СНиП 2.05.02-85 (1997), часть 2
Таблица 3
| 
			 Категория  | 
		
			 Расчетные скорости, км/ч  | 
	||
| 
			 дороги  | 
		
			 основные  | 
		
			 допускаемые на трудных участках местности  | 
	|
| 
			 
  | 
		
			 
  | 
		
			 пересеченной  | 
		
			 горной  | 
	
| 
			 I-a  | 
		
			 150  | 
		
			 120  | 
		
			 80  | 
	
| 
			 I- б  | 
		
			 120  | 
		
			 100  | 
		
			 60  | 
	
| 
			 II  | 
		
			 120  | 
		
			 100  | 
		
			 60  | 
	
| 
			 III  | 
		
			 100  | 
		
			 80  | 
		
			 50  | 
	
| 
			 IV  | 
		
			 80  | 
		
			 60  | 
		
			 40  | 
	
| 
			 V  | 
		
			 60  | 
		
			 40  | 
		
			 30  | 
	
Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.
При разработке проектов реконструкции автомобильных дорог по нормам I- б и II категорий допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог III категории, а по нормам III, IV категорий - соответственно на категорию ниже.
При проектировании подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам I- б и II категорий при наличии в составе движения более 70 % грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие III категории.
Примечания: 1. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильноизрезанными или неустойчивыми склонами.
2. При наличии вдоль трассы автомобильных дорог, проектируемых на подходах к городам, капитальным дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, при соответствующем технико-экономическом обосновании (согласно п. 1.9) допускается принимать расчетные скорости, установленные в табл. 3 для трудных участков пересеченной местности.
4.2. Нагрузку на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожных одежд, а также проверки устойчивости земляного полотна следует принимать для дорог:
I-IV категорий 100 кН (10 тс)
V категории 60 кН (6 тс)
Дороги IV категории или их участки, строительство которых на территории европейской части страны будет осуществлено до 1991 г. и на остальной территории страны - до 1996 г., следует проектировать под нагрузку 60 кН (6 тс).
При технико-экономическом обосновании, а также при возможности повышения прочности и несущей способности дорожных одежд за счет местных строительных материалов дороги IV категории в случаях их строительства до указанных сроков допускается проектировать под нагрузку 100 кН (10 тс).
Если по дорогам IV категории не предполагается движение автотранспортных средств с осевой нагрузкой свыше 60 кН (6 тс), их следует проектировать под нагрузку 60 кН (6 тс).
4.3. Расчет прочности дорожных одежд на указанные в п. 4.2 нагрузки следует производить по инструкциям по назначению конструкций и расчету дорожных одежд и указаниям разд. 7.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ ДОРОГ
4.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по табл. 4.
4.5. На участках автомобильных дорог I-a, I- б и II категорий, где интенсивность движения за первые пять лет эксплуатации дорог достигает 50% и более расчетной перспективной, в местах, определяемых и обосновываемых проектом, а также в местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I-a, I- б и II категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м согласно п. 7.31.
Таблица 4
| 
			 Параметры элементов  | 
		
			 Категории дорог  | 
	|||||
| 
			 дорог  | 
		
			 I-a  | 
		
			 I- б  | 
		
			 II  | 
		
			 III  | 
		
			 IV  | 
		
			 V  | 
	
| 
			 Число полос движения  | 
		
			 4; 6; 8  | 
		
			 4; 6; 8  | 
		
			 2  | 
		
			 2  | 
		
			 2  | 
		
			 1  | 
	
| 
			 Ширина полосы движения, м  | 
		
			 3,75  | 
		
			 3,75  | 
		
			 3,75  | 
		
			 3,5  | 
		
			 3  | 
		
			 -  | 
	
| 
			 Ширина проезжей части, м  | 
		
			 2х7,5; 2х11,25; 2х15  | 
		
			 2х7,5; 2х11,25; 2х15  | 
		
			 7,5  | 
		
			 7  | 
		
			 6  | 
		
			 4,5  | 
	
| 
			 Ширина обочин, м  | 
		
			 3,75  | 
		
			 3,75  | 
		
			 3,75  | 
		
			 2,5  | 
		
			 2  | 
		
			 1,75  | 
	
| 
			 Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м  | 
		
			 0,75  | 
		
			 0,75  | 
		
			 0,75  | 
		
			 0,5  | 
		
			 0,5  | 
		
			 -  | 
	
| 
			 Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м  | 
		
			 6  | 
		
			 5  | 
		
			 -  | 
		
			 -  | 
		
			 -  | 
		
			 -  | 
	
| 
			 Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м  | 
		
			 1  | 
		
			 1  | 
		
			 -  | 
		
			 -  | 
		
			 -  | 
		
			 -  | 
	
| 
			 Ширина земляного полотна, м  | 
		
			 28,5; 36; 43,5  | 
		
			 27,5; 35; 42,5  | 
		
			 15  | 
		
			 12  | 
		
			 10  | 
		
			 8  | 
	
Покрытия на обочинах и укрепленных полосах разделительных полос должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытий проезжей части или отделяться разметкой. Обочины по своей прочности должны допускать выезд на них транспортных средств.
4.6. Число полос движения на дорогах I категории следует устанавливать в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 5.
Таблица 5
| 
				 Рельеф местности  | 
			
				 Интенсивность движения, прив. ед/сут 
  | 
			
				 Число полос движения  | 
		
| 
				 Равнинный и пересеченный  | 
			
				 Св. 14 000 до 40 000  | 
			
				 4  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 « 40 000 « 80 000  | 
			
				 6  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 « 80 000  | 
			
				 8  | 
		
| 
				 Горный  | 
			
				 Св. 14 000 до 34 000  | 
			
				 4  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 « 34 000 « 70 000  | 
			
				 6  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 « 70 000  | 
			
				 8  | 
		
Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.
4.7. Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 30 0 /00 и длине участка свыше 1 км, а при уклоне более 40 ‰ - при длине участка свыше 0,5 км.
Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема.
Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать по табл. 6.
Таблица 6
| 
			 Интенсивность движения в сторону подъема, прив. ед/сут  | 
		
			 3000  | 
		
			 5000  | 
		
			 6500  | 
		
			 8000 и более  | 
	
| 
			 Общая протяженность полосы за пределами подъема, м  | 
		
			 50  | 
		
			 100  | 
		
			 150  | 
		
			 200  | 
	
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 60 м.
4.8. Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60 ‰ и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий - на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в табл. 4.
Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий - не менее - 50 м.
Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м - для дорог IV и V категорий.
4.9. На участках дорог V категории с уклонами более 60 ‰ в местах с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда - 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.
4.10. Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м - для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м - для дорог остальных категорий.
4.11. Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4, и принимать равной: для дорог I-а категории - не менее 13,5 м, для дорог I-б категории - не менее 12,5 м.
Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.
4.12. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.
Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1 .
Разделительные полосы следует предусматривать
с разрывами длиной 30 м через 2 - 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.
4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 - 25 м.
4.14. Проезжую часть следует предусматривать с двускатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог всех категорий и, как правило, на кривых в плане радиусом 3000 м и более для дорог I категории и радиусом 2000 м и более для дорог других категорий.
На кривых в плане меньшим радиусом следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
4.15. Поперечные уклоны проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей ) следует назначать в зависимости от числа полос движения и климатических условий по таб. 7.
Таблица 7
| 
				 
  | 
			
				 Поперечный уклон, ‰  | 
		|||
| 
				 Категория дороги  | 
			
				 Дорожно-климатические зоны  | 
		|||
| 
				 
  | 
			
				 I  | 
			
				 II, III  | 
			
				 IV  | 
			
				 V  | 
		
| 
				 I- а и I -б: а) при двускатном поперечном профиле каждой проезжей части  | 
			
				 
 15  | 
			
				 
 20  | 
			
				 
 25  | 
			
				 
 15  | 
		
| 
				 б) при односкатном профиле:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 первая и вторая полосы от разделительной полосы  | 
			
				 15  | 
			
				 20  | 
			
				 20  | 
			
				 15  | 
		
| 
				 третья и последующие полосы  | 
			
				 20  | 
			
				 25  | 
			
				 25  | 
			
				 20  | 
		
| 
				 II - IV  | 
			
				 15  | 
			
				 20  | 
			
				 20  | 
			
				 15  | 
		
Примечание: На гравийных и щебеночных покрытиях поперечный уклон принимают 25-30 ‰ , а на покрытиях из грунтов, укрепленных местными материалами, и на мостовых из колотого и булыжного камня - 30-40 ‰ .
4.16. Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10 - 30‰ больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов, ‰ :
30 - 40 - при укреплении с применением вяжущих;
40 - 60 - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами;
50 - 60 - при укреплении дернованием или засевом трав.
Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50 - 80 %.
Примечание. При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40 ‰ .
4.17. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать в зависимости от радиусов кривых в плане по табл. 8.
Таблица 8
| 
				 
  | 
			
				 Поперечный уклон проезжей части на виражах, ‰  | 
		||
| 
				 Радиусы кривых в плане, м  | 
			
				 основной, наиболее распространенный  | 
			
				 
 в районах  | 
		|
| 
				 
  | 
			
				 
 на дорогах I-V категорий  | 
			
				 на подъездных дорогах к промышленным предприятиям  | 
			
				 с частым гололедом  | 
		
| 
				 От 3000 до 1000 для дорог I категории  | 
			
				 20-30  | 
			
				 -  | 
			
				 20-30  | 
		
| 
				 От 2000 до 1000 для дорог II-V категорий  | 
			
				 20-30  | 
			
				 -  | 
			
				 20-30  | 
		
| 
				 От 1000 до 800  | 
			
				 30-40  | 
			
				 -  | 
			
				 30-40  | 
		
| 
				 От 800 до 700  | 
			
				 30-40  | 
			
				 20  | 
			
				 30-40  | 
		
| 
				 От 700 до 650  | 
			
				 40-50  | 
			
				 20  | 
			
				 40  | 
		
| 
				 От 650 до 600  | 
			
				 50-60  | 
			
				 20  | 
			
				 40  | 
		
| 
				 От 600 до 500  | 
			
				 60  | 
			
				 20-30  | 
			
				 40  | 
		
| 
				 От 500 до 450  | 
			
				 60  | 
			
				 30-40  | 
			
				 40  | 
		
| 
				 От 450 до 400  | 
			
				 60  | 
			
				 40-60  | 
			
				 40  | 
		
| 
				 От 400 и менее  | 
			
				 60  | 
			
				 60  | 
			
				 40  | 
		
Примечание: Меньше значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а больше - меньшим.
Если две соседние кривые в плане, обращенные в одну сторону, расположены близко одна от другой и прямая вставка между ними отсутствует или длина ее незначительна, односкатный поперечный профиль следует принимать непрерывным на всем протяжении.
В районах с незначительной продолжительностью снегового покрова и редкими случаями гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах допускается принимать до 100‰ .
На особо трудных участках по условиям застройки или рельефа местности допускается разработка индивидуальных проектов виражей с переменными поперечными уклонами (типа “ступенчатый вираж“) и уширенной проезжей частью дорог.
4.18. Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее (при реконструкции дорог) - на прилегающем к кривой прямом участке, равном длине переходной кривой.
Виражи на многополосных дорогах I категории, как правило, следует проектировать с раздельными поперечными уклонами для проезжих частей разных направлений и с необходимыми изменениями поперечных уклонов разделительных полос.
Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному уклону на участках отгона виража не должен превышать, ‰ , для дорог :
I и II категорий ............................................................................... 5
III и V категорий в равнинной местности ................................. ...10
III и V категорий в горной местности ......................................... .20
4.19. При радиусах кривых в плане 1000 м менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин, с тем чтобы ширина обочин была не менее 1,5 м для дорог I и II категорий и не менее 1 м для дорог остальных категорий.
Величины полного уширения двухполосной проезжей части дорог на закруглениях следует принимать по табл. 9.
Таблица 9
| 
				 
 
 Радиусы кривых  | 
			
				 Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м  | 
		|||
| 
				 в плане, м  | 
			
				 автомобилей и менее, автопоездов - 11 и менее  | 
			
				 
 13  | 
			
				 
 15  | 
			
				 
 18  | 
		
| 
				 1000  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
			
				 0,4  | 
		
| 
				 850  | 
			
				 -  | 
			
				 0,4  | 
			
				 0,4  | 
			
				 0,5  | 
		
| 
				 650  | 
			
				 0,4  | 
			
				 0,5  | 
			
				 0,5  | 
			
				 0,7  | 
		
| 
				 575  | 
			
				 0,5  | 
			
				 0,6  | 
			
				 0,6  | 
			
				 0,8  | 
		
| 
				 425  | 
			
				 0,5  | 
			
				 0,7  | 
			
				 0,7  | 
			
				 0,9  | 
		
| 
				 325  | 
			
				 0,6  | 
			
				 0,8  | 
			
				 0,9  | 
			
				 1,1  | 
		
| 
				 225  | 
			
				 0,8  | 
			
				 1,0  | 
			
				 1,0  | 
			
				 1,5  | 
		
| 
				 140  | 
			
				 0,9  | 
			
				 1,4  | 
			
				 1,5  | 
			
				 2,2  | 
		
| 
				 95  | 
			
				 1,1  | 
			
				 1,8  | 
			
				 2,0  | 
			
				 3,0  | 
		
| 
				 80  | 
			
				 1,2  | 
			
				 2,0  | 
			
				 2,3  | 
			
				 3,5  | 
		
| 
				 70  | 
			
				 1,3  | 
			
				 2,2  | 
			
				 2,5  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 60  | 
			
				 1,4  | 
			
				 2,8  | 
			
				 3,0  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 50  | 
			
				 1,5  | 
			
				 3,0  | 
			
				 3,5  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 40  | 
			
				 1,8  | 
			
				 3,5  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 30  | 
			
				 2,2  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
		
При недостаточной ширине обочин для размещения уширений проезжей части с соблюдением этих условий следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части надлежит выполнять пропорционально расстоянию от начала переходной кривой так, чтобы величины полного уширения были достигнуты к началу круговой кривой.
Величину полного уширения проезжей части для дорог с четырьмя полосами движения и более надлежит увеличивать соответственно числу полос, а для однополосных дорог - уменьшать в 2 раза по сравнению с нормами табл. 9.
В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части на кривых в плане частично с внешней стороны закругления.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2 - 3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройства таких уширений.
ПЛАН И ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
4.20. Проектирование плана и продольного профиля дорог надлежит производить из условия наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности и удобства движения, возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода согласно п.1.7.
При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных параметров следует принимать:
продольные уклоны - не более 30‰ ;
расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м;
радиусы кривых в плане - не менее 3000 м ;
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 70000 м ;
вогнутых - не менее 8000 м ;
длины кривых в продольном профиле:
выпуклых - не менее 300 м ;
вогнутых - не менее 100 м .
Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклона 5 ‰ и более на дорогах I и II категорий, 10 ‰ и более на дорогах III категории и 20 ‰ и более на дорогах IV и V категорий следует сопрягать кривыми.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I и III категорий и 15 м для дорог IV и V категорий.
4.21. Если по условиям местности не представляется возможным выполнить требования п. 4.20. или выполнение их связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать нормы на основе технико-экономического сопоставления вариантов с учетом указаний пп. 1.9. и 2.2. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл. 10 исходя из расчетных скоростей движения по категориям дорог , приведенных в табл. 3.
4.22. Переходные кривые следует предусматривать при радиусах кривых в плане 2000 м и менее, а на подъездных дорогах всех категорий - 4000 м и менее. При этом необходимо учитывать указания подраздела “ Ландшафтное проектирование “ . Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 11.
Таблица 10
| 
				 
 Расчетная скорость,  | 
			
				 
 Наибо-льшие  | 
			
				 Наименьшее расстояния видимости, м  | 
			
				 
 Наименьшие радиусы кривых, м  | 
		|||||
| 
				 км/ч  | 
			
				 продо-  | 
			
				 для  | 
			
				 встречного  | 
			
				 в плане  | 
			
				 в продольном профиле  | 
		|||
| 
				 
  | 
			
				 льные  | 
			
				 оста-  | 
			
				 автомобиля  | 
			
				 основ-  | 
			
				 в горной  | 
			
				 выпук-  | 
			
				 вогнутых  | 
		|
| 
				 
  | 
			
				 уклоны  | 
			
				 новки  | 
			
				 
  | 
			
				 ные  | 
			
				 местности  | 
			
				 лых  | 
			
				 основные  | 
			
				 в горной местности  | 
		
| 
				 150  | 
			
				 30  | 
			
				 300  | 
			
				 -  | 
			
				 1200  | 
			
				 1000  | 
			
				 30000  | 
			
				 8000  | 
			
				 4000  | 
		
| 
				 120  | 
			
				 40  | 
			
				 250  | 
			
				 450  | 
			
				 800  | 
			
				 600  | 
			
				 15000  | 
			
				 5000  | 
			
				 2500  | 
		
| 
				 100  | 
			
				 50  | 
			
				 200  | 
			
				 350  | 
			
				 600  | 
			
				 400  | 
			
				 10000  | 
			
				 3000  | 
			
				 1500  | 
		
| 
				 80  | 
			
				 60  | 
			
				 150  | 
			
				 250  | 
			
				 300  | 
			
				 250  | 
			
				 5000  | 
			
				 2000  | 
			
				 1000  | 
		
| 
				 60  | 
			
				 70  | 
			
				 85  | 
			
				 170  | 
			
				 150  | 
			
				 125  | 
			
				 2500  | 
			
				 1500  | 
			
				 600  | 
		
| 
				 50  | 
			
				 80  | 
			
				 75  | 
			
				 130  | 
			
				 100  | 
			
				 100  | 
			
				 1500  | 
			
				 1200  | 
			
				 400  | 
		
| 
				 40  | 
			
				 90  | 
			
				 55  | 
			
				 110  | 
			
				 60  | 
			
				 60  | 
			
				 1000  | 
			
				 1000  | 
			
				 300  | 
		
| 
				 30  | 
			
				 100  | 
			
				 45  | 
			
				 90  | 
			
				 30  | 
			
				 30  | 
			
				 600  | 
			
				 600  | 
			
				 200  | 
		
Примечания. 1. В случаях необходимости резкого изменения направления дорог II - V категорий в горных условиях допускается устройство серпантин.
2. В особо трудных условиях горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м при соответствующем обосновании с учетом п. 1.9. допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм табл. 10, но не более чем на 20 ‰ .
3. При проектировании в горной и пересеченной местности проезжей части дорог I категории раздельно для направления на подъем и на спуск продольные уклоны для направлений спусков допускается увеличивать по сравнению с уклонами для движения на подъем, но не более чем на 20 ‰ .
4. При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшая допустимая величина продольного уклона не должна превышать 45 ‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.
Таблица 11
| 
			 Радиус круговой кривой, м  | 
		
			 30  | 
		
			 50  | 
		
			 60  | 
		
			 80  | 
		
			 100  | 
		
			 150  | 
		
			 200  | 
		
			 250  | 
		
			 300  | 
		
			 400  | 
		
			 500  | 
		
			 600-1000  | 
		
			 1000-2000  | 
	
| 
			 Длина переходной кривой, м  | 
		
			 30  | 
		
			 35  | 
		
			 40  | 
		
			 45  | 
		
			 50  | 
		
			 60  | 
		
			 70  | 
		
			 80  | 
		
			 90  | 
		
			 100  | 
		
			 110  | 
		
			 120  | 
		
			 100  | 
	
4.23. Наибольшие продольные уклоны на участках кривых в плане малых радиусов следует уменьшать по сравнению с нормами табл. 10 согласно табл. 12.
Таблица 12
| 
			 Радиус кривой в плане, м  | 
		
			 50  | 
		
			 45  | 
		
			 40  | 
		
			 35  | 
		
			 30  | 
	
| 
			 Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм, указанных в таблице 10, ‰ не менее  | 
		
			 10  | 
		
			 15  | 
		
			 20  | 
		
			 25  | 
		
			 30  | 
	
4.24. Ширину полос расчистки леса и кустарника, величину срезки откосов выемки и расстояние переноса строений на участках кривых в плане с внутренней стороны в целях обеспечения видимости следует определять расчетом; при этом уровень срезки откосов выемки надлежит принимать одинаковым с уровнем бровки земляного полотна.
4.25. Длина участка с затяжным уклоном в горных условиях определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в табл. 13.
Таблица 13
| 
				 Продольный  | 
			
				 Длина участка, м, при высоте над уровнем моря, м  | 
		|||
| 
				 уклон, ‰  | 
			
				 1000  | 
			
				 2000  | 
			
				 3000  | 
			
				 4000  | 
		
| 
				 60  | 
			
				 2500  | 
			
				 2200  | 
			
				 1800  | 
			
				 1500  | 
		
| 
				 70  | 
			
				 2200  | 
			
				 1900  | 
			
				 1600  | 
			
				 1300  | 
		
| 
				 80  | 
			
				 2000  | 
			
				 1600  | 
			
				 1500  | 
			
				 1100  | 
		
| 
				 90  | 
			
				 1500  | 
			
				 1200  | 
			
				 1000  | 
			
				 -  | 
		
4.26. На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60 ‰ ) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20 ‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в табл. 13.
Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяется из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов, и , как правило, у источников воды.
Не зависимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует предусматривать противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска , а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.
4.27. Нормы проектирования серпантин следует принимать по табл. 14.
Таблица 14
| 
				 
 Параметры элементов серпантин  | 
			
				 Нормы проектирования серпантин при расчетной скорости движения, км/ч  | 
		||
| 
				 
  | 
			
				 30  | 
			
				 20  | 
			
				 15  | 
		
| 
				 Наименьший радиус кривых в плане, м  | 
			
				 30  | 
			
				 20  | 
			
				 15  | 
		
| 
				 Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰  | 
			
				 60  | 
			
				 60  | 
			
				 60  | 
		
| 
				 Длина переходной кривой, м  | 
			
				 30  | 
			
				 25  | 
			
				 20  | 
		
| 
				 Уширение проезжей части, м  | 
			
				 2,2  | 
			
				 3,0  | 
			
				 3,5  | 
		
| 
				 Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, ‰  | 
			
				 30  | 
			
				 35  | 
			
				 40  | 
		
Примечание. Серпантины радиусом менее 30 м допускаются только на дорогах IV и V категорий при запрещении движения автопоездов с габаритом по длине свыше 11 м .
4.28. Расстояние между концом сопрягаемой кривой одной серпантины и началом сопрягающей кривой другой следует принимать возможно большим, но не менее 400 м для дорог II и III категорий, 300 м для дорог IV категории и 200 м для дорог V категории.
4.29. Проезжую часть на серпантинах допускается уширять на 0,5 м за счет внешней обочины, а остальную часть уширения следует предусматривать за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
4.30. Трассу дороги следует проектировать как плавную линию в пространстве со взаимной увязкой элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с окружающим ландшафтом, с оценкой их влияния на условия движения и зрительное восприятие дороги.
Для обеспечения плавности дороги необходимы соблюдение принципов ландшафтного проектирования и использование рациональных сочетаний элементов плана и продольного профиля.
Плавность дороги следует проверять расчетом через видимую кривизну ведущей линии и видимую ширину проезжей части в экстремальной точке в картинной плоскости. Для оценки зрительной ясности дороги рекомендуется построение перспективных изображений дороги.
Для дорог I и II категорий не допускается сочетание продольных уклонов, кривых в плане и продольном профиле с такими величинами, при которых создается впечатление провалов.
4.31. Кривые в плане и продольном профиле, как правило, следует совмещать. При этом кривые в плане должны быть на 100 - 150 м длиннее кривых в продольном профиле, а смещение вершин кривых должно быть не более 1 /4 длины меньшей из них.
Следует избегать сопряжений концов кривых в плане с началом кривых в продольном профиле. Расстояние между ними должно быть не менее 150 м. Если кривая в плане расположена в конце спуска длиной свыше 500 м и с уклоном более 30 ‰ , радиус ее должен быть увеличен не менее чем в 1,5 раза по сравнению с величинами, приведенными в табл. 10, с совмещением кривой в плане и вогнутой кривой в продольном профиле в конце спуска.
