РСН 68-87, часть 4


производства земляных работ с использованием твердомерзлых песчаных грунтов (табл. 6.2, приложение 6);


производства работ способом гидромеханизации;


периодического подтопления и пересечения озер;


интенсивного снегометелевого переноса;


развития термоэрозионного оврагообразования, солифлюкции и бугров пучения;


насыпи из скальных, крупнообломочных, песчаных и сыпучемерзлых грунтов на вечномерзлых грунтах III и IV категорий термопросадочности и на участках залегания подземных льдов (рис. 6.2-6.8, приложение 6);


выемки в грунтах III иIY категорий термопросадочности;


выемки на сильнозаносимых участках;


на участках погребного льда, на льдонасыщенных грунтах III и IV категории термопросадочности, на косогорах крутизной 3-15° и в местах развития наледей;


при пересечении железнодорожной линией автомобильных дорог, нефте-газопроводов на основании теплотехнических расчетов и соблюдении комплекса мероприятий, исключающих неравномерные просадки и морозное пучение.


Требования к грунтам


2.4.27. Грунты для сооружения земляного полотна промышленного железнодорожного транспорта по физико-механическим и прочностным свойствам должны обеспечивать устойчивость основной площадки откосов и исключать возможность образования деформаций при оттаивании и промерзании.


При невозможности обеспечения требуемой плотности грунтов основной площадки земляного полотна они должны быть армированы геотекстилем рис. 6.3, 6.5, 6.6, 6.8 (приложение 6).


2.4.28. Для сооружения насыпей должны максимально использоваться песчаные грунты из сосредоточенных резервов (карьеров), закладываемых в поймах и на террасах рек.


Сыпучемерзлые грунты пригодны для сооружения земляного полотна без ограничений.


Сухомерзлые грунты пригодны для сооружения земляного полотна по технологическим схемам с послойным их уплотнением решетчатыми и вибрационными катками и с учетом осадки доуплотнения при оттаивании.


Твердомерзлые песчаные грунты допускается укладывать в насыпи, если их содержание в массе талого грунта не превышает 30% по объему в сезонноталом слое и 50% в пределах прогнозируемого вечномерзлого ядра насыпи, с тщательным послойным уплотнением.


2.4.29. Льдонасыщенные мерзлые грунты без предварительной подготовки укладывать в земляное полотно не допускается. Льдонасыщенные песчаные грунты допускается использовать для заготовки талого грунта в карьерах методом послойного радиационного оттаивания с гидромониторной или гидромониторно-бульдозерной периодической срезкой оттаивающего грунта.


Льдогрунтовую массу укладывать в земляное полотно допускается с характеристиками, указанными в табл. 6.2, приложение 6 с соблюдением принятой технологии работ по ВСН 200-85.


Талые и заблаговременно оттаянные грунты допускается укладывать в земляное полотно в соответствии с требованиями ВСН 186-75.


Насыпи


2.4.30. Высоту насыпи следует назначать:


на снегозаносимых участках - из условий снегозаносимости;


на участках подтопления - из условий возвышения бровки насыпи над уровнем воды расчетной повторяемости с учетом подпора и высоты наката волны на откос;


на сильнопросадочных, низкотемпературных вечномерзлых грунтах - из условия сохранения грунтов основания в мерзлом состоянии;


из условия возвышения основной площадки над капиллярным поднятием воды в теле насыпи с целью обеспечения динамической устойчивости;


из условия исключения образования пучин на мокрых и обводненных грунтах основания.


2.4.31. Минимальную высоту насыпи назначают:


на непросадочных и малопросадочных грунтах основания - I и II категорий по термопросадочности из условия:


возвышения основной площадки выше капиллярного поднятия на 0,3-0,5 м;


на сильнопросадочных грунтах IV категории термопросадочности из условия сохранения естественного положения или повышения верхней границы вечной мерзлоты под насыпью;


на участках повышенной снегозаносимости из условия возвышения бровки земляного полотна над поверхностью снежного покрова на 0,5 м, считая по замерам в марте-апреле над наивысшими элементами рельефа или кустарником.


2.4.32. Насыпи высотой до 6 м на вечномерзлых грунтах III и IV категории термопросадочности при отсутствии водоотводов следует проектировать с бермами шириной 3-4 м и высотой 1-1,5 м (рис. 6.7, приложение 6), а при высоте насыпи более 6 м размеры берм определяют расчетом (рис. 6.3, приложение 6).


2.4.33. Глубину залегания верхней границы вечномерзлых грунтов на время ее стабилизации (новообразований) под насыпью, а также мощность сезоннооттаивающего слоя (СТС) в природных условиях определяют по расчету согласно методики, приведенной в СНиП II-18-76.


2.4.34. Ширину насыпей назначают с учетом уширения основной площадки, с целью компенсации осадки грунтов основания и тела насыпи в эксплуатационный период - при подъемке пути на балласт.


2.4.35. Величину относительной осадки насыпи при оттаивании грунтов ориентировочно принимают для сыпучемерзлых грунтов 1-2% и сухомерзлых 3-7%. При заготовке твердомерзлых грунтов в буртах коэффициент разрыхления opиентировочно принимают равным 1,15-1,20.


Осадки оснований насыпей высотой до 2 м на типичных ландшафтах Западно-Сибирского региона на стадии разработки ТЭО и проекта следует назначать по табл. 6.3, приложение 6.


2.4.36. Крутизну откосов насыпей высотой 1,5-3,0 м, проектируемых из условия обеспечения их снегозаносимости на участках, сложенных льдонасыщенными сильнопросадочными грунтами, следует принимать 1:3, а откосы снегозаносимых выемок 1:4 - 1:6.


2.4.37. Минимальная высота берм и материал, из которого они отсыпаются, должны выбираться из условия необходимости сохранения под ними "новообразованной" вечной мерзлоты.


Насыпи с устройствами для регулирования верхнего горизонта

вечной мерзлоты


2.4.38. На участках с залеганием льдонасыщенных грунтов и подземного льда на глубине 1,5 м и более следует применять конструкции насыпей с устройством теплоизоляционных слоев по расчету рис. 6.2, приложение 6.


Насыпи с пологими откосами, прикрытыми торфо-грунтовой смесью и геотекстилем под основной площадкой земляного полотна, следует проектировать по профилю рис. 6.3, приложение 6.


Насыпи на талых слабых грунтах следует проектировать с обоймой (рис. 6.6, 6.7, приложение 6);


Насыпи с заменой слабых грунтов на дренирующий следует проектировать по профилю (рис. 6.4, 6.6-6.8, приложение 6).


2.4.39. На участках примыкания насыпей к искусственным сооружениям допускается устройство продуваемых (вентилируемых) труб по индивидуальному проекту.


2.4.40. Геотекстили для сооружения земляного полотна применяют в целях:


повышения несущей способности и уменьшения деформируемости основной площадки;


повышения надежности работы прослоек из влагоемких грунтов в конструкциях земляного полотна, рассчитанных на сохранение "новообразования" мерзлоты;


повышения устойчивости и равнопрочности узлов, сопряжений насыпей с искусственными сооружениями, а также участков земляного полотна, испытывающих повышенные динамические нагрузки (под стыками, стрелочными переводами, переездами);


укрепления откосов, водоотводов и обочин;


повышения долговечности и надежности работы балластной призмы и основной площадки, а также дренажных устройств;


противопучинной защиты земляного полотна;


расширения области целесообразного применения местных пылеватных и связных грунтов;


ускорения обезвоживания штабелей намывного грунта, подготавливаемых к разработке в зимнее время;


ускорения стабилизации слабых и оттаивающих грунтов оснований;


повышения темпов строительства и укладки верхнего строения пути в условиях дефицита балластных материалов.


2.4.41. Армированию и дренированию подлежат только талые и оттаивающие элементы грунтового массива земляного полотна.


2.4.42. Подтопляемые участки насыпи следует отсыпать из песчаных грунтов с содержанием фракций размером менее 0,1 мм не более 30% или из талых глинистых грунтов с преобладанием каолинитовых и гидрослюдистых минералов над монториллонитовыми.


2.4.43. Для ускорения зарастания пляжевых откосов необходимо выполнить работы по их биологическому залужению с известкованием почв и внесением удобрений и засеять откосы дикорастущими травами.


2.4.44. У водопропускных труб и малых мостов бровка земляного полотна должна возвышаться над расчетным горизонтом с учетом подпора и высота волны с набегом ее на откос не менее 1 м.


2.4.45. При высоте подтопления более 2 м следует применять бермы с пологими (1:3-1:4) откосами, укрепленными матами из геотекстиля или железобетонными плитами, уложенными по слою геотекстиля. Допускается устройство берм из привозного скального или валунно-галечного грунта.


Выемки


2.4.46. Выемки в вечномерзлых грунтах III-IV категорий термопросадочности следует проектировать с заменой грунта основной площадки дренирующим грунтом с термоизоляцией откосов из торфа или пенопласта, согласно рис. 6.9 приложения 6.


2.4.47. Выемки в вечномерзлых глинистых грунтах и пылеватых песках I-II категории термопросадочности, а также в древесно-щебенистых, галечниковых и гравийных грунтах с суглинистым и супесчаным заполнителями III категории термопросадочности следует проектировать по типовому профилю рис. 6.10 приложения 6.


2.4.48. В выемках глубиной до 6 м при уклоне местности 1:10 и положе при объемах снегопереноса более 200 м/м год в вечномерзлых грунтах I и II категории термопросадочности крутизну откосов следует принимать при глубине выемки I-3 м - 1:4, а 3-5 м - 1:3.


В вечномерзлых грунтах III-IV категории термопросадочности крутизну откосов выемки следует назначать на основании технико-экономического сравнения вариантов раскрытия выемок и устройства снегозащитных сооружений.


Водоотводы и укрепление откосов


2.4.49. Допускается устройство продольных водоотводных канав вдоль насыпей на расстоянии 5-10 м от их подошв, но только на участках грунтов I и II категорий термопросадочности и продольном уклоне местности не более 0,004, с обязательным их укреплением геотекстилем, прикрытым песчано-гравийной смесью (рис. 6.7 приложения 6).


2.4.50. В полосе трассы шириной по 20-30 м в каждую сторону от оси участки с термокарстовыми озерами, котловинами, с залеганием повторно-жильных льдов, бугристо-западинного микрорельефа и другие должны быть засыпаны местным грунтом или торфогрунтовой смесью с уплотнением.


2.4.51. Откосы земляного полотна из мелких или пылеватых песков на неподтопляемых участках укрепляются слоем в 0,1-0,3 м из торфогрунтовой смеси, составом в процентах по объему в разрыхленном состоянии: торфа - 30% и суглинка - 70% или торфа - 40% и песка - 60%.


2.4.52. При укрепления откосов земляного полотна скальным, щебенистым, гравийно-галечниковым или дренирующим грунтом, толщину слоя торфо-грунтовой смеси назначают не менее 0,5 м в зависимости от состояния и свойств грунтов, слагающих откосы и с учетом технологии укрепительных работ.


2.4.53. Откосы выемок в твердомерзлых грунтах следует покрывать защитным слоем талого, сыпучемерзлого или сухомерзлого песчаного грунта толщиной не менее 0,3 м с последующим закреплением торфогрунтовой смесью или геотекстилем.


2.4.54. Для обеспечения от снегозаносимости откосы выемок должны быть 1:5-1:6.


Для укрепления откосов и бровок насыпей и выемок, сложенных мелкими и пылеватыми песками или супесями, следует применять преимущественно геотекстиль, прикрытый сверху дренирующим грунтом или торфо-грунтовой смесью, и посев дикорастущих трав.


2.4.55. Откосы насыпей на участках пересечения водотоков термокарстовых озер при расчетной длине разгона волны более 0,5 км следует укреплять скальным грунтом или железобетонными плитами, укладываемыми с взаимным гибким скреплением по слою геотекстиля, выполняющего роль обратного фильтра.


2.4.56. При проектировании земляного полотна в населенных районах с заглубленным балластным слоем на грунтах III и IV категорий термопросадочности вдоль зданий и сооружений следует предусматривать замену грунта на дренирующий с надежным отводом воды из корыта и предотвращения инфильтрации воды в сторону фундаментов зданий и сооружений (рис. 6.16 приложения 6).


2.4.57. При проектировании земляного полотна вдоль наземных и подземных коммуникаций - нефтегазопровода, водопровода, производственных стоков в трубах - следует предусматривать мероприятия по защите земляного полотна от переувлажнения и возможных деформаций в результате нарушения природного водно-теплового режима.


2.4.58. Для отвода поверхностной воды от земляного полотна, устраиваемого в пределах площадки промышленного предприятия, а также при высоком стоянии подземных вод должны предусматриваться дренажи с продольным уклоном дна 0,5-3% и укладкой трубчатых дрен (трубофильтров) диаметром не менее 150 мм. При среднемесячной температуре наружного воздуха наиболее холодного месяца ниже 15° следует предусматривать утепление дрены или лотки (рис. 6.13, 6.16 приложения 6).


Верхнее строение пути


2.4.59. При проектировании новых и реконструкции верхних строений пути железобетонные шпалы не укладывать.


2.4.60. Передвижные пути в карьерах следует укладывать со щебеночным, гравийным, песчаным балластом, гравийно-песчаным и металлургическим шлаком. При этом толщина балластного слоя под шпалой должна быть не менее 20 см.


2.4.61. При обращении на путях подвижного состава с осевыми нагрузками до 230 кН и объеме перевозок до 10 млн. т брутто в год следует применять деревянные шпалы II типа, при большем объеме перевозок - I типа.


2.4.62. Укладка глухих пересечений допускается только на участках распространения грунтов I и II категорий термопросадочности и нагрузками свыше 230 кН.


2.4.63. Для постоянных путей, располагаемых на кривых участках радиуса менее 250 м, со стороны внутренней рельсовой нити следует предусматривать укладку контррельсов. В кривых радиусом 300 м и менее в путь укладывать предварительно гнутые рельсы.


3. Автомобильные дороги


Дорожно-климатические зоны


2.4.64. Дорожно-климатическое районирование территории Западно-Сибирского региона приведено на рис. 6.1 приложения 6.


Северный район 1-1 характеризуется распространением низкотемпературных (ниже 1,5-2°С) твердомерзлых вечномерзлых грунтов сплошного распространения с относительной влажностью сезонно-оттаивающего слоя W > 1,0. Южный район 1-3 сложен высокотемпературными (выше 1,5-2°С) вечномерзлыми грунтами сплошного и островного распространения.


2.4.65. Тип местности по характеру поверхностного стока, степени увлажнения и мерзлотно-грунтовым условиям следует определять по данным инженерно-геологических (геокриологических) изысканий (табл. 6.5 приложения 6).


Земляное полотно


2.4.66. Высоту насыпи определяют расчетами на устойчивость, снегозаносимость и прочность по СНиП 2.05.02-85, СНиП II-18-76 и ВСН 46-83.


В случае сооружения насыпей из песчаных грунтов без теплоизоляции насыпи вычисляют по табл. 6.6 приложения 6, а с теплоизолирующими слоями расчетом по ВСН 84-75.


2.4.67. Конструкции земляного полотна автомобильных дорог следует проектировать с соблюдением особых требований по профилям рис. 6.11-6.12 приложения 6, а в пределах застраиваемой территории по профилям рис. 6.13-6.16 приложения 6.


2.4.68. Строительная осадка основания автодорожной насыпи высотой до 2 м определяется по табл. 2.4.8 при летней отсыпке на проектную высоту; при зимней отсыпке насыпей на проектную высоту табличные данные могут быть снижены на 20%, величину обжатия мохорастительного покрова следует принимать равной 50% от первоначальной толщины, мохоторфяного слоя - 40% от расчетной глубины его оттаивания.


2.4.69. Отвод поверхностных и грунтовых надмерзлотных вод производится канавами. В равнинной и слабо пересеченной местности при I-II категории термопросадочности грунтов канавы можно располагать в 5-10 м от подошвы насыпи, а III - не менее 10 м; на грунтах IV и V категорий термопросадочности водоотводные и нагорные канавы устраивать не разрешается.


Требования к грунтам


2.4.70. По степени термопросадочности грунты основания земляного полотна автомобильных дорог разделяются на 5 категорий, табл. 6.9 приложения 6.


Льдистость грунта определяется отношением объема прослоек льда к объему мерзлого грунта с учетом включений льда в долях единицах.


2.4.71. Допустимую относительную влажность грунтов для сооружения земляного полотна при требуемом коэффициенте уплотнения следует определять по табл. 6.10 приложения 6. Оптимальную влажность следует принимать для супеси легкой - 0,7 от влажности на границе текучести, суглинка - 0,6, суглинка тяжелого и глины - 0,55.


2.4.72. Допускается использовать в нижнюю часть насыпи высокой степени переувлажненные супеси до 1,5 W, суглинки легкие до 1,45 W и суглинки тяжелые и глины до 1,5 W при условии сохранения их в промороженном состоянии на весь период эксплуатации дороги.


Влажность торфов, используемых в нижнюю часть насыпи и на откосы, должна быть не более 600%.


4. Дорожные одежды


2.4.73. Дорожные одежды следует проектировать, руководствуясь положениями СНиП 2.05.02-85 и СНиП II 2.05.07-85 с учетом требований настоящих норм.


Следует применять преимущественно дорожные одежды со следующими типами покрытий:


цементобетонные (монолитные и сборные);


армобетонные (монолитные);


железобетонные (монолитные и сборные);


асфальтобетонные;


из щебня, обработанного битумом или битумной эмульсией методом смешения в установке, методом пропитки с устройством поверхностной обработки;


из гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей, обработанных органическими или неорганическими вяжущими методом смешения в установке или на дороге с устройством поверхностной обработки;


щебеночные (гравийные), обработанные в верхней части пескоцементной смесью, белитовым шламом, высокоактивным либо активным гранулированным шлаком с поверхностной обработкой;


из гравийно-песчаных, щебеночно-песчаных смесей, малопрочных каменных материалов, отходов камнедробления, отходов горнорудных предприятий, металлургических шлаков, белитового шлама и т.п. материалов.


2.4.74. Армобетонные и цементобетонные покрытия (монолитные) надлежит применять на внутренних автомобильных дорогах общего пользования и подъездных промышленных предприятий I-В, II-В, II-К и I-Л категорий.


2.4.75. Сборным железобетонным покрытиям следует отдавать предпочтение на автомобильных дорогах всех категорий в районах с дефицитом каменных материалов, а также в сложных грунтово-гидрогеологических условиях, где трудно обеспечить стабильность земляного полотна. Сборные покрытия из предварительно напряженных железобетонных плит необходимо проектировать, когда предусматривают двухстадийное строительство дорожной одежды.


При этом на первой стадии предпочтение следует отдавать устройству переходных покрытий из материалов, обладающих способностью омоноличиваться и пропускать движение сразу же после их уплотнения (белитовый шлам и укрепленные им каменные материалы, а также высокоактивные и активные доменные шлаки).


Сборные покрытия из ненапряженных железобетонных плит надлежит применять только на участках с автомобильным движением небольшой интенсивности.


2.4.76. Переходные покрытия из белитового шлама должны иметь защитный слой толщиной 3-5 см из отходов камнедробления, дресвы и т.п. материалов.


На второй стадии переходные покрытия с учетом их эксплуатационного состояния могут быть использованы в качестве основания под сборные железобетонные или асфальтобетонные покрытия.


2.4.77. Основания дорожных одежд проектируют: цементобетонные (монолитные и сборные); асфальтобетонные (из высокопористого асфальтобетона); из щебеночных, гравийных, песчаных материалов (каменных материалов) и отходов промышленности, необработанных и обработанных неорганическими и органическими вяжущими материалами; из крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов, укрепленных неорганическими и органическими вяжущими материалами: щебеночные (гравийные), обработанные в верхней части пескоцементной смесью, белитовым шламом, высокоактивным либо активным гранулированным шлаком.


2.4.78. В необходимых случаях следует проектировать дополнительные слои оснований из песка, гравия, геотекстиля, отходов промышленности и др. материалов. В зависимости от конкретных условий дополнительный слой может быть тепло- или гидроизолирующим, морозозащитным, дренирующим, капилляропрерывающим или выравнивающим.


2.4.79. Для обеспечения контакта плит сборных покрытий с основанием из укрепленных материалов необходимо предусмотреть выравнивающий слой толщиной до 5 см из смеси песка с цементом (в соотношении 8:1 по массе) или из белитового шлама.


На основаниях из неукрепленных материалов допускается выравнивающий слой предусматривать из песка с укладкой поверх его геотекстиля.


На поверхность неукрепленного песчаного основания дорог III-В, IV-В, III-Л и IV-Л категорий разрешается укладывать полосы геотекстиля шириной не менее 75 см в местах расположения продольных и поперечных швов сборного покрытия.


На дорогах II-В, II-К, I-Л категории со сборным покрытием допускается предусматривать песчаное основание в обойме из геотекстиля. При этом толщина слоя песка, заключенного в обойму, должна быть не менее 30 см.


2.4.80. Толщину асфальтобетонного покрытия на основании из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, а также на сборном основании из железобетонных плит следует принимать не менее 10 см. При этом в местах расположения швов сборного основания необходимо предусматривать укладку геотекстиля или сетку из стекловолокна шириной 0,75-1 м.


2.4.81. При обработке верхней части слоя из щебня или гравия белитовым шламом ориентировочные расчетные значения модуля упругости следует принимать по табл. 2.4.1 в зависимости от глубины обрабатываемого слоя.


Таблица 2.4.1



Глубина обработанной части в долях от общей толщины слоя


Модуль упругости, МПа, обработанного верхней части слоя из



щебня



гравия


0,25



350-400


260


0,50



450-500


340



0,75



550-600


410


Большие значения модуля принимают при обработке щебня карбонатных пород 1-3 классов прочности, меньшие - щебня прочих пород 1-3 классов и карбонатных 4 класса прочности.


Материалы для покрытий и искусственных оснований


2.4.82. Материалы для устройства дорожных покрытий, оснований и дополнительных слоев оснований должны удовлетворять требованиям соответствующих ГОСТ, СНиП и технических условий, а также требованиям настоящих норм.


2.4.83. Для обеспечения требуемой морозостойкости дорожного бетона в условиях Севера следует принимать цементы высоких марок при обязательном использовании воздухововлекающих добавок (абиетат натрия, мылонафт, асидол-мылонафт и др.).


Для приготовления цементнобетонной смеси при устройстве монолитных покрытий и оснований применяют крупные, средние и мелкие пески с содержанием зерен размером менее 0,14 мм не более 10%. Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании использовать пески (в том числе и очень мелкие) с содержанием зерен размером менее 0,14 мм в количестве не более 20% массы песка. При этом в составе бетонной смеси необходимо применять комплексные (пластифицирующие и воздухововлекающие или газообразующие добавки поверхностно-активных веществ (ПАВ).


2.4.84. Для устройства однослойных и верхних слоев двухслойных асфальтобетонных покрытий в I-III подзонах предпочтение надлежит отдавать смесям с более плотным составом, содержащим меньше щебня.


На автомобильных дорогах II-в, III-в, IV-в, III-к, II-л, III-л категорий в этих подзонах целесообразно применять в качестве вяжущего битумные эмульсии.


2.4.85. В III и IV подзонах со значительной продолжительностью теплового периода на дорогах II-В, III-В, II-Л, III-Л категорий при стадийном строительстве допускается устраивать покрытия из холодных асфальтобетонных смесей, приготовленных по способу смешения на дороге с использованием битумов марок СГ 70/130, МГ 70/130; СГ 40/70 и МГ 40/70.


2.4.86. На покрытиях, устроенных по способу смешения на дороге и пропитки, следует предусматривать поверхностную обработку с использованием битумов марок БДН 130/200 и БНД 200/300 и прямых средне- и быстрораспадающихся катионных битумных эмульсий.


2.4.87. В составе асфальтобетонных смесей, применяемых для устройства покрытий, необходимо использовать ПАВ и активаторы в соответствии с ВСН 59-68.


2.4.88. Каменные материалы, крупнообломочные и песчаные грунты, укрепленные белитовым шламом, используемые для устройства оснований и покрытий, по показателям физико-механических свойств образцов после 90 суток нормального твердения должны отвечать требованиям СНиП 2.05.02-85. Морозостойкость белитового шлама и укрепленных им материалов не нормируется вследствие наличия у шлама способности к гидратации и набору прочности в течение нескольких лет; снижение прочности материала от морозного воздействия компенсируется нарастанием прочности в теплый период года.


2.5. Селитебная зона


2.5.1. В проектах планировки и застройки городов и поселков следует предусматривать:


рациональное взаиморазмещение селитебных, промышленных и транспортных территорий, обеспечение комфортных условий труда и проживания;


застройку микрорайонов градостроительными комплексами;


создание композиционно-завершенных по этапам строительства ансамблей жилой и общественной застройки (улицы, площади, набережные);


органическую связь архитектурно-планировочных решений районов застраиваемых 1-2 этажными домами с районами многоэтажной застройки.


2.5.2. Планировочную организацию селитебных территорий следует предусматривать с учетом величины населенных пунктов, условий формирования новой и сложившейся жилой застройки, этажности применяемых жилых зданий, размещения общественных центров, природных и других местных особенностей.


Селитебные территории (селитебные планировочные районы) следует членить, как правило, на жилые районы площадью не более 250 га и микрорайоны.


В малых городах, как правило, следует предусматривать микрорайоны и группы жилых домов, а в городах с населением до 20 тыс. чел. при компактном планировочном решении допускается единая планировочная организация селитебной территории.


Селитебные территории вахтовых поселков следует предусматривать в виде единого планировочного образования с выделением только участков жилой застройки и общественного центра.


2.5.3. Размеры жилых районов и микрорайонов следует устанавливать в зависимости от величины города, этажности жилых зданий и других местных условий; следует принимать численность населения, как правило:


- в жилых районах - 15-80 тыс. чел. при обеспечении доступности основных объектов обслуживания районного значения:


в подрайоне IД до 1200 м,


в подрайоне IГ до 1000 м;


- в микрорайонах от 3 до 20 тыс. чел. при обеспечении доступности учреждений повседневного обслуживания:


в подрайоне IД до 350 м,


в подрайоне IГ до 300 м;


- в жилых группах (жилых комплексах) - от 1,5 до 5 тыс. человек при обеспечении доступности учреждений и помещений приближенного обслуживания (помещения для самостоятельного труда и творчества, помещения для физкультуры, присмотра за детьми, бюро доставки услуг, стол заказов, самодеятельные прачечные и химчистки):


в подрайоне IД до 250 м,


в подрайоне IГ до 200 м.


2.5.4. Нормативы по жилищной обеспеченности следует принимать по табл. 2.5.1.


Таблица 2.5.1



Тип жилья


Капитальное



Мобильное (инвентарное)


квартирного типа



гостиничного типа, общежития



квартирного типа


гостиничного типа


общежития


Норма жилищной обеспеченности



х


18.0-20.0



12.0



15.0



9.0



6.0


Примечание. Норматив принимается исходя из номенклатуры жилых зданий, применяемых для застройки при условии посемейного расселения населения и санитарно-гигиенических требований.


2.5.5. Укрупненные размеры селитебной территории следует определять по таблице 2.5.2.


Таблица 2.5.2



Капитальные жилые здания с количеством этажей


Размеры селитебной территории, га на 1000 чел. подрайон IД



на первую очередь


на расчетный срок



2



6, 5-7


8,5-9,0


5



4, 5-5


5,0-6,0


9



4,0


5,0


Примечания: 1. Размеры селитебной территории для населенных мест, расположенных в подрайоне IГ допускается уменьшать не более чем на 20%.


2. Размеры селитебной территории для вахтовых поселков следует принимать из расчета:


в поселках до 300 чел. - 70-80 м/чел.,


в поселках свыше 300 чел. - 40-60 м/чел.


Общественные центры


2.5.6. При определении территории общественного центра жилого района размеры участков отдельных функциональных зон следует принимать по табл. 2.5.3.


Примечание: При застройке жилыми зданиями высотой более 5 этажей следует предусматривать кооперацию и совмещение функций учреждений и предприятий обслуживания микрорайонов и жилых районов при выполнении требований пешеходной доступности.


Таблица 2.5.3



Земельные участки



Удельные размеры земельных участков функциональных зон, м на 1 чел., подрайон IГ



Учреждений и предприятий обслуживания



0,5


Зеленые насаждения общего пользования



2,0


Спортивных сооружений



0,9


Площадок для стоянки автомобилей



0,1

Закрыть

Строительный каталог