую часть наконечников четырьмя слоями липкой поливинилхлоридной ленты шириной 15 — 20 мм, не обрывая ее в процессе обмотки жилы. Наматывать все четыре слоя с натяжением и 50 %-ным перекрытием предыдущего витка. Последний слой намотки ленты покрыть составом № 1.

8-51. Наложить на всю длину цилиндрической части наконечников с заходом на изоляцию жил бандаж из крученого шпагата диаметром 0,8 ¾ 1 мм.

8-52. При применении кабеля с круглыми однопроволочными жилами сечением до 16 мм2 допускается вместо обмотки жил липкой поливинилхлоридной лентой применять трубки из поливинилхлоридного пластиката (ХВТ), выполнив следующие операции:

а) выбрать трубки с внутренним диаметром в соответствии с сечением жил кабеля:

Сечение жил кабеля, мм2 2,5—4 6—10 16

Внутренний диаметр

трубки, мм 5 6 8

б) нарезать трубки длиной, равной длине изолированного участка жилы и поясной изоляции;

в) на одном конце трубок сделать косой срез длиной 12 мм (рис. 46), а на другом — клинообразные вырезы длиной 10 — 12 и шириной у конца трубок 3 — 5 мм (рис. 47);

Рис. 46. Подготовка конца трубки из поливинилхлоридного пластиката (со стороны корешка) для надевания на жилы.

Рис. 47. Подготовка конца жилы к герметизации.

г) смазать составом № 1 фазную изоляцию жил для лучшего скольжения трубок при надевании их на жилы кабеля;

д) надеть на жилы кабеля (косым срезом вперед) трубки так, чтобы срез заходил на поясную изоляцию и упирался в оболочку (рис. 48);

Рис. 48. Трубки ХВТ, надетые на жилы кабеля.

1 ¾ трубки ХВТ; 2 — поясная изоляция кабеля; 3 — оболочка кабеля.

е) герметизировать концы жил кабеля; для этого на концы трубок наложить с натяжением и 50 %-ным перекрытием витков бандаж из липкой поливинилхлоридной ленты на длине 25 мм с перекрытием клинообразного выреза и переходом на оголенную жилу (рис. 49); наложить с натяжением поверх липкой поливинилхлоридной ленты по всей ее длине бандаж из суровых ниток (рис. 50);

Рис. 49. Наложение бандажа из ленты ПВХ.

Рис. 50. Герметизация конца жилы.

ж) изогнуть в колечко по направлению завинчивания гаек концы жил для присоединения к контактным зажимам.

8-53. Скатать валик диаметром 4 — 5 мм из липкой поливинилхлоридной ленты шириной 15 — 20 мм и ввести его между жилами в корешок до поясной изоляции. Заполнить составом № 2 пространство в корешке между жилами от поясной изоляции на длине, равной двум диаметрам оболочки кабеля.

8-54. Сжать жилы в общий пучок и закрепить его временным бандажом из шпагата или киперной ленты на расстоянии 10 — 20 мм от участка жил, заполненного составом № 2.

8-55. Покрыть толстым слоем состава № 2 внешнюю поверхность пучка сжатых жил. При этом использовать состав, выдавленный при сжатии жил в пучок. Наличие не заполненных составом желобков не допускается, так как это может привести к образованию пустот.

8-56. Обмотать с небольшим натяжением сжатые в пучок жилы липкой поливинилхлоридной лентой (ПВХ). Обмотку начинать на расстоянии Б от конца оболочки кабеля и вести в сторону изоляции с заходом на оболочку на длину Д, равную диаметру оболочки кабеля (рис. 51)

Рис. 51. Подготовка кабеля к заделке.

1 ¾ временный бандаж из шпагата или киперной ленты; 2 ¾ жилы, изолированные лентой ПВХ; 3 ¾ состав № 2; 4 ¾ поясная изоляция; 5 . оболочка кабеля; 6 ¾ заземляющий проводник.

Намотать шесть-восемь слоев ленты с натяжением и 50 °/о-ным перекрытием предыдущего витка выравнивая намотку. Последний слой намотки покрыть составом № 1.

Размер намотки ленты на жилы кабеля приведен ниже.

Сечение жил

кабеля, мм2 2,5 ¾ 10 16 ¾ 35 50 ¾ 70 95 ¾ 150

Размер Б, мм 50 70 75 80

8-57. Наложить с натяжением поверх намотанной по корешку ленты бандаж из шпагата по всей длине заделки корешка. Бандаж накладывать, начиная со стороны жил, с последующим переходом на оболочку кабеля.

8-58. Пропитать бандажи из ниток и шпагата на концах жил и в корешке заделки изоляционным пропиточным лаком (шеллаком, бакелитовым и т. п.).

8-59. Снять временный бандаж, стягивающий жилы в корешке, после высыхания состава № 2.

Общий вид заделки кабеля с применением трубок ХВТ приведен на рис. 52.

Рис. 52. Общий вид сухой заделки кабеля перед вводом в вводное устройство электродвигателя до третьего габарита.

Особенности заделок кабеля с бумажной изоляцией на напряжение выше 1000 В

8-60. Концевые заделки кабелей с бумажной изоляцией на напряжение выше 1000 В во взрывоопасных зонах класса В- I должны выполняться только заливкой кабельной массой МВМ-1 или МБМ-2 (ГОСТ 6997-54), а в зонах остальных классов — с применением липкой поливинилхлоридной ленты.

8-61. Монтаж концевых заделок кабелей на напряжение выше 1000 В должен производиться обученными монтерами-кабельщиками 5 ¾ 6-го разряда под контролем инженерно-технического персонала.

Помощник монтера выполняет по указаниям и под наблюдением монтера все вспомогательные работы, например подготовку материалов и инструмента, удаление наружного покрова кабеля.

Монтеры периодически, через 30 — 40 мин. должны протирать руки бензином и насухо вытирать их чистой тряпкой без ворса. Также периодически должен протираться и инструмент.

Для протирки и обезжиривания изоляции, оболочки и жил кабеля должен применяться чистый бензин (авиационный или Б-70).

Монтаж концевой заделки не должен прерываться, пока не будет полностью закончен.

Перед монтажом заделки необходимо проверить изоляцию кабеля на отсутствие влаги. Обязательно проверяются бумажные ленты, прилегающие к оболочке и жилам конца кабеля.

Наличие влаги в изоляции может быть обнаружено по легкому потрескиванию и выделению пены при погружении бумажных лент в нагретый до 150° С парафин.

При проверке на влажность бумажные ленты следует брать сухим пинцетом.

При обнаружении недоброкачественных материалов или дефектов кабеля монтер обязан приостановить работу и сообщить об этом немедленно производителю работ.

Каждая концевая заделка кабеля после окончания должна быть сдана ответственному лицу, осуществляющему надзор на монтаже.

Результаты приемки концевой заделки оформляются актом. Окончательная сдача-приемка концевых заделок производится после испытания кабельной линии повышенным напряжением согласно действующим нормам. Результаты испытаний концевых заделок оформляются протоколом испытаний.

8-62. Расстояние между кольцевыми надрезами на оболочке кабеля должно быть равно 15 мм.

8-63. Перед намоткой на жилы четырех слоев липкой поливинилхлоридной ленты их следует обмотать, начиная по мере выхода жил из поясной изоляции, одним слоем лакоткани шириной 25 ¾ 30 мм с натяжением и 50 %-ным перекрытием предыдущего витка

8-64 Во взрывоопасных зонах класса В-1 заделка кабеля должна выполняться заливкой в кабельную муфту вводного устройства кабельной массы МБМ-1 или МБМ-2, разогретой до 1400 С, с последующим охлаждением перед заливкой до 110 — 120° С.

8-65. Операции по подготовке кабеля для заливки кабельной массой выполняются аналогично заделкам с применением липкой поливинилхлоридной ленты. При этом обмотка жил одним слоем лакоткани и четырьмя слоями липкой поливинилхлоридной ленты должна начинаться на 50 мм ниже торца кабельной муфты (рис. 53).

Рис. 53. Подготовка кабеля для заливки кабельной массой в кабельной муфте вводного устройства.

1 ¾ резиновое кольцо; 2 ¾ кабельная муфта; 3 ¾ жилы кабеля; 4 ¾ обмотка жил лакотканью и лентой ПВХ; 5 ¾ проводник заземления.

8-66. Для герметизации концов круглых и однопроволочных жил сечением 10 ¾ 16 мм2 , присоединяемых без наконечников, необходимо:

а) на расстоянии 85 мм от конца жилы на фазной изоляции установить бандаж из ниток;

б) снять с конца жилы до бандажа пять верхних слоев изоляции. Остальные слои на участке 30 мм от бандажа снимать ступенями с отступлением на 5 мм (рис. 54);

Рис. 54. Снятие изоляции с конца однопроволочной жилы.

1 ¾ бандаж из ниток на изоляции жилы; 2 ¾ токоведущая жила.

в) протереть оголенную жилу тряпкой, слегка смоченной в бензине;

г) обмотать жилу лакотканью и четырьмя слоями ленты ПВХ. Обмотку производить с перекрытием оголенной жилы на участке, равном 10 мм (рис. 55);

Рис. 55. Герметизация однопроволочной жилы.

1 ¾ бандаж из ниток; 2 ¾ слой лакоткани; 3 ¾ четыре слоя ленты ПВХ.

д) наложить на изоляцию с натяжением бандаж из шпагата диаметром 0,8 — 1,0 мм на участке 45 мм, считая от конца изоляции. Наложение бандажа следует начинать от конца изоляции;

е) после герметизации оголенный конец жилы изогнуть в кольцо для присоединения к контактному зажиму.

Технология заделок бронированных кабелей с резиновой и поливинилхлоридной изоляции

8-67. Отмерить место обреза брони и установить бандаж аналогично кабелям с бумажной изоляцией.

8-68. Зачистить до блеска участок двух лент брони у бандажа в месте припайки заземляющего медного проводника и облудить его, соблюдая осторожность во избежание порчи оболочки под броней.

8-69. Наложить один конец заземляющего проводника на облуженное место брони, при этом другой конец проводника направить в сторону, противоположную концу кабеля. Сечение заземляющего проводника выбирать по п. 8-2.

8-70. Закрепить конец заземляющего проводника на броне бандажом из трех-четырех витков медной проволоки у бандажа, крепящего броню кабеля, и припаять проводник (рис. 56). Продолжительность пайки не должна превышать 3 мин.

Рис. 56. Закрепление и припайка заземляющего проводника к броне кабеля с поливинилхлоридной или резиновой оболочкой.

8-71. Надрезать ленты брони кабеля у бандажа (со стороны конца кабеля) и снять их. Удалить подушку под броней (для кабелей, имеющих защитное покрытие под броней).

8-72. На расстоянии 30 — 50 мм от среза брони (в зависимости от диаметра кабеля) выполнить кольцевой надрез оболочки и от него в сторону конца кабеля — продольный надрез. На надрезанном участке снять оболочку с жил кабеля.

8-73. Надеть на кабель нажимную муфту, нажимную и упорную шайбы и резиновое уплотнительное кольцо, входящее в комплект вводного устройства электрооборудования.

8-74. Выполнить оконцевание жил кабелей.

8-75. Выполнить подмотку липкой поливинилхлоридной лентой на жилах со стороны манжет во избежание сползания манжет на жилы кабеля.

8-76. На жилы кабеля с резиновой изоляцией, начиная от оболочки,. намотать один слой липкой поливинилхлоридной ленты с 50 %-ным перекрытием предыдущего витка с переходом на цилиндрическую часть наконечников (рис. 57) или надеть трубки из поливинилхлоридного пластиката.

Рис. 57. Заделка жил кабеля с резиновой изоляцией и поливинилхлоридной или резиновой оболочкой.

1 — наконечник; 2 — жилы, обмотанные лентой ПВХ; 3 — бандаж из ленты ПВХ;

4 — резиновое уплотнительное кольцо; 5 ¾ нажимная шайба; 6 ¾ нажимная муфта.

8-77. Жилы в месте их выхода из оболочки обмотать тремя-четырьмя слоями липкой поливинилхлоридной ленты с переходом ленты на оболочку (рис. 57).

9. МОНТАЖ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИЙ ВАО И МА36

Общие указания

9-1. Взрывозащищенные электродвигатели поступают с заводов-изготовителей в собранном виде, как правило, совместно с технологическим оборудованием. Каждый электродвигатель должен поставляться с паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации.

9-2. Производить разборку двигателей при монтаже не требуется, если не обнаружен обрыв обмоток и сопротивление их изоляции по отношению к корпусу (в мегомах), замеренное в холодном состоянии мегомметром на 1000 В (по ГОСТ 183-74), не ниже

R = ,

где U номинальное напряжение, B; P мощность электродвигателя, кВт.

Для электродвигателей на напряжение 6000 В сопротивление изоляции обмоток замеряется мегомметром на 2500 В, при этом сопротивление изоляции должно быть не ниже 6 МОм.

9-3. Если со дня отгрузки электродвигателей с завода-изготовителя прошло не более одного года, то перед монтажом необходимо очистить их поверхность от пыли, проверить затяжку всех винтов и болтов, убедиться в целости оболочки и вводных устройств, проверить свободное вращение ротора от руки.

9-4. Если со дня отгрузки электродвигателя с завода-изготовителя прошло свыше одного года, то необходимо дополнительно осмотреть подшипники со снятием их крышек и проверить наличие смазки, которая должна заполнять 2/3 объема подшипникового гнезда. Для смазки подшипников следует применять смазку, указанную в заводских инструкциях.

9-5. Если сопротивление изоляции обмоток, замеренное мегомметром, ниже нормы, то независимо от срока отгрузки электродвигателя с завода-изготовителя необходимо произвести сушку его обмоток со снятием вводного устройства для циркуляции воздуха.

9-6. После сушки должна быть проверена плотность прилегания сопрягаемых деталей взрывонепроницаемых оболочек. Зазор должен быть не более указанного в заводской инструкции по монтажу и эксплуатации электродвигателя. Если электродвигатель не удовлетворяет этим требованиям, то он не может быть использован как взрывозащищенный и подлежит замене. Типы, электрические характеристики и основные размеры взрывозащищенных электродвигателей серии ВАО и МА36 приведены в приложении 8.

9-7. Электродвигатели указанных серий могут применяться во взрывоопасных зонах всех классов.

9-8. На корпусах электродвигателей имеется табличка с маркировкой одного или следующих исполнений взрывозащиты: В1Г, В2Г, В3Г (В1Т4, В2Т4, В3Т4). Условные обозначения: В — взрывонепроницаемое исполнение; 1, 2, 3 — категория взрывоопасных смесей; Г (Т4) — группа взрывоопасной смеси. Примеры маркировки взрывозащищенного электрооборудования по ПИВРЭ приведены в приложении 13.

При выборе .электродвигателя нужно следить, чтобы среда взрывоопасной зоны по категории и группе соответствовала или была менее опасной, чем категория и группа, указанные в маркировке.

9-9. Единая серия электродвигателей ВАО с маркировкой до В3Г (В3Т4) на напряжение 380/660 В и мощностью до 315 кВт имеет шесть типов вводных устройств К1 — К6.

9-10. Вводные устройства этих электродвигателей по своим размерам допускают непосредственный ввод бронированных кабелей с бумажной изоляцией, кабелей и проводов в трубах с изоляцией жил из резины и поливинилхлоридного пластиката.

9-11. Вводные устройства состоят из корпуса, крышки, кабельной и нажимной муфт. У электродвигателей до 3-го габарита кабельная муфта отсутствует.

9-12. Для уплотнения ввода проводов или кабелей вводные устройства укомплектованы резиновыми уплотнительными кольцами (рис. 58), расположенными в гнездах кабельной муфты вводного устройства, и прижимаются нажимными муфтами. При этом кольца могут быть:

с одним отверстием и кольцевыми надрезами ¾ для уплотнения кабелей различных диаметров (рис. 58, а ); на одной стороне кольца имеются выпуклые цифры, указывающие диаметры надрезов;

с четырьмя отверстиями ¾ для уплотнения проводов (рис. 58, б );

с метками центров сверления четырех отверстий для проводов с одной стороны и одного отверстия для кабеля — с другой стороны (рис. 58, в ). На рис. 58, г приведен вид сверху кольца для уплотнения проводов.

Рис. 58. Резиновые уплотнительные кольца.

9-13. Нажимные муфты (рис. 59 — 61) имеют трубные резьбы для присоединения водогазопроводных труб или другой соединительной арматуры (ниппели, футорки, сгоны). Размеры трубных резьб для каждого типа вводного устройства приведены в табл. 8 и на рис. 59 — 61.

Таблица 8

Размер трубной резьбы ввода по габаритам электродвигателей серии ВАО

Габариты электродвигателя

Тип вводного устройства

Размер трубной резьбы ввода, дюйм

0 ¾ 1

К1

3 /4

2 — 3

К1

1

4 ¾ 6

К2

1 1 /2

7 ¾ 8

К3

2

9

К4

2 1 /2

315

К5

2 х 2

355 — 450

К6

2 х 2 1 /2

Рис. 59. Нажимная муфта вводного устройства К-1.

Рис. 60. Нажимная муфта вводных устройств К-2, К-3, К-5.

Рис. 61. Нажимная муфта вводных устройств К-4, К-6.

9-14. У электродвигателей серии ВАО 0 — 3-го габаритов и с 9-го по 315 — 450-й габарит вводное устройство расположено на правой стороне (рис. 62, 63, 65), если смотреть со стороны рабочего конца вала. Вводные устройства К5 и К6 электродвигателей ВАО 315 — 450 имеют два отверстия для ввода двух кабелей и отличаются лишь диаметрами вводных отверстий (табл. 8). Вводные устройства крепятся к фланцам электродвигателей четырьмя болтами и могут быть повернуты на 90°, т. е. могут быть установлены вводными отверстиями влево, вправо, вверх и вниз.

Рис. 62. Расположение вводного устройства электродвигателей серии ВАО 0 ¾ 3-го габаритов.

Рис. 63. Расположение вводного устройства электродвигателей серии ВАО 9-го габарита.

Рис. 64. Расположение вводного устройства электродвигателей серии ВАО 4 ¾ 8-го габаритов.

9-15. У электродвигателей 4 ¾ 8-го габаритов вводное устройство установлено сверху (рис. 64) и может быть также повернуто на фланце электродвигателя на 90°, что позволяет выполнять ввод питания с любой стороны, кроме рабочего конца вала электродвигателя. Для поворота вводного устройства необходимо отвернуть торцовым ключом четыре болта, крепящих корпус к фланцу электродвигателя.

Рис. 65. Расположение вводного устройства электродвигателей серии ВАО 315 ¾ 450-го габаритов.

При подводе питания сбоку электродвигателя ось вводного устройства должна быть расположено под углом 90 ° по отношению к оси электродвигателя, а кабельная муфта, имеющая косой разъем с корпусом вводного устройства (рис. 64, а ), обращена вводным отверстием вниз под углом 45°, что достигается поворотом кабельной муфты на 180°. При подводе питания со стороны вентиляторов электродвигателя вводное устройство должно быть установлено вдоль оси электродвигателя, при этом кабельная муфта должна быть установлено в горизонтальное положение (рис. 61, б).

9-16. Для поворота вводных устройств электродвигателей всех габаритов необходимо отвернуть торцевым ключом четыре болта, крепящих вводное устройство к фланцу электродвигателя.

9-17. У электродвигателей 0 — 9-го габаритов внутри корпусов вводных устройств установлено по три силовых проходных контактных зажима и один заземляющий зажим (рис. 66, 67).

Рис. 66. Общий вид смонтированного вводного устройства (без крышки) электродвигателей ВАО до 3 -го габарита.

1 ¾ заземляющий зажим; 2 ¾ силовой зажим; 3 ¾ контактная колодка; 4 ¾ корпус;

5 ¾ уплотнительное кольцо; 6 ¾ нажимная муфта.

Рис. 67. Общий вид смонтированного вводного устройства (без крышки) электродвигателей ВАО 4 — 9-го габаритов.

1 — заземляющий зажим; 2 — силовой зажим; 3 — корпус; 4 кабельная муфта;

5 — уплотнительное кольцо; 6 нажимная муфта.

9-18. У электродвигателей 315 — 450-го габаритов установлено шесть и два заземляющих зажима (рис. 68). Силовые зажимы соединены попарно контактными пластинами с отверстиями диаметром 10 мм, что позволяет присоединять к одной фазе по одной жиле каждого из двух вводимых кабелей. При этом контактные плоскости наконечников фазных жил одного кабеля должны быть повернуты на 180° по отношению к контактным плоскостям наконечников другого кабеля для присоединения наконечников одной фазы с двух сторон контактной пластины. Электродвигатели выпускаются на рабочее напряжение, указанное в заказе, и контактные пластины не предназначены для пересоединения обмоток со звезды на треугольник как перемычки.

Рис. 68. Общий вид смонтированного вводного устройства электродвигателей ВАО 315 ¾ 450-го габаритов.

1 ¾ заземляющий зажим; 2 ¾ силовой зажим; 3 ¾ контактная пластина; 4 ¾ кабельная муфта; 5 ¾ уплотнительное кольцо; 6 ¾ нажимная муфта; 7 ¾ упорная шайба; 8 ¾ нажимная шайба.

9-19. Вводные устройства электродвигателей серии МА36 4 — 7-го габаритов расположены также с правой стороны электродвигателей и аналогичны соответственно вводным устройствам электродвигателей серии ВАО 9 и 315 — 450-го габаритов.

9-20. При вводе в электродвигатели серии ВАО 315 — 450-го габаритов и МА36 6-го габарита одного кабеля, достаточного по номинальному току электродвигателя, категорически запрещается вынимать из второго вводного отверстия заводскую заглушку, установленную в резиновое уплотнительное кольцо, во избежание нарушения взрывозащитных свойств вводного устройства.

9-21. Вводные устройства электродвигателей серии ВАО с маркировкой В4Г и В4Д с 0-го по 9-й габарит — стальные сварные, расположены сверху электродвигателей и могут быть повернуты на 90°. Для электродвигателей 0 — 5-го габаритов использован один тип вводного устройства (по типу К1). Для электродвигателей 6 — 9-го габаритов вводное устройство соответствует вводному устройству К3.

Размеры трубных резьб в нажимных муфтах вводных устройств для различных габаритов электродвигателей с маркировкой В4Г и В4Д приведены ниже:

Габариты

электродвигателя 0 ¾ 1 2 ¾ 5 6 — 7 8 — 9

Размеры трубной

резьбы ввода, дюйм 3 /4 1 2 2 1 /2

9-22. Основные технические характеристики электродвигателей серии ВАО всех частот вращения для взрывоопасных средств четвертой категории и групп А, Б и Г (маркировка В4Г) и электродвигателей с частотой вращения 3000 об/мин для группы Д (маркировка В4Д) совпадают с техническими характеристиками электродвигателей серии ВАО основного исполнения (маркировка В3Г).

9-23. Мощности некоторых электродвигателей серии ВАО с маркировкой В4Д на 1000 и 750 об/мин снижены по сравнению с мощностями электродвигателей основного исполнения и соответствуют предыдущему меньшему габариту с маркировкой В4Г.

9-24. На проходных силовых зажимах электродвигателей серии ВАО 450 — 630-го габаритов на напряжение 6000 В установлены контактные переходные пластины с отверстиями диаметром 9 мм, которые используются для присоединения жил кабелей сечениями 25 и 35 мм2 , оконцованных наконечниками с контактными отверстиями 8,5 мм.

Для присоединения однопроволочных жил сечением 16 мм2 и наконечников с отверстиями 12,5 мм (сечение жил кабелей 50 мм2 и более) контактные пластины должны быть сняты. Вводное устройство расположено вертикально и позволяет вводить кабели с бумажной изоляцией с выполнением заделки липкой поливинилхлоридной лентой или заливки битумной массой конца кабеля. Заливку кабельной массой следует выполнять только во взрывоопасных зонах класса В-1.

9-25. До ввода проводов и кабелей в электродвигатели необходимо выполнить следующие операции:

а) снять с корпуса вводного устройства нажимную муфту;

б) вынуть из гнезда кабельной муфты нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу (рис. 67, 68) (в вводных устройствах электродвигателей серии ВАО до 3-го габарита нажимная и упорная шайбы заводом могут не поставляться); вынуть из отверстия резинового кольца транспортную заглушку;

в) удалить надрезанные слои резинового кольца или просверлить в кольце отверстие по диаметру оболочки кабеля. Диаметр отверстия не должен превышать диаметр оболочки кабеля более чем на 1 — 1,5 мм (кольцо надевается на наружную оболочку кабелей марок ВБВ и АВБВ): при вводе проводов в резиновом кольце просверлить по меткам четыре отверстия диаметром, равным диаметру вводимого провода;

г) снять крышку, отвернув торцовым ключом болты, крепящие ее к корпусу вводного устройства.

9-26. После выполнения ввода и присоединения кабелей или проводов во вводных устройствах прилегающие взрывозащитные поверхности в соединениях корпус — крышка, корпус — фланец электродвигателя, корпус — кабельная муфта (у электродвигателей 4-го габарита ин выше) должны быть протерты и покрыты тонким слоем консистентной смазки, а после затягивания болтов до отказа проверены щупом зазоры по всему периметру прилегания. Смазка и величина зазоров должны выбираться в соответствии с заводской инструкцией по монтажу и эксплуатации.

9-27. При сборке вводного устройства следует обратить особое внимание на недопустимость нанесения повреждений (царапин, забоин и т.п.) на взрывозащитных поверхностях сопрягаемых деталей, на тщательность уплотнения ввода кабеля и состояние резиновых уплотнительных прокладок крышки и кабельной муфты, так как это .связано с обеспечением взрывонепроницаемости вводного устройства.

Подвод и присоединение к электродвигателям кабелей, проложенных открыто

9-28. При подводе к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ от основной трассы их следует прокладывать открыто на перфорированных лотках или монтажных профилях без дополнительной защиты от возможных механических воздействий (рис. 69) независимо от высоты прокладки. Если расстояние от нажимной муфты вводного устройства электродвигателя до места крепления кабеля на лотке не более 0,7 м, то дополнительных креплений кабеля не требуется, а при больших расстояниях необходима установка перфорированного лотка с прокладкой по нему кабеля.

Рис. 69. Подвод питания к двум рядом стоящим электродвигателям кабелей марки ВБВ (АВБВ).

1 ¾ лоток перфорированный.

Варианты подвода кабелей марок ВБВ и АВБВ к электродвигателям приведены на рис. 70.

Рис. 70. Варианты подводов к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ.

а ¾ подвод сверху; б ¾ подвод сверху по стене; в ¾ подвод снизу сверх перекрытия;

г ¾ подвод к пускателю снизу и к электродвигателю; д ¾ подвод кабеля в электродвигатель;

1 ¾ конструкция кабельная; 2 ¾ лоток перфорированный; 3 ¾ электродвигатель; 4 ¾ сальник ввертный; 5 ¾ сальник трубный; 6 ¾ кабель ВБВ (АВБВ); 7 ¾ проходной отрезок трубы.

9-20. При подводе к электродвигателям открыто прокладываемых бронированных и небронированных кабелей других марок (с учетом класса взрывоопасной зоны) с поливинилхлоридной, резиновой и бумажной изоляцией (например, ВВБГ, ВРБГ, СБГ и т. п.) они должны быть защищены от возможных механических воздействий на высоте не ниже 2 м от пола или площадки обслуживания. Защита кабелей может осуществляться монтажными профилями, швеллерами, стальными коробами или водогазопроводными трубами. При защите трубами кабелей с бумажной изоляцией и небронированных кабелей с поливинилхлоридной и резиновой оболочкой рекомендуется трубы соединить на резьбе с нажимными муфтами вводных устройств электродвигателей.

9-30. При защите трубами бронированных кабелей допускается не вводить трубу во вводное устройство. Между вводным устройством и концом трубы или другими защитными ограждениями должен быть разрыв до 100 мм. Проводник заземления припаянный к броне кабеля с резиновой или поливинилхлоридной оболочкой должен быть заключен в поливинилхлоридную трубку и присоединен к наружному заземляющему зажиму на вводном устройстве электродвигателя.

9-31. Для ввода кабелей марок ВБВ и АВБВ необходимо выполнить следующие операции:

а) надеть на кабель нажимную муфту, нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу;

б) выполнить заделку кабеля (в соответствии с указаниями, приведенными в разд. 8 настоящей инструкции;

в) установить на ранее отмеченное место на оболочке кабеля резиновое уплотнительное кольцо;

г) ввести конец кабеля во вводное устройство до упора резинового кольца;

д) закрепить болтами нажимную муфту к корпусу вводного устройства и затягиванием болтов уплотнить место ввода кабеля резиновым кольцом;

е) присоединить нулевую жилу и проводник заземления к заземляющему зажиму внутри коробки, а жилы кабеля — к контактным зажимам;

ж) закрыть крышкой корпус вводного устройства и затянуть крепящие болты.

Ввод и присоединение кабеля марки ВБВ (АВБВ) во вводном устройстве электродвигателя приведены на рис. 71.

Рис. 71. Ввод и присоединение кабеля марки ВБВ (АВБВ) во вводном устройстве электродвигателя серии ВАО 4 ¾ 8-го габаритов.

9-32. Для ввода открыто проложенных бронированных кабелей с бумажной изоляцией выполнить следующие операции:

а) припаять заземляющий проводник к броне и оболочке кабеля и снять броню с конца кабеля (см. разд. 8 настоящей Инструкции);

б) надеть на кабель нажимную муфту, нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу. При этом резиновое кольцо должно упираться в срез брони;

и) выполнить концевую заделку кабеля липкой поливинилхлоридной лентой в соответствии с указаниями разд. 8 настоящей Инструкции;

г) для круглых однопроволочных жил кабелей сечением до 16 мм2 (для присоединения без наконечников) должна соответствовать размерам, указанным в табл. 9 и на рис. 45, считая от первого кольцевого надреза на оболочке, а секторных однопроволочных и многопроволочных жил кабелей сечением от 25 до 150 мм2 (при оконцевании их наконечниками для опрессовки) должна соотвествовать размерам, указанным в табл. 10;


Таблица 9

Длина круглых однопроволочных жил для присоединения к электродвигателям серии ВАО 0 ¾ 9-го габаритов

Габарит

Сечение жил,

Длина жил, присоединяемых к зажимам, мм

электродвигателя

мм2

среднему

крайнему

нулевому

0 ¾ 3

2,5

210

240

210

4 ¾ 5

2,5 ¾ 6

395

425

355

6

2,5 ¾ 6

385

415

345

6

10

255

235

345

7 ¾ 8

4 ¾ 6

440

420

450

7 ¾ 8

10 ¾ 16

350

330

375

9

10 ¾ 16

370

340

460

Таблица 10

Длина секторных жил для присоединения к электродвигателям серии ВАО 7 ¾ 9-го габаритов


Сечение и

Жила сечением, мм

Жила крайняя, мм

Жила нулевая, мм

тип жил

Наконечник


медный

медно-алюминиевый

алюминиевый

медный

медно-алюминиевый

алюминиевый

медный

медно-алюминиевый

алюминиевый

ВАО ¾ 8-го габаритов

16

¾

¾

¾

¾

¾

¾

425

425

425

25 С, СО

235

225

230

200

190

195

380

370

375

35 С, СО

230

220

230

195

185

195

375

365

375

50 С, СО

215

210

215

280

175

180

¾

¾

70 С

215

205

210

218

170

175

¾

¾

¾

70 СО

¾

210

215

¾

175

180

ВАО 9-го габарита

16

¾

¾

¾

¾

¾

¾

460

460

460

25 С, СО

305

295

300

270

260

265

395

385

390

35 С, СО

300

290

300

265

265

265

390

280

390

50 С, СО

285

280

285

260

254

250

375

370

375

70 С

285

275

280

250

240

254

375

365

370

70 СО

285

280

275

250

245

240

¾

370

375

95 С, СО

280

265

275

245

230

240

¾

¾

¾

120 С, СО

280

265

270

245

230

235

¾

¾

¾

150

260

270

¾

225

235

Закрыть

Строительный каталог