СНиП 2.05.02-85 (1997), часть 6
Примечания: 1. При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I и II категорий допускается применять тяжелый бетон как для дорог III категории.
2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий.
3. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП II-1-82.
4. Покрытия для дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.
7.34. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для покрытий должны применяться в соответствии с табл. 32.
Для обеспечения повышенной трещиностойкости и продления срока службы асфальтобетонных покрытий при условии низких отрицательных температур в районе строительства следует применять полимерасфальтобетоны с использованием полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) на основе блоксополимеров бутадиена и стирола типа СБС (марок ДСТ 30-01 и ДСТ 30Р-01, а также их зарубежных аналогов) с требуемой для данного района строительства температурой хрупкости.
(Измененная редакция, Изм. № 4)
Таблица 32
| 
				 Категория  | 
			
				 Материал слоя покрытия  | 
		|
| 
				 дороги  | 
			
				 верхнего  | 
			
				 нижнего  | 
		
| 
				 
 I, II  | 
			
				 Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В и Г, марки I  | 
			
				 Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I  | 
		
| 
				 II  | 
			
				 Горячие смеси для плотного дегтебетона типа Б, марки I  | 
			
				 Горячие смеси для пористого дегтебетона марки I  | 
		
| 
				 III  | 
			
				 Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II  | 
			
				 Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ , ВХ и ГХ марки I  | 
			
				 Горячие и теплые смеси для высо- копористого асфальтобетона марки I  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В марок I и II, а также песчаные смеси марки I  | 
			
				 Горячие смеси для пористого дегтебетона марок I и II  | 
		
| 
				 IV  | 
			
				 Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III  | 
			
				 Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ , ВХ , ГХ и ДХ марки II  | 
			
				 Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В и песчаные смеси марки II  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Холодные дегтебетонные мелкозернистые и песчаные смеси марки II  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 IV и первая стадия двухстадийного строительства дорог III категории  | 
			
				 Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге, поверхностной обработки (слоя износа)  | 
			
				 -  | 
		
Примечания: 1. Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ 9128 - 84, дегтебетонные - ГОСТ 25877 - 83.
2. В районах IV и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.
3. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.
4. В районах I дорожно-климатической зоны не следует предусматривать устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей.
В районах I и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из дегтебетонных смесей.
5. В населенных пунктах при устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол на них обязательно должен быть устроен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или двойной поверхностной обработки с применением битума.
7.35. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с табл. 33.
Таблица 33
| 
				 Категория дороги 
  | 
			
				 Материал  | 
		
| 
				 I, II  | 
			
				 Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II  | 
		
| 
				 III  | 
			
				 Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II  | 
		
| 
				 
  | 
			
				 Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II  | 
		
| 
				 II - III  | 
			
				 Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге  | 
		
7.36. Материалы щебеночные, гравийные и песчаные, обработанные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558 - 79 и табл. 34.
7.37. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, следует применять согласно табл. 35.
7.38. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими ( дегтями, смолами ) совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками лигносульфоната технического ( ЛСТ ), следует применять согласно табл. 36.
7.39. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими с добавкой или без добавки активных и поверхностно-активных веществ (ПАВ), следует применять согласно табл. 37.
Таблица 34
| 
				 
 Показатели свойств обработанных материалов  | 
			
				 Для покрытий со слоем износа из черных смесей  | 
			
				 
 Для оснований  | 
		||
| 
				 
  | 
			
				 Категория автомобильной дороги  | 
		|||
| 
				 
  | 
			
				 IV, V  | 
			
				 I, II  | 
			
				 III  | 
			
				 IV, V  | 
		
| 
				 Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут, МПа  | 
			
				 6,0 - 7 ,5  | 
			
				 4,0 - 7,5  | 
			
				 4,0 - 7,5  | 
			
				 2,0 - 6,0  | 
		
| 
				 Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, град. С, не менее:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 от 0 до минус 5  | 
			
				 10  | 
			
				 15  | 
			
				 10  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 от минус 5 до минус 15  | 
			
				 25  | 
			
				 25  | 
			
				 15  | 
			
				 10  | 
		
| 
				 от минус 15 до минус 30  | 
			
				 50  | 
			
				 25  | 
			
				 25  | 
			
				 15  | 
		
| 
				 ниже минус 30  | 
			
				 75  | 
			
				 50  | 
			
				 50  | 
			
				 25  | 
		
Таблица 35
| 
				 Показатели свойств укрепленных грунтов  | 
			
				 Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов  | 
		||
| 
				 
  | 
			
				 I  | 
			
				 II  | 
			
				 III  | 
		
| 
				 Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, Мпа  | 
			
				 6,0 - 4,0  | 
			
				 4,0 - 2,0  | 
			
				 2,0 - 1,0  | 
		
| 
				 Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, Мпа, не менее  | 
			
				 1,0  | 
			
				 0,6  | 
			
				 0,2  | 
		
| 
				 Коэффициент морозостойкости не менее  | 
			
				 0,75  | 
			
				 0,7  | 
			
				 0,65  | 
		
Примечание. Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут; при укреплении грунтов неорганическими, медленно твердеющими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при применении сухих цементогрунтовых смесей показатели даны для образцов, твердевших 90 сут.
Таблица 36
| 
				 Показатели свойств укрепленных грунтов  | 
			
				 Значение показателя по классам прочности укрепленных грунтов  | 
		||
| 
				 
  | 
			
				 I  | 
			
				 II  | 
			
				 III  | 
		
| 
				 Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 ° С, МПа  | 
			
				 4,0 - 2,5  | 
			
				 2,5 - 1,5  | 
			
				 1,5 - 1,0  | 
		
| 
				 Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20° С, МПа, не менее  | 
			
				 1,0  | 
			
				 0,6  | 
			
				 0,4  | 
		
| 
				 Коэффициент морозостойкости, не менее  | 
			
				 0,85  | 
			
				 0,8  | 
			
				 0,7  | 
		
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.
7.40. В I дорожно-климатической зоне надлежит использовать крупнообломочные и песчаные грунты, укрепляемые цементом или цементом с добавками поверхностно-активных или активных веществ либо карбамидоформальдегидными смолами с добавками сырой нефти или ЛСТ.
7.41. При проектировании дорожных одежд с тонкослойными битумоминеральными покрытиями ( 3 - 5 см ) или слоями износа в виде двойной поверхностной обработки для нижележащих слоев следует предусматривать укрепленные грунты согласно табл. 38.
Таблица 37
| 
				 
  | 
			
				 Значение показателя  | 
		|
| 
				 Показатели свойств укрепленных грунтов  | 
			
				 Для верхнего слоя основания или покрытия  | 
			
				 Для нижнего слоя основания  | 
		
| 
				 Предел прочности на сжатие неводонасыщенных образцов при 20 ° С, МПа, не менее  | 
			
				 1,2  | 
			
				 Не определяется  | 
		
| 
				 То же, при 50° С, МПа, не менее  | 
			
				 0,7  | 
			
				 То же  | 
		
| 
				 Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 ° С, МПа, не менее  | 
			
				 0,6  | 
			
				 0,4  | 
		
| 
				 Набухание, % объема, не более  | 
			
				 5  | 
			
				 Не определяется  | 
		
| 
				 Коэффициент морозостойкости, не менее  | 
			
				 0,6  | 
			
				 То же  | 
		
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяют на образцах, твердевших 28 сут.
Таблица 38
| 
				 Виды укрепленных грунтов для устройства оснований  | 
			
				 Категория дороги  | 
			
				 Дорожно- климатическая зона  | 
		
| 
				 Грунты, укрепленные битумными эмульсиями или жидкими битумами, или каменноугольными вяжущими совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками ЛСТ (см. табл. 36)  | 
			
				 III, IV  | 
			
				 II - IV  | 
		
| 
				 Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности (см. табл. 35)  | 
			
				 III - V  | 
			
				 II - V  | 
		
| 
				 Грунты, укрепленные органическими вяжущими с добавкой или без добавок ПАВ или активных веществ (см. табл. 37)  | 
			
				 IV - V  | 
			
				 IV, V  | 
		
7.42. При проектировании дорожных одежд капитального типа в качестве оснований следует применять укрепленные грунты согласно табл. 39.
7.43. При проектировании дорожных одежд с дополнительными теплоизолирующими (морозозащитными) слоями на дорогах I - III категорий в I - III дорожно-климатических зонах следует применять для этих слоев укрепленные грунты II и III классов по прочности (см. табл. 35).
Таблица 39
| 
				 Виды укрепленных грунтов для устройства оснований  | 
			
				 Категория дороги  | 
			
				 Дорожно-климатическая зона  | 
		
| 
				 Грунты, укрепленные минеральными вяжущими, I и II классов по прочности (см. табл. 35) для оснований цементобетонных монолитных или сборных покрытий  | 
			
				 I - III  | 
			
				 I - V  | 
		
| 
				 Грунты, укрепленные битумной эмульсией совместно с цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с сырой нефтью или сульфитно-дрожжевой бражкой, I и II классов по прочности (см. табл. 36) для верхних слоев оснований асфальтобетонных покрытий толщиной 8 см и более  | 
			
				 I - III  | 
			
				 I - V  | 
		
| 
				 Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности для нижних слоев оснований асфальтобетонных покрытий  | 
			
				 I - III  | 
			
				 I - IV  | 
		
Толщину морозозащитного слоя, полученную расчетом применительно к зернистым материалам, следует снижать на 25 - 40 %, учитывая уменьшение степени морозного пучения верхнего слоя земляного полотна при устройстве морозозащитного слоя из укрепленных грунтов.
7.44. При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость методом водонасыщения число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и местоположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответствии с табл. 40.
Таблица 40
| 
				 
 Конструктивный слой дорожной одежды 
  | 
			
				 Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания (под чертой) при степени водонасыщения образцов из укрепленных грунтов для дорожно-климатических зон  | 
		||||
| 
				 
  | 
			
				 I  | 
			
				 II  | 
			
				 III  | 
			
				 IV  | 
			
				 V  | 
		
| 
				 Верхний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под монолитное цементобетонное покрытие  | 
			
				 50 -22° С Полное  | 
			
				 25 -22° С Полное  | 
			
				 25 -22° С Полное  | 
			
				 15 -10° С Капиллярное  | 
			
				 10 -5° С Капиллярное  | 
		
| 
				 Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сборное железобетонное покрытие  | 
			
				 25 -22° С Полное  | 
			
				 15 -10° С Полное  | 
			
				 15 -10° С Полное  | 
			
				 10 -5° С Полное  | 
			
				 5 -5° С Капиллярное  | 
		
| 
				 Верхний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими  | 
			
				 30 -22° С Полное  | 
			
				 15 -22° С Полное  | 
			
				 15 -22° С Полное  | 
			
				 15 -10° С Полное  | 
			
				 10 -5° С Капиллярное  | 
		
| 
				 Нижний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими  | 
			
				 -  | 
			
				 10 -10° С Полное  | 
			
				 10 -10° С Полное  | 
			
				 5 -10° С Капиллярное  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 Однослойное покрытие из укрепленного грунта с двойной поверхностной обработкой  | 
			
				 -  | 
			
				 15 -22° С Полное  | 
			
				 10 -22° С Полное  | 
			
				 10 -5° С Капиллярное  | 
			
				 5 -5° С Капиллярное  | 
		
| 
				 Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизоляционный) под двухслойное асфальто-бетонное или монолитное цементобетонное покрытие  | 
			
				 15 -22° С Полное  | 
			
				 10 -10° С Полное  | 
			
				 10 -5° С Полное  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
		
Примечания: 1. Коэффициент морозостойкости для укрепленных грунтов, применяемых в верхних и нижних слоях оснований, должен составлять не менее 0,75, а для дополнительных слоев - не менее 0,65.
2. В V дорожно-климатической зоне испытания проводят для районов строительства дорог, располагаемых севернее линии Баку - Нукус - Кзыл-Орда - Фрунзе.
7.45. При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 40 - 70 (70 - 120) и 5 - 40 мм.
Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 и табл. 41.
Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-79 и табл. 42.
Таблица 41
| 
				 Показатели свойств щебня  | 
			
				 Категория автомобильной дороги  | 
		||
| 
				 
  | 
			
				 I, II  | 
			
				 III  | 
			
				 IV, V  | 
		
| 
				 Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии  | 
			
				 800  | 
			
				 600  | 
			
				 600  | 
		
| 
				 осадочных пород  | 
			
				 600  | 
			
				 600  | 
			
				 200  | 
		
| 
				 Марка по истираемости, не ниже  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIV  | 
		
| 
				 Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 от 0 до минус 5  | 
			
				 15  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 от минус 5 до минус 15  | 
			
				 25  | 
			
				 15  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 от минус 15 до минус 30  | 
			
				 50  | 
			
				 25  | 
			
				 15  | 
		
| 
				 ниже минус 30  | 
			
				 75  | 
			
				 50  | 
			
				 25  | 
		
Таблица 42
| 
				 Показатели свойств щебня  | 
			
				 Категория автомобильной дороги  | 
		||
| 
				 
  | 
			
				 I, II  | 
			
				 III  | 
			
				 IV, V  | 
		
| 
				 Марка по прочности пескоцемента на сжатие  | 
			
				 60 - 100  | 
			
				 60 - 75  | 
			
				 40 - 60  | 
		
| 
				 Глубина укрепления, см  | 
			
				 10 - 15  | 
			
				 5 - 10  | 
			
				 5 - 10  | 
		
| 
				 Расход пескоцементной смеси, м3 /100 м2  | 
			
				 4 - 9  | 
			
				 3 - 6  | 
			
				 3 - 6  | 
		
7.46. При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 фракций 40-70 и 70-120 мм в качестве основного материала, а фракций 20-40, 10-20 и 5-10 мм - в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей № 7, 8 и 9 по ГОСТ 25607-83.
Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 43. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.
Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.
Таблица 43
| 
				 Показатели свойств  | 
			
				 Для покрытий  | 
			
				 Для оснований  | 
		||
| 
				 каменных материалов  | 
			
				 Категория автомобильной дороги  | 
		|||
| 
				 
  | 
			
				 IV  | 
			
				 V  | 
			
				 I - III  | 
			
				 IV, V  | 
		
| 
				 Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 щебня из изверженных и метаморфических пород  | 
			
				 1000  | 
			
				 800  | 
			
				 800  | 
			
				 600  | 
		
| 
				 из осадочных пород  | 
			
				 800  | 
			
				 600  | 
			
				 600  | 
			
				 300  | 
		
| 
				 из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии  | 
			
				 800  | 
			
				 600  | 
			
				 600  | 
			
				 300  | 
		
| 
				 щебня из гравия  | 
			
				 Др12  | 
			
				 Др16  | 
			
				 Др16  | 
			
				 Др24  | 
		
| 
				 Марка по истираемости  | 
			
				 ИII  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIV  | 
		
| 
				 Марка по морозостойкости для районов со среднемесяч-ной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 от 0 до минус 5  | 
			
				 15  | 
			
				 15  | 
			
				 15  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 от минус 5 до минус 15  | 
			
				 25  | 
			
				 25  | 
			
				 25  | 
			
				 15  | 
		
| 
				 от минус 15 до минус 30  | 
			
				 50  | 
			
				 50  | 
			
				 50  | 
			
				 25  | 
		
| 
				 ниже минус 30  | 
			
				 75  | 
			
				 75  | 
			
				 75  | 
			
				 50  | 
		
7.47. При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 (смеси № 3 и 5 для покрытий и № 1, 2, 4, 6 и 7 для оснований).
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 44.
Таблица 44
| 
				 Показатели свойств  | 
			
				 Для покрытий  | 
			
				 Для оснований  | 
		|||
| 
				 каменных материалов  | 
			
				 Категория автомобильной дороги  | 
		||||
| 
				 
  | 
			
				 IV  | 
			
				 V  | 
			
				 I, II  | 
			
				 III  | 
			
				 IV, V  | 
		
| 
				 Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 изверженных и метаморфических пород  | 
			
				 800  | 
			
				 600  | 
			
				 800  | 
			
				 600  | 
			
				 600  | 
		
| 
				 осадочных пород  | 
			
				 600  | 
			
				 400  | 
			
				 600  | 
			
				 400  | 
			
				 200  | 
		
| 
				 гравия и щебня из гравия  | 
			
				 Др12  | 
			
				 Др16  | 
			
				 Др12  | 
			
				 Др16  | 
			
				 Др24  | 
		
| 
				 шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии  | 
			
				 600  | 
			
				 400  | 
			
				 600  | 
			
				 400  | 
			
				 200  | 
		
| 
				 Марка по истираемости, не ниже  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIII  | 
			
				 ИIV  | 
		
| 
				 Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С:  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 от 0 до минус 5  | 
			
				 15  | 
			
				 15  | 
			
				 15  | 
			
				 -  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 от минус 5 до минус 15  | 
			
				 25  | 
			
				 25  | 
			
				 25  | 
			
				 15  | 
			
				 -  | 
		
| 
				 от минус 15 до минус 30  | 
			
				 50  | 
			
				 50  | 
			
				 50  | 
			
				 25  | 
			
				 15  | 
		
| 
				 ниже минус 30  | 
			
				 75  | 
			
				 75  | 
			
				 75  | 
			
				 50  | 
			
				 25  | 
		
| 
				 Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее  | 
			
				 70  | 
			
				 50  | 
			
				 80  | 
			
				 70  | 
			
				 25  | 
		
В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий более 50 % зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия ) в количестве не менее 25 % по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.
7.48. В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной ) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I - III категорий - 35 %.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований - не ниже 2-ой марки.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах I-III категорий - не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, V категорий - не ниже марки Пл3.
7.49. Песчано-гравийные (песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 и табл. 45.
Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/сут.
Щебень (гравий), содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I-III категорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др24 для гравия или щебня из гравия).
Таблица 45
| 
				 Номер  | 
			
				 Полный остаток, % по массе, на ситах с размером отверстий, мм  | 
		||||||||
| 
				 смеси  | 
			
				 70  | 
			
				 40  | 
			
				 20  | 
			
				 10  | 
			
				 5  | 
			
				 2,5  | 
			
				 0,63  | 
			
				 0,16  | 
			
				 0,05  | 
		
| 
				 1  | 
			
				 0  | 
			
				 10-20  | 
			
				 20-40  | 
			
				 25-65  | 
			
				 40-75  | 
			
				 60-85  | 
			
				 70-90  | 
			
				 90-95  | 
			
				 97-100  | 
		
| 
				 2  | 
			
				 0  | 
			
				 0-5  | 
			
				 0-10  | 
			
				 10-40  | 
			
				 30-70  | 
			
				 45-80  | 
			
				 60-85  | 
			
				 75-92  | 
			
				 97-100  | 
		
Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736-77, содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе, пылевидноглинистых частиц не более 5%, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленного - не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.
Для морозозащитных слоев допускается применять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффициента пучения и сдвиговым характеристикам, устанавливаемым расчетом на прочность и морозоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.
7.50. Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.
Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85.
7.51. Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I-III категорий в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 46.
Таблица 46
| 
				 Условия движения  | 
			
				 Характеристики участков дорог  | 
			
				 Коэффициент сцепления  | 
		
| 
				 Легкие  | 
			
				 Участки прямые или на кривых радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 ‰ , с элементами поперечного профиля, соответствующими нормами табл. 4, с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне, при уровне загрузки не более 0,3  | 
			
				 0,45  | 
		
| 
				 Затрудненные  | 
			
				 Участки на кривых в плане радиусом от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 ‰ , участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузи в пределах 0,3-0,5  | 
			
				 0,5  | 
		
| 
				 Опасные  | 
			
				 Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5  | 
			
				 0,6  | 
		
Примечание: Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.
Указанные в табл. 46 значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:
устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;
устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;
специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.
7.52. Для дорог III и IV категорий на участках с легкими условиями движения ( по табл. 46 ) допускается устройство покрытий из асфальтобетонных смесей типов В и Д.
Такие покрытия рекомендуется также предусматривать на велосипедных и пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т. п.
Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10 - 12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25 - 35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных (“шумовых”) полос на подходах (на расстоянии 250 - 300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5 - 7 м, расстояние между полосами - от 30 м в начале до 10 - 15 м в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по табл. 46).
7.53. При проектировании оснований из фосфополугидрата сульфата кальция в качестве материала слоя или расклинивающего материала при устройстве щебеночных оснований следует применять материал непосредственно с технологических линий завода. По химическому составу материал должен содержать сульфата кальция (СаSО4 ) в пересчете на сухое вещество не менее 90%, пятиокиси фосфора (Р2 О5 ) - не более 5%, химически связанной воды - не более 7%.
Пределы прочности образцов фосфополугидрата сульфата кальция, приготовленных и испытанных по ГОСТ 23558-79 в возрасте 28 сут, должны характеризоваться следующими показателями: на сжатие - 2; 4; 6; 7,5 Мпа, на раскалывание - 0,3; 0,6; 1,0; 1,3 Мпа, растяжение при изгибе - 0,6; 1,2; 2; 2,5 Мпа соответственно.
Водостойкость уплотненного материала в возрасте 28 сут должна отвечать требованиям ГОСТ 25607-83. Коэффициент размягчения, определяемый как частное от деления прочности образца на сжатие, испытанного в водонасыщенном состоянии, к прочности образца в сухом состоянии, должен быть не менее 0,7. По морозостойкости, определяемой по ГОСТ 23588-79, материал должен иметь марку Мрз15 или Мрз25.
Основание их фосфополугидрата сульфата кальция следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 ° С.
Область применения фосфополугидрата сульфата кальция в зависимости от его прочности и морозостойкости следует назначать в соответствии с п.7.36 и табл. 34, а также в соответствии с п.7.45. и табл. 42.
Фосфополугидрат сульфата кальция для достижения максимальной прочности основания следует укладывать и уплотнять при оптимальной влажности (20-25%) в течение суток после выпуска с химического завода.
При использовании материала с влажностью выше оптимальной (25-35%) он должен быть распределен, взрыхлен для доведения до влажности, близкой к оптимальной, и после этого уплотнен. При этом все работы должны быть закончены не позднее трех суток со дня выпуска фосфополугидрата сульфата кальция с завода.
