РСН 68-87, часть 3


1.8.16. На землях временного отвода после завершения строительства должен быть выполнен комплекс мероприятий по рекультивации и мелиорации земель.


1.8.17. При рекультивации предпочтение следует отдавать биологическим (геоботаническим мерам), заключающимся в искусственном создании растительных покровов путем посева или подсева дикорастущих трав (залужения тундры) и посадки кустарников, приживающихся на данном ландшафте, с внесением в почвы минеральных и органических удобрений, а также известкования.


1.8.18. Необходимым условием применения биологических методов рекультивации является создание достаточной тепло- и влагообеспеченности корнеобитаемого слоя растений (почвы и подпочвенного горизонтов) в вегетационный период (июль-август). Для этого следует создавать искусственные почвенно-грунтовые профили, отличающиеся тем, что в толще песчаных грунтов размещают чередующиеся тонкие прослойки глинистого грунта или торфа, обеспечивающие капиллярное подвешивание влаги, подпор грунтовых вод и аккумуляцию влаги в корнеобитаемом слое (на глубине 0,2-0,6 м). Общее отношение объемов глинистого и песчаного грунта в таком почвенно-грунтовом профиле должно быть в пределах 1:3 - 1:5.


Для биологической рекультивации пригодны семена овсяницы красной, лисохвоста лугового, мятлика лугового, вейника лапландского, щучки северной, овсяницы овечьей и черенки ивы русской или тундровой, высеваемые в виде полосы шириной не менее 0,5 м.


2. Проектирование населенных пунктов


2.1. Система расселения и общая организация территории

населенных пунктов


2.1.1. При проектировании населенных пунктов необходимо учитывать их административный статус, народнохозяйственный профиль, социально-культурный потенциал, роль в системе расселения, темп развития, состояние окружающей среды, природно-климатические и другие местные особенности.


2.1.2. Проектирование населенных пунктов следует осуществлять на основе: "Схемы расселения ЗСНГК", схемы и проектов районной планировки Тюменской и Севера Томской области в увязке с Целевой комплексной программой развития ЗСНГК и ТПК, формирующегося на его основе, перспективных и текущих планов экономического и социального развития Западно-Сибирского ТПК и ЗСНГК, и данных территориальных комплексных схем охраны природы.


Градостроительная документация - ТЭО генплана города, генплан города, корректировка генплана города, проект детальной планировки - должна, как правило, разрабатываться одновременно с соответствующей документацией промышленного проектирования - схемой размещения промышленных предприятий, схемой генерального плана промузла, корректировкой схемы генерального плана промузла, проектом детальной планировки промузла (промрайона и промзоны).


2.1.3. Проекты планировки населенных пунктов должны предусматривать очередность и территориальные резервы для их развитая и иметь расчетный срок действия.


Проекты планировки должны включать прогнозы территориального развития и принципиальные направления функционального зонирования, развития планировочной структуры, решение важнейших инженерных проблем и охраны окружающей среды населенных пунктов на перспективу за пределами расчетного срока.


Продолжительность первой очереди строительства городов и других населенных пунктов-новостроек следует устанавливать в соответствии со сроками завершения этапов строительства промышленных предприятий населенного пункта.


2.1.4. Города и поселки в зависимости от функциональной роли в системе расселения подразделяются на группы в соответствии с табл. 2.1.2.

Таблица 2.1.2



Группа населенных мест



Функциональная роль городов в системе расселения и их численность, тыс. чел.



Вахтовые поселки, тыс. чел.


Крупные



опорный 250-500


свыше 3,0


Большие



базовый 100-250


1,0-3,0





Организационно-хозяйственный центр



Средние



50-100


до 1,0


Малые*



20-50


до 0,5

_______________

* В группу малых городов включаются поселки городского типа.






10-20


до 10


Примечания: 1. За опорный город следует принимать: центр с региональным уровнем управленческих, производственных, трудовых и культурно-бытовых связей, основная база промышленного освоения вахтовым и экспедиционным методом нефтяных и газовых месторождений Тюменской и севера Томской областей с зоной влияния 700-1200 км. В нем располагаются основные региональные управления, производственные объединения, учреждения социально-бытового обслуживания.


2. За базовый город следует принимать: производственные, административные и общественно-культурные центры систем расселения. Зона влияния - освоение вахтовым методом - 300 км.


В них размещаются предприятия производственной инфраструктуры внутрирайонного значения (энергетика, стройиндустрия, ремонтные базы, базы материально-технического снабжения).


3. За организационно-хозяйственный центр следует принимать: города в системах расселения, в которых размещаются крупные производственные объединения по добыче нефти и газа, строительные тресты. Зона влияния освоения вахтовым методом - 150 км.


4. За постоянный поселок следует принимать:


населенный пункт в системе расселения, в котором размещаются нефтегазодобывающие и строительные управления. Зона влияния освоения вахтовым методом - 50 км.


5. За вахтовый поселок следует принимать:


поселок, рассчитанный на сменное бессемейное проживание трудящихся в период их работы на местах приложения труда. (Под термином "вахтовый поселок" принимаются поселки с вахтовым и экспедиционным режимом труда).


Вахтовые поселки могут быть стационарными и мобильными (со сроком эксплуатации на одной площадке не более 10 лет), в зависимости от длительности существования производственного объекта.


2.1.5. В городах и постоянных поселках, новостройках в составе района первоочередного строительства следует выделять пионерные поселки различного типа:


мобильные - с жильем в обслуживанием в передвижных вагончиках или сборно-разборных одноэтажных зданиях индустриального изготовления;


стационарные - с жильем и обслуживанием в одно-двухэтажных зданиях;


поселки, сочетающие оба вышеуказанных типа.


Мобильные поселки следует размещать на обособленных территориях, примыкающих к коммунальной или промышленной зоне, а также на площадках перспективного строительства. Стационарные поселки следует размещать на селитебных территориях, не предназначенных в течение срока эксплуатации поселка под многоэтажную застройку.


2.1.6. Размещение новых и развитие существующих городов и других населенных пунктов должно осуществляться комплексно для организации их во взаимосвязанные группы в зависимости от их функций и роли в системе расселения. В системах расселения следует предусматривать общие инженерно-технические устройства, научно-культурные центры, места отдыха и туризма, организацию системы "базовой город - вахта", а также комплекс мероприятий по охране природной среды.


2.1.7. В климатическом подрайоне IД следует предусматривать территории вне границ населенных пунктов для садоводческих товариществ из расчета обеспечения количества семей, проживающих в зонах многоэтажного строительства на первую очередь, в %;


большие города - 15-20 %


средние города - 3-5 %


малые города - 5%


постоянные поселки - 3%.


2.1.8. В проектах планировки и застройки следует обеспечивать создание индивидуального архитектурно-художественного облика и выразительной объемно-пространственной композиции населенного пункта и его отдельных частей с учетом климатических, природно-ландшафтных и других местных особенностей, предусматривая высокий уровень внешнего благоустройства, синтез архитектуры и монументально-декоративного искусства, охрану и использование памятников истории и культуры.


2.1.9. Подсобные хозяйства следует размещать вне границ населенных пунктов по согласованию с органами государственного надзора.


Расчет проектной численности населения


2.1.10. Проектную численность населения городов и других населенных пунктов следует рассчитывать исходя из численности градообразующей группы.


Для новых городов и поселков численность градообразующей группы населения следует принимать на первую очередь строительства для опорного центра и базового города - 55-65%, организационно-хозяйственного центра - 60-75%, постоянного поселка - 80-90%, вахтового поселка - 100% и на расчетный срок для опорного центра и базового города - 40-45%, организационно-хозяйственного центра - 45-50%, постоянного поселка - 60-65%, вахтового поселка - 100%.


Указания по расчету проектной численности населения городов и других населенных пунктов даны в приложении 7.




2.2. Промышленные районы, зоны и узлы


2.2.1. Нормы настоящей главы должны соблюдаться при разработке генеральных планов населенных пунктов, при разработке схем размещения промышленных предприятий, схем генпланов промышленных узлов, при размещении и проектировании отдельных промышленных предприятий. Настоящая глава применяется совместно со СНиП II-60-75**, СНиП II-89-90, СН 387-78, ВСН 38-82.


2.2.2. Первая и последующая очереди строительства промузла должны проектироваться и строиться как пусковой комплекс с законченными общеузловыми объектами, транспортными и инженерными сетями и объектами социально-бытового обслуживания трудящихся.


Пусковой комплекс должен размещаться компактно, на единой площадке без необоснованных разрывов между границами промышленных предприятий. На пусковой комплекс и очередь строительства промузла следует разрабатывать проект детальной планировки (ПДП). Состав ПДП промышленной зоны (района) и промышленного узла принимать по соответствующим разделам ВСН 38-82.


2.2.3. В тех случаях, когда в состав зоны или промузла входят несколько промышленных предприятий и других объектов одного ведомства, относящихся к одному или близким классам по санитарной классификации, следует эти предприятия размещать на единой площадке, организуя отраслевой или межотраслевой одноведомственный комплекс с общими объектами инженерного и подсобного назначения (склады, ремонтные цеха) и объектами социально-бытового обслуживания трудящихся.


2.2.4. При размещении промзоны и промузла в окружении или на границе селитебной территории города следует осуществлять зонирование территории по архитектурной значимости предприятий и их объектов. Наиболее крупные и интересные в архитектурном отношении объекты следует, как правило, размещать приближенно к селитебным территориям и на основных автомагистралях населенного пункта, создавая линейную или пространственную композицию промышленной застройки вдоль основных магистралей.


Промышленные предприятия, застраиваемые небольшими зданиями и сооружениями, как правило, следует размещать в центральных панелях и кварталах промзоны и промузла.


2.2.5. Проектные организации, разрабатывающие проекты отдельных предприятий, должны согласовывать с территориальной проектной организацией номенклатуру применяемых строительных конструкций с целью проведения унификации строительных решений зданий и сооружений в границах промзоны и промузла.


2.2.6. Промышленные зоны и узлы, размещаемые в окружении селитебной застройки, как правило, следует застраивать многоэтажными промышленными зданиями.


Следует избегать разнохарактерности промышленной застройки, выходящей на городские площади и автомагистрали, если это не является основой архитектурного решения и конкретной композиционной разработки, согласованной с территориальной проектной организацией.


2.2.7. В промышленных узлах и на предприятиях с количеством трудящихся более 5 тыс. человек следует проектировать общественный центр промузла или общезаводской общественный центр. При расстоянии между зданиями общественных центров и цеховыми административно-бытовыми зданиями более 300 м следует предусматривать транспортные перевозки работающих.


2.2.8. Для групп предприятий в промышленных узлах и промышленных районах следует предусматривать строительство закрытых сооружений для занятий физической культурой в соответствии с характеристиками труда работающих.


2.3. Промышленно-коммунальные зоны


2.3.1. Промышленно-коммунальная зона (ПКЗ) - территория населенного пункта, на которой размещаются комплексы, предприятия и объекты, обеспечивающие повседневные потребности населения в продовольственных товарах, коммунальных и бытовых услугах, с общими для них объектами инженерно-технического, социально-бытового, информационно-технического и административного обеспечения.


ПКЗ следует проектировать на расчетный срок - 20 лет, пусковой комплекс - на 10-12 лет.


2.3.2. Состав и мощности предприятий ПКЗ следует подбирать с учетом базового, опорного и вахтенного назначения населенного пункта и этапности формирования. При этом в базовых городах в процессе развития может возникнуть несколько ПКЗ, размещение которых должно быть основано на комплексной оценке затрат на строительство, реконструкцию и эксплуатацию, организации транспортных связей с опорными и вахтенными населенными пунктами по реализации готовой продукции и услуг населению.


2.3.3. Номенклатура и мощности (емкости хранения) предприятий ПКЗ базовых, опорных и вахтенных населенных пунктов определяются исходя из схем размещения и развития предприятий отрасли, а также исходя из технико-экономических основ (генерального плана) развития населенного пункта по согласованию с местными советскими органами, отраслевыми министерствами и ведомствами, Советом Министров РСФСР.


Примечания: 1. Ориентировочная номенклатура и производственные мощности предприятий ПКЗ приведены в Приложении 5.


2. В населенных пунктах вахтенного типа рекомендуется размещать складские здания для хранения пищевой продукции без перерабатывающих цехов.


2.3.4. Размеры площадей хранилищ на 1000 жителей следует принимать: в картофелехранилищах - 30 м, в овощехранилищах - 80 м, в фруктохранилищах - 24 м.


2.3.5. В базовых населенных пунктах застройку ПКЗ следует осуществлять в 2 пусковых комплекса.


Застройку первого пускового комплекса целесообразно размещать со стороны селитебной территории населенного пункта.


Примечание. Перечень объектов, рекомендуемых к включению в состав 1-го пускового комплекса ПКЗ, приведен в Приложении 5.


2.3.6. На территориях ПКЗ не допускается размещение площадок для открытых складов пылящих материалов, отвалов и отходов.


2.3.8. Здания производственных комплексов следует, как правило, формировать из унифицированных объемно-планировочных единиц (модулей) комплектной поставки, в которых могут располагаться следующие цехи (помещения) и службы:


- переработки пищевой продукции;


- хранения (заморозки) пищевой продукции;


- инженерно-технического обеспечения;


- социально-бытового обслуживания административного и информационно-технического обеспечения;


- дебаркадеры, включающие погрузо-разгрузочные платформы и сырьевые площадки.


2.3.9. В объемно-планировочных решениях производственных зданий следует предусматривать группировку помещений с одинаковыми эксплуатационными режимами: температурно-влажностными, санитарными и др.


Следует группу помещений с повышенным температурно-влажностным режимом по возможности не располагать у наружных стен зданий, формировать такую планировочную схему зданий, при которой эти помещения были бы окружены другими помещениями с нормальным или сухим температурно-влажностным режимом ("ядерная схема" компановки).


2.3.10. Для хранения пищевой продукции в базовых населенных пунктах следует, как правило, применять одноэтажные охлаждаемые складские здания II или IIIа степени огнестойкости павильонного типа, обеспечивающие компактную застройку:


высотой 12 м с передвижными стеллажами;


высотой 16,8 и более с неподвижными стеллажами, обслуживаемыми кранами-штабелерами;


высотой 12 м для хранения продукции в крупных сетчатых контейнерах и установкой их по высоте в 5 рядов и использовании мостовых кранов.


Примечания: 1. Предпочтительным является применение складов, не требующих сложных механизмов на погрузо-разгрузочных работах.


2. Допускается использование зданий без проветриваемых подполий, а также устройство выемок в массиве многолетних мерзлых пород для устройства охлаждаемых складов продовольственных товаров и низкотемпературных холодильников.


2.3.11. В населенных пунктах вахтенного типа следует, как правило, применять для хранения пищевой продукции в контейнерах укрытия с применением воздухоопорных оболочек, легких металлических конструкций комплектной поставки и др.


2.3.12. Для утилизации избыточного тепла при работе станций перекачки газоконденсата и др. тепловыделяющих производственных объектов рекомендуется устройство тепличного хозяйства.


2.3.13. В целях механизации погрузочно-разгрузочных работ и улучшения условий труда на них на предприятия агропромышленного комплекса следует предусматривать закрытые автомобильный и железнодорожные дебаркадеры, а при обосновании, и крытые грузовые дворы.


Примечание. Температуру внутреннего воздуха в дебаркадерах и крытых грузовых дворах следует принимать не ниже + 5°С.


2.4. Транспорт


2.4.1. Внешний транспорт должен обеспечивать потребности населения города во внегородских трудовых (ежедневных и периодических - вахтовых и экспедиционных) и культурно-бытовых (периодических - в пределах локальных систем и эпизодических - в пределах региональной системы расселения) корреспонденциях населения во взаимосвязи с системой путей сообщения населенного пункта.


Для улучшения обслуживания пассажиров и обеспечения взаимодействия для этого разных видов транспорта целесообразно проектировать объединенные транспортные узлы (пассажирские вокзалы) различных видов транспорта, размещаемые вместе с учреждениями обслуживания социально-бытового назначения в едином комплексе. Он должен иметь удобные транспортные связи с центром, жилыми и промышленными зонами и другими основными транспортными узлами населенного пункта.


Территории железнодорожного транспорта


2.4.2. Линии железнодорожного транспорта для вновь проектируемых населенных мест следует трассировать по периферии селитебной территории взаимосвязанно с промышленными территориями города.


2.4.3. Расстояние между остановочными пунктами с пригородно-городским пассажирским движением в существующих опорных и наиболее крупных базовых городах следует принимать 1000-1300 м в пределах застроенной территории.


В случае примыкания вахтового поселка к трассе железной дороги необходимо предусматривать пункты пересадки (ожидания, сбора) с железнодорожного на автомобильный транспорт.


Территории водного транспорта


2.4.4. Пассажирские районы морских и речных портов следует размещать вблизи центральной части населенного пункта, а грузовые районы - за пределами селитебных территорий. Размещение грузовых районов портов, пристаней, причалов, складских помещений не должно препятствовать выходу городской застройки к водным пространствам.


2.4.5. Морские и речные вокзалы должны иметь удобную транспортную связь с вокзалами других видов транспорта. Необходимо предусматривать возможность использования зданий вокзалов в межнавигационный период для социально-бытового обслуживания населения.


2.4.6. Береговые базы и места стоянки маломерных судов, принадлежащих спортивным клубам и гражданам, следует размещать за пределами жилой застройки населенных пунктов, а в пригородных зонах - за пределами зон массового отдыха, лечебно-профилактических учреждений и с учетом обеспечения безопасного движения судов.


Местами хранения, как правило, должно быть обеспечено не менее 70% общего количества судов. Размер участка при одноярусном стеллажном хранении судов следует принимать (на одно место): для прогулочного флота - 27 м, спортивного - 75 м.


Территория сооружений воздушного транспорта


2.4.7. Развитие действующих и размещение вновь создаваемых аэродромов и аэропортов должно определяться в соответствии с перспективной схемой периодических трудовых экспедиционных, вахтовых и эпизодических культурно-бытовых корреспонденций и с учетом перспективного размещения основных функциональных зон внутри города и в прилегающей к нему территории.


Класс аэропортов определяется расчетным объемом годового пассажирооборота, а класс аэродрома - расчетным типом самолета, который устанавливается с учетом объема и дальности грузовых и пассажирских перевозок и в соответствии со специальными техническими нормами.


Аэропорты I, II, III классов размещаются в опорных и базовых городах, IV и V классов - в базовых городах, организационно-хозяйственных центрах, постоянных поселках и в конкретных случаях у наиболее крупных месторождений или на группу месторождений.


Все вахтовые поселки должны иметь вертолетные посадочные площадки. При наличии технико-экономических обоснований организуются вертодромы или взлетно-посадочные полосы для самолетов местных воздушных линий (МВП).


2.4.8. Размещение новых аэродромов А, Б, В и Г классов должно предусматриваться в пригородной зоне, за пределами населенных пунктов и зон массового отдыха населения в соответствии с требованиями СНиП 2.05.08-75.


2.4.9. Городские аэровокзалы следует создавать в опорных, а также в базовых городах, обслуживаемых аэропортами с пассажирооборотом не менее 1000 тыс. пасс. в год, а в остальных случаях - агентства воздушных сообщений или пункты отправления и прибытия авиапассажиров, которые должны размещаться на магистралях города, ведущих к аэропортам - в 30-40 минутной транспортной доступности от них и иметь удобную связь с центром и основными пересадочными узлами города.


Территории сооружений автомобильного транспорта


2.4.10. Развитие дорожной сети должно осуществляться в соответствии с классификацией дорог: дороги общего пользования и ведомственные дороги.


Сеть дорог общего пользования формируется из существующих дорог общего пользования и основных ведомственных дорог, связанных с обслуживанием постоянных населенных мест (опорных городов, базовых и организационно-хозяйственных центров, постоянных поселков), головных баз снабжения, промышленных узлов, крупных промышленных зон и объектов. Дороги общего пользования должны иметь техническую категорию на ниже IV-й.


Ведомственные (меж- и внутриобъектные) автомобильные дороги должны обеспечивать перевозки на подъездах от дорог общего пользования к отдельным производственным объектам, приобъектовым базам. Технологические перевозки до узловых производственных точек, внутриобъектные перевозки, подвоз рабочих смен непосредственно к местам приложения труда.


По дорогам общего пользования и ведомственным должна осуществляться ежедневная доставка трудящихся к месту работы.


Автомобильные дороги I, II и III категории, проходящие вне подрайона IГ через населенный пункт, следует проектировать по нормам магистралей непрерывного движения с обеспечением транспортного обслуживания прилегающей территории населенного пункта с боковых проездов или других магистральных улиц того же направления.


Новые пассажирские автостанции и автовокзалы в населенных пунктах следует размещать на основных магистралях, связывающих центральную зону с автомобильными дорогами общей сети и системы расселения, в опорных и наиболее крупных базовых центрах - как правило, в периферийных или средних зонах, в базовых организационно-хозяйственных центрах и постоянных населенных пунктах - в центральных районах в увязке со станциями и остановками общественного пассажирского транспорта, торговыми центрами, рынками и вокзалами других видов внешнего транспорта.


Для обеспечения внешних автомобильных связей в вахтовых поселках следует предусматривать пункты сбора и ожидания пассажиров (автопавильоны).


Грузовые транспортные предприятия централизованных перевозок следует размещать вне населенных пунктов и зон массового отдыха населения, а обслуживающие населенный пункт - вблизи грузовых станций и дворов железнодорожного и других видов транспорта, на производственных территориях населенного пункта.


Станции технического обслуживания и заправочные станции транзитного автомобильного транспорта следует размещать на подходах автомобильных дорог I-III категории к населенному пункту.


Транспортные коммуникации


2.4.11. Настоящие строительные нормы следует соблюдать при проектировании промышленного железнодорожного транспорта внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей колеи 1520 (1524 и 1535) мм и автомобильного транспорта - подъездных и внутренних автомобильных дорог на объектах промышленного и гражданского назначения.


2.4.12. Нормы и правила учитывают особенности проектирования сооружений и устройств промышленных железнодорожных путей и автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических, гидрогеологических и климатических условиях указанного в п. 1.1 - региона.


При проектировании объектов транспорта должны учитываться также требования - CНиП 2.05.07-85, СНиП 2.05.2-85, СНиП 2.05.03.84, СНиП II-91-77, СНиП 2.01.01.82, противопожарных, санитарных норм и государственных стандартов, а также требований к рациональному водо- и землепользованию и охране окружающей среды.


2.4.13. При проектировании железных и автомобильных дорог промышленных предприятий необходимо учитывать влияние повышенной снегозаносимости дорожного полотна.


2.4.14. Конструкцию земляного полотна, верхнего строения, дорожных одежд и других элементов сооружений железных и автомобильных дорог следует назначать с условием полной механизации строительных работ, текущего содержания и ремонта.


2.4.15. Эксплуатационное обслуживание промышленного транспорта должно осуществляться бригадами, базирующимися в пристанционных и вахтовых поселках с применением, как правило, вахтового метода работы.


2.4.16. В проекте необходимо разработать мероприятия по защите природной среды (сохранение мохово-растительного слоя, запрещение рубки кустарников, леса, разработки притрассовых резервов местных грунтов, предупреждение тепловой эрозии и т.п.) в соответствии с требованиями BCН 200-85.


2.4.17. На периоды строительства и временной эксплуатации транспорта в проектах следует предусматривать выполнение объемов работ по дополнительным инженерным изысканиям, проектированию и строительству с целью устранения деформаций земляного полотна и защиты окружающей среды.


Железнодорожный транспорт


План и продольный профиль пути


2.4.18. При проектировании продольного профиля пути наибольшую алгебраическую разность сопрягаемых уклонов следует принимать не более 10% с сопряжением смежных прямолинейных элементов в вертикальной плоскости кривыми радиусами 2000 м.


2.4.19. Превышение бровки земляного полотна насыпей над расчетным уровнем снежного покрова на перегонах внешних и внутренних соединительных путях с открытым балластным слоем следует принимать не менее 0,7 м, а на раздельных пунктах с числом путей более 3 - не менее 1,0 м. На снегозаносимых участках пути следует предусматривать постоянные устройства, обеспечивающие его снегонезаносимость.


2.4.20. Кроме расчетного количества путей - на промышленных железнодорожных станциях следует проектировать по одному тупику длиной не менее 150 м для стоянок снегоочистительной техники и длиной 300 м для аварийно-восстановительных поездов эксплуатационной службы газопроводов.


Земляное полотно


Основные требования


2.4.21. Земляное полотно следует проектировать: с минимальным использованием выемок, исходя из условий снегозаносимости и обеспечения естественного водоотвода, с максимальным использованием песчаных грунтов в талом, сыпучемерзлом и сухомерзлом состоянии, с применением инженерных способов управления температурным режимом грунтовых массивов и с применением армирующих и дренирующих прослоек геотекстиля.


2.4.22. Конструкции земляного полотна разрабатывают по типовым или индивидуальным проектам исходя из учета:


типа местности (категории) грунтов по термопросадочности и величины относительной осадки при оттаивании мерзлых грунтов (табл. 6.1, приложение 6);


температуры вечномерзлых грунтов основания земляного полотна по указаниям п. 1, приложение 6;


дорожно-климатического районирования Западно-Сибирского комплекса (рис. 6.1, приложение 6);


глубины сезонного оттаивания грунтов (рис. 6.2, приложение 6);


состава и состояния грунтов в карьерах и их технологической пригодности для сооружения земляного полотна;


технологии сооружения земляного полотна (по ВСН 200-85).


2.4.23. Насыпи и выемки следует проектировать в северной зоне 1-1 (рис. 6.1, приложение 6) по принципу - с сохранением "новообразованной" мерзлоты с применением теплоизоляционных слоев из торфа, пенопласта и геотекстилей, а также с учетом состава и состояния грунтов в карьерах и технологии производства работ.


Насыпи и выемки в дорожно-климатической зоне 1-3 (рис. 6.1, приложение 6) следует проектировать по II принципу - с допущением оттаивания высокотемпературной мерзлоты под земляным полотном и его осадкой по расчету.


2.4.24. На участках распространения высокотемпературных вечномерзлых грунтов земляное полотно следует проектировать с учетом возможной деградации мерзлоты (II принцип строительства), особенно на селитебных и обжитых территориях с разработкой комплексных технических мероприятий по обеспечению сохранения (стабилизации) земляного полотна в вечномерзлом состоянии.


2.4.25. По типовым поперечным профилям следует проектировать насыпи на грунтах I и II категории термопросадочности на скальных, крупнообломочных, песчаных талых и сыпучемерзлых грунтах; выемки глубиной до 12 м; - в скальных и крупнообломочных грунтах I категории просадочности.


2.4.26. Индивидуальному проектированию (кроме условий, регламентируемых СНиП 2.05.02-85, СНиП II-39-76, СНиП 2.05.07-85, ВСН 200-85) подлежит земляное полотно на участках:

Закрыть

Строительный каталог