СНиП III-44-77 (с изм. 1981), часть 2

3.9. При проходке стволов обычным способом следует использовать надшахтный комплекс оборудования (подъемную машину, бункерную эстакаду и др.), предназначенный для проходки тоннелей.

3.10. Грунты в забое ствола следует разрабатывать пневматическим инструментом (пневмолопатами или отбойными молотками) при коэффициенте крепости грунтов до 1,5, а грунты с коэффициентом крепости свыше 1,5 — буровзрывным способом. Уборку грунта следует производить грейферными погрузчиками.

3.11. Глубина заходки при сборной обделке стволов не должна превышать ширины кольца обделки более чем на 10 — 15 см.

3.12. Временную крепь при проходке стволов с монолитной обделкой следует выполнять: в неустойчивых нескальных грунтах из металлических колец, устанавливаемых на расстоянии не более 1 м друг от друга с затяжкой боковой поверхности досками; в скальных выветрелых грунтах — анкерной в сочетании с металлической сеткой, а в слабовыветрелых скальных грунтах — анкерной или набрызг-бетонной.

3.13. Все элементы деревянной временной крепи ствола должны удаляться по мере возведения обделки.

Случаи оставления деревянной крепи за обделкой должны обосновываться проектом производства работ.

3.14. При производстве буровзрывных работ и возведении обделок стволов кроме правил настоящей главы следует также соблюдать правила, установленные главой СНиП по подземным горным выработкам.

3.15. При сооружении стволов с монолитной бетонной обделкой, при отсутствии наземных зданий и сооружений в зоне возможных деформаций грунтов проходка может производиться участками расчетной длины, закрепляемыми временной крепью.

Длина участков устанавливается проектом производства работ с учетом геологических условий и способа проходки.

3.16. Производство работ по искусственному понижению уровня грунтовых вод, замораживанию и тампонажу грунтов должно осуществляться по совмещенному графику производства всех работ по проходке ствола.

3.17. Выключение системы замораживания следует производить после проходки и возведения обделки на участке замороженного грунта, а выключение системы водопонижения — после устройства гидроизоляции на участке водопонижения.

3.18. Откачка воды из водопонизительных скважин должна производиться непрерывно. Перерывы в работах по сооружению ствола, связанные с действием водопонизительных установок, не допускаются.

3.19. При сооружении стволов с опускной крепью (без тиксотропной рубашки) и обычным способом в водоносных грунтах водоотлив следует производить из опережающего забоя (зумпфа).

3.20. Проверка положения опускной крепи в плане и по высоте должна производиться после каждой посадки крепи, но не реже чем через каждый метр по мере ее опускания.

3.21 . После пересечения неустойчивых грунтов нож опускной крепи должен быть погружен в водоупор по всему периметру на глубину не менее 1 м.

3.22. По окончании проходки участка ствола с опускной крепью надлежит проверить наличие пустот на границе контакта водонасыщенных грунтов с нижележащими устойчивыми грунтами.

При обнаружении пустот они должны быть заполнены путем нагнетания цементно-песчаного раствора. В водоносных песках (плывунах) нагнетание раствора за обделку не производится.

При последующей проходке ствола на участках нижележащих устойчивых грунтов после монтажа первых пяти колец следует производить тампонаж цементно-песчаного раствора за каждое кольцо, а разработку забоя вести на глубину, достаточную для установки не более одного тюбинга. Порядок нагнетания за обделку ниже этой зоны устанавливается проектом производства работ.

3.23. Тампонаж закрепного пространства, заполненного тиксотропным раствором, может осуществляться путем замены глинистого раствора цементно-песчаным или путем оставления глинистого раствора за крепью с целью гидроизоляции обделки, что устанавливается проектом.

3.24. Монтаж сборной обделки должен производиться с использованием уплотняющих материалов и последующим нагнетанием цементно-песчаного раствора за обделку.

Наращивание колец обделки при проходке ствола способом опускной крепи в тиксотропной рубашке следует производить выше уровня глинистого раствора.

3.25. Нагнетание раствора за обделку стволов, сооружаемых в искусственно замороженных грунтах, следует производить согласно требованиям п. 5.32 настоящей главы.

3.26. Чеканка швов должна выполняться при обычном способе сооружения ствола вслед за сборкой колец обделки, а при способе опускной крепи — после окончания проходки ствола.

3.27. Армирование ствола (установка расстрелов, направляющих для клетьевого подъема, трубопроводов, кабелей, лестниц и др.) следует производить в процессе проходки ствола.

На участке проходки с опускной крепью армирование ствола, а также монтаж надшахтного тюбингового копра надлежит выполнять только после окончания проходки участка ствола, сооружаемого способом опускной крепи.

3.28. Для проветривания забоя ствола, сооружаемого обычным способом, должны использоваться вентиляционные трубопроводы, устанавливаемые при армировании ствола.

3.29. Стволы, не предназначенные для использования при строительстве тоннелей, могут сооружаться после проходки тоннелей. При этом допускается производить спуск грунта и воды из забоя ствола в подземные выработки через предварительно пробуренные скважины или фурнели.

4. ПРОХОДКА ТОННЕЛЕЙ

ТОННЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ, АВТОДОРОЖНЫЕ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ

4.1. Сооружение железнодорожных, автодорожных и гидротехнических тоннелей в зависимости от их длины, сроков строительства, инженерно-геологических условий и рельефа местности следует производить с одного или двух портальных, а также из промежуточных забоев.

Общее число забоев, а также типы и расположение подходных выработок для вскрытия промежуточных забоев должны устанавливаться проектом.

4.2. Проходку тоннелей в зависимости от размеров и формы поперечного сечения, а также инженерно-геологических условий надлежит выполнять способами: сплошного забоя, уступным и щитовым. Проходка способами опертого свода, опорного ядра и раскрытия на полный профиль по частям допускается при сооружении коротких тоннелей (длиной до 300 м) или ограниченных участков тоннелей..

Способы проходки тоннелей и средства механизации определяются проектом на основе результатов технико-экономического сравнения вариантов.

Порядок разработки тоннельного забоя должен устанавливаться проектом производства работ.

4.3. До начала основных работ по сооружению тоннелей протяженностью более 300 м, а также при невозможности бурения разведочных скважин следует производить проходку передовой штольни в пределах поперечного сечения тоннеля на всю длину тоннеля для обеспечения: осушения выработки и отвода самотеком грунтовых вод при проходке; улучшения вентиляции выработок; организации транспортной связи между портальными площадками; проведения дополнительной инженерно-геологической разведки.

4.4. Способ сплошного забоя следует применять для проходки тоннелей высотой до 10 м с монолитной обделкой в скальных грунтах с коэффициентом крепости не менее 4; при этом временное крепление выработки при проходке в скальных монолитных (невыветрелых) грунтах с коэффициентом крепости от 12 и выше не производится, а при проходке в скальных трещиноватых (выветрелых и сильновыветрелых) грунтах применение временной крепи обязательно.

4.5. Уступный способ следует применять для проходки тоннелей высотой более 10 м, сооружаемых в скальных грунтах с коэффициентом крепости не менее 4 и для проходки тоннелей высотой менее 10 м в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 2 до 4. Проходку тоннелей следует осуществлять преимущественно с нижним уступом.

4.6. Разработка верхней части сечения тоннеля при уступном способе должна производиться способом сплошного забоя в соответствии с п. 4.4 настоящей главы.

4.7. Разработка нижней части сечения тоннеля (нижнего уступа) при уступном способе должна производиться согласно требованиям пп. 4.12, 4.13 и 4.14 настоящей главы.

Нижняя часть сечения тоннеля при высоте ее более 10 м должна разрабатываться методом ступенчатого забоя или по ярусам, высота которых в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 12 и выше не должна превышать 10 м, а в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 4 до 12 — 5м.

В тоннелях, сооружаемых в скальных невыветрелых грунтах с коэффициентом крепости от 12 и выше, разработку нижнего уступа допускается производить без оставления боковых штросс, при этом должна быть обеспечена устойчивость забетонированной части тоннеля и при необходимости защита грунта от возможного выветривания.

4.8. Щитовой способ следует применять для проходки тоннелей в неустойчивых нескальных грунтах, а также в скальных выветрелых и сильновыветрелых грунтах с коэффициентом крепости до 4, проявляющих горное давление.

4.9. Способ опертого свода допускается применять при сооружении тоннелей или их участков длиной до 300 м в нескальных грунтах типа твердых глин и суглинков, сцементированных крупнообломочных, отвердевших лессов и других грунтах, а также в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 1до 4, способных воспринять давление от пят свода обделки с учетом всех нагрузок, действующих на свод.

Способ опертого свода следует применять также при неоднородном сложении грунтов по сечению тоннеля, когда ниже пят свода расположены необводненные прочные грунты с коэффициентом крепости от 1 и выше, а в сводовой части — менее прочные грунты.

4.10. При сооружении тоннелей в необводненных грунтах способ опертого свода должен применяться преимущественно по одноштольневой схеме.

Тоннели в водоносных грунтах следует сооружать по двухштольневой схеме.

Нижняя и верхняя штольни должны соединяться между собой грунтоспусками (фурнелями), а также наклонными сбойками (бремсбергами).

Расстояние между грунтоспусками и наклонными сбойками устанавливается проектом в зависимости от принятых погрузочных и транспортных средств и не должно превышать 12 м между грунтоспусками и 30 м между наклонными сбойками.

4.11. При проходке тоннелей способом опертого свода раскрытие калотт надлежит вести отдельными участками (кольцами), длина которых устанавливается в зависимости от инженерно-геологических условий и не должна превышать 6,5 м.

Раскрытие калотты по длине тоннеля следует производить с интервалами в 1 — 3 кольца в зависимости от инженерно-геологических условий.

В кольцах, смежных с забетонированным сводом, раскрытие калотты допускается при достижении бетоном 60% проектной прочности.

4.12. При проходке тоннелей способом опертого свода среднюю штроссу следует разрабатывать после достижения бетоном свода проектной прочности для обделок, воспринимающих полную расчетную нагрузку и 75% проектной прочности для обделок тоннелей, сооружаемых в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 4 и выше.

При разработке средней штроссы следует оставлять у пят свода бермы. Ширина берм устанавливается проектом в зависимости от давления на грунт под пятами свода.

4.13. Разработку боковых штросс при проходке тоннелей способом опертого свода следует производить в шахматном порядке или одновременно с обеих сторон тоннеля, при этом вертикальные рабочие швы колец свода и участков стен не должны совпадать. Порядок разработки боковых штросс и длина участков разработки устанавливаются проектом производства работ в зависимости от устойчивости грунтов.

При разработке боковых штросс в неустойчивых нескальных, а также в трещиноватых скальных грунтах с коэффициентом крепости от 4 и ниже поверхности выработки должны быть закреплены временной крепью.

4.14. При разработке грунта для устройства обратного свода должны приниматься необходимые меры к обеспечению устойчивости стен тоннеля (постановка распорок, ограничение протяженности участков разработки и др.).

4.15. Способ опорного ядра следует применять при сооружении тоннелей или их участков длиной до 300 м в неводоносных грунтах: глинах, суглинках, супесях, лессовых, песчаных, моренных, крупнообломочных и др., не способных воспринимать давление от свода обделки.

4.16. При сооружении тоннелей сечением более 40 м2 способом опорного ядра допускается предварительная проходка по оси тоннеля нижней транспортной штольни.

4.17. Боковые штольни для возведения стен при проходке тоннеля способом опорного ядра следует разрабатывать на всю длину сооружаемого участка тоннеля.

При возведении стен несколькими ярусами проходка очередного верхнего яруса допускается только после окончания бетонирования нижележащей стены и достижения бетоном 25% проектной прочности. После бетонирования стен пазухи между стеной и крепью нижней штольни должны быть заполнены грунтом с уплотнением.

4.18. Длина разрабатываемого кольца калотты при проходке тоннеля способом опорного ядра не должна превышать 4 м. Раскрытие калотты должно осуществляться с интервалами по длине тоннеля не менее чем в 2 кольца, а в неустойчивых грунтах — не менее чем в 3 кольца.

4.19. Способ раскрытия на полный профиль по частям с креплением прогонами и торцевыми фермами следует применять при сооружении первых колец сборной обделки камер для монтажа щита или тюбингоукладчика, предназначенных для дальнейшего сооружения тоннеля, а также при сооружении других камер и участков тоннелей небольшой протяженности, сооружаемых в неводоносных глинах, суглинках и супесях и др. при наличии бокового давления, когда нельзя применить способ опертого свода. Разработка грунта должна осуществляться участками на длину не более длины кольца обделки.

4.20. Наклонные гидротехнические тоннели следует сооружать способом сплошного забоя или уступным способом в соответствии с требованиями пп. 4.4 и 4.5 настоящей главы.

При сооружении тоннелей в устойчивых стальных грунтах и при наличии нижних выработок, примыкающих к наклонному тоннелю, допускается проходка передовой штольни или бурение наклонной скважины для спуска грунта и воды.

В неустойчивых водонасыщенных нескальных грунтах при притоке воды в забое более 50 м3 /ч проходку наклонных тоннелей следует производить, применяя специальные способы закрепления грунтов.

В скальных трещиноватых грунтах с коэффициентом крепости от 4 и выше при притоке воды в забое более 60 м3 /ч проходку наклонных тоннелей следует производить, применяя специальные способы закрепления грунтов. Допускается проходить передовую штольню для отвода воды при проходке, не применяя специальные способы.

4.21. Разработку грунта в забое в зависимости от ин женерно-геологических условий, размеров поперечного сечения и принятого способа проходки следует производить:

при щитовой проходке тоннелей круглого сечения с использованием обычных щитов в качестве временной крепи тоннельной выработки — буровзрывным способом, отбойными молотками или пневматическими лопатами в зависимости от крепости грунтов с уборкой грунта ковшовыми породопогрузочными машинами на гусеничном или колесном ходу;

при щитовой проходке тоннелей круглого сечения диаметром до 6 м в нескальных грунтах — механизированным способом с применением механизированных щитов, обеспечивающих комплексную механизацию проходческих работ;

при проходке сплошным забоем — буровзрывным способом с использованием оснащенных бурильными машинами буровых рам и уборкой грунта породопогрузочными машинами или с использованием самоходных бурильных установок и уборкой грунта экскаваторами или породопогрузочными машинами;

при проходке уступным способом — верхнего уступа буровзрывным способом с использованием самоходных бурильных установок или горнопроходческими комбайнами, а нижнего уступа буровзрывным способом с использованием самоходных бурильных установок и уборкой грунта экскаваторами или породопогрузочными машинами;

при проходке тоннеля по частям (способами опертого свода и опорного ядра) — в калотте и боковых штроссах — отбойными молотками и пневматическими лопатами; в ядре — тоннельными экскаваторами или буровзрывным способом с уборкой грунта малогабаритными породопогрузочными машинами.

Выбор средств механизации следует производить из условий обеспечения поточного процесса при наименьших трудовых затратах и сроках продолжительности строительства.

4.22. Разработка грунта в забое буровзрывным способом должна производиться в соответствии с правилами производства и приемки работ, установленными главой СНиП по земляным сооружениям и главой СНиП по подземным горным выработкам, а также в соответствии с требованиями настоящего раздела.

4.23. При производстве буровзрывных работ должны обеспечиваться темпы проходки, предусмотренные циклограммой, и максимальное приближение профиля выработки к проектному очертанию при оптимальном расходе взрывчатых веществ.

4.24. Разработку грунта в тоннельной выработке буровзрывным способом следует осуществлять, применяя, как правило, метод контурного (гладкого) взрывания.

Для получения проектного очертания тоннелей, оставляемых без обделки или с обделкой из набрызг-бетона, применение метода контурного взрывания обязательно.

4.25. Давление сжатого воздуха в забое для работы пневматического инструмента должно быть не менее 6 кгс/см2 .

Более низкое давление (но не менее 5 кгс/см2 ) допускается при отрицательных температурах или высокой влажности воздуха.

4.26. Буровые работы при проходке тоннелей должны производиться с применением передвижных подмостей, буровых проходческих агрегатов и самоходных бурильных установок, оснащенных оборудованием для оборки забоя, подъема и установки элементов временной крепи и анкеров, а также заряжания шпуров. При параллельном выполнении операций проходческого цикла на смежных участках буровые приспособления не должны препятствовать работе погрузочного и транспортного оборудования.

Бурение шпуров при проходке выработок малого сечения следует выполнять бурильными молотками, применяя пневматические поддержки.

4.27. Переборы грунта против проектного поперечного профиля тоннеля в случаях разработки выработок буровзрывным способом без применения метода контурного взрывания не должны превышать величин, указанных в табл. 4.

Таблица 4


Выработки

Величина перебора, мм, при грунтах с коэффициентом крепости


от 1 до 4

от 4 до 12

от 12 до 20

Тоннели

100

150

200

Стволы и штольни

75

75

100

4.28. В нескальных грунтах величина переборов грунта против проектного профиля при разработке выработок механическим способом не должна превышать 50 мм.

В подошве тоннельной выработки без обратного свода и при разработке лотка под обратный свод в нескальных грунтах переборы грунта не допускаются.

Все переборы и вывалы грунта независимо от их величины следует фиксировать в маркшейдерской документации.

4.29. Способ заполнения пустот, образовавшихся от переборов грунта против проектного очертания поперечного профиля тоннеля, должен устанавливаться проектом производства работ.

4.30. Временное крепление выработок при проходке сплошным забоем или уступным способом в скальных грунтах трещиноватых прочных и средней прочности надлежит выполнять с применением анкерной или набрызг-бетонной крепей или в их сочетаниях, определяемых проектом.

Использование арочной крепи в качестве временного крепления допускается в исключительных случаях, при надлежащем технико-экономическом обосновании. В этих случаях арочную крепь следует устраивать согласно требованиям п. 4.36.

4.31. Набрызг-бетон следует применять в качестве временной крепи при проходке в скальных трещиноватых грунтах, не проявляющих горного давления.

4.32. При проходке выработок в скальных трещиноватых и выветрелых грунтах, проявляющих горное давление, следует применять набрызг-бетон, армированный металлической сеткой в сочетании с анкерной крепью.

При применении набрызг-бетона кроме правил настоящей главы следует руководствоваться правилами производства и приемки работ, установленными главой СНиП по бетонным и железобетонным конструкциям монолитным.

Число слоев набрызг-бетона устанавливается проектом производства работ в зависимости от инженерно-геологических условий и установленной проектом толщины набрызг-бетона.

4.33. Анкерная крепь должна применяться для временного крепления выработок на период производства работ до возведения постоянной обделки в скальных трещиноватых грунтах с коэффициентом крепости от 4 и выше. Анкеры при этом могут применяться железобетонные, полимербетонные или металлические. Применение анкерной крепи в более слабых грунтах должно быть обосновано натурными исследованиями.

При устройстве в вечномерзлых грунтах анкерной крепи с железобетонными анкерами должны применяться растворы, в которые введены добавки, ускоряющие схватывание, или производиться электроподогрев для обеспечения твердения растворов.

4.34. Конструкция анкеров, их число и длина определяются проектом в зависимости от крепости и состояния грунта.

На анкерную крепь составляется паспорт с учетом инженерно-геологических особенностей каждого участка по длине тоннеля.

Паспорт анкерного крепления должен содержать следующие основные данные: типы анкеров и их длину, расположение по контуру выработки, расстояние между ними.

В процессе проходки тоннеля паспортные данные должны проверяться путем установки опытных анкеров в конкретных производственных условиях и при необходимости корректироваться.

4.35. Допускаемые отклонения фактического положения анкерной крепи от проектного не должны превышать следующих величин:

расстояние между анкерами — ± 10%;

диаметр шпура — 5 мм;

угол наклона шпура — 10° .

4.36. Арочную и анкерно-арочную крепь допускается применять в трещиноватых скальных грунтах с коэффициентом крепости до 8, а также в зонах с тектоническими нарушениями.

Расстояние между арками следует принимать по расчету, но не более 1,5 м. Арки следует раскреплять между собой и в грунт с одновременной затяжкой кровли и боковой поверхности выработки досками.

4.37. Поверхность выработки между арками в устойчивых скальных грунтах с коэффициентом крепости от 2 и выше вместо затяжки досками допускается закреплять набрызг-бетоном.

4.38. Величина разрыва между обделкой и забоем, а также допускаемая величина отставания временной крепи от забоя устанавливаются проектом организации строительства и уточняются проектом производства работ.

4.39. Изменение типа крепи, вызываемое изменением фактических инженерно-геологических условий, не учтенных в проекте, должно согласовываться с заказчиком.

4.40. Крепление штолен в нескальных грунтах должно выполняться с применением полных дверных окладов или замкнутой арочной крепи.

Тип временной крепи штолен в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 1,5 и выше устанавливается проектом производства работ в зависимости от состояния и характера напластований грунтов и других инженерно-геологических условий.

4.41. Все элементы деревянной временной крепи тоннеля должны удаляться по мере укладки бетонной смеси в обделку.

Оставлять элементы деревянной крепи за обделкой допускается в случае их защемления или возможности вывалов грунта в забой.

В напорных гидротехнических тоннелях в случаях невозможности извлечения деревянной затяжки следует предусматривать усиление конструкций обделки тоннеля. Перед возведением постоянной обделки напорных гидротехнических тоннелей забутовку следует удалять.

4.42. Запас на осадку временных крепей при проходке верхней штольни и калотты определяется проектом производства работ в зависимости от инженерно-геологических условий. Установленная временная крепь должна обеспечивать условия для последующего возведения обделки тоннеля в пределах проектных габаритов конструкций.

4.43 . При проходке тоннелей в вечномерзлых грунтах следует вести ежедневный контроль за температурным режимом в выработке и устойчивостью окружающих грунтов.

4.44. Температурный режим в выработках при строительстве тоннелей в вечномерзлых грунтах и меры по его поддержанию должны устанавливаться проектом производства работ в зависимости от мерзлотно-геологических условий.

4.45. Проходка тоннеля в вечномерзлых грунтах должна производиться с установкой временной крепи, тип которой определяется проектом.

Проходка без временной крепи допускается в виде исключения в грунтах, устойчивость которых не снижается при их оттаивании.

4.46. Разработку грунта при устройстве притоннельных камер и ниш следует производить вслед за возведением обделки тоннеля. Эти работы должны быть максимально механизированы и их ведение не должно препятствовать производству работ по сооружению тоннеля.

4.47. Устройство заобделочного дренажа на участках тоннеля, сооружаемого в обводненных грунтах, следует осуществлять после возведения на этих участках тоннельной обделки.

ТОННЕЛИ МЕТРОПОЛИТЕНА

Закрытый способ работ

4.48. Перегонные тоннели метрополитена следует сооружать через вентиляционные или рабочие стволы.

Станции должны сооружаться через рабочие стволы. Допускается также дополнительно использовать наклонные (эскалаторные) тоннели.

4.49. Проходку тоннелей метрополитена мелкого заложения при сборной и монолитно-прессованной бетонной обделке следует производить щитовым способом с применением механизированных или обычных щитов с рассекающими площадками, а также способом продавливания сборной обделки.

Проходку тоннелей метрополитена глубокого заложения при сборной обделке следует производить щитовым способом с применением механизированных или обычных щитов и способом сплошного забоя без применения щитов. Проходку тоннелей метрополитена глубокого заложения с монолитной бетонной или железобетонной обделкой следует производить в соответствии с требованиями пп. 4.4 — 4.19 настоящей главы.

Способы проходки тоннелей метрополитена устанавливаются проектом согласно требованиям настоящего раздела и в зависимости от инженерно-геологических условий, размеров и форм поперечного сечения, глубины заложения и длины тоннеля, а также характера застройки поверхности.

4.50. Проходку небольших участков тоннелей метрополитена для камер со сборной обделкой следует производить способом раскрытия на полный профиль по частям.

4.51. Проходку тоннелей метрополитенов щитовым способом следует производить в неустойчивых нескальных грунтах, а также в сильнотрещиноватых (выветрелых и рухляках) скальных грунтах, проявляющих горное давление и требующих временного крепления кровли и лба забоя.

Проходка перегонных тоннелей метрополитенов должна производиться преимущественно механизированными щитами непрерывным забоем на протяжении не менее длины участка между станциями.

Применение обычных щитов допускается в случаях проходки в неустойчивых грунтах, требующих крепления кровли и лба забоя; при этом для крепления лба забоя должна применяться временная инвентарная крепь, а нож щита должен вдавливаться в грунт.

4.52. При проходке перегонных тоннелей мелкого заложения в необводненных или осушенных песчаных грунтах следует применять щит с рассекающими площадками, исключающими временное крепление лба забоя. Число рассекающих площадок должно обеспечивать устойчивость откоса грунта на площадках.

4.53. Способ сплошного забоя без применения щита с монтажом сборной обделки у забоя следует применять для проходки тоннелей в устойчивых скальных грунтах с коэффициентом крепости 1,5 и выше, допускающих разработку выработки на полное сечение и при наличии в кровле также устойчивых грунтов, обеспечивающих безопасное ведение работ с применением инвентарной крепи кровли и лба забоя.

4.54. До проходки тоннеля метрополитена с заданной проектом скоростью следует выполнить следующие работы: сооружение монтажной камеры; монтаж щита и блокоукладчика; сооружение участка тоннеля для технологического отхода (монтаж проходческого комплекса за щитом или блокоукладчиком и его опробование на участке проходки протяженностью 10 м).

4.55. При сооружении параллельных перегонных, а также путевых станционных тоннелей проходку их в неустойчивых грунтах следует производить с опережением сооружения одного из параллельных тоннелей, а в устойчивых — одновременно.

4.56. Проходка тоннелей метрополитена должна осуществляться преимущественно глухим забоем с заходкой, длиной, равной ширине одного кольца тоннельной обделки.

В скальных устойчивых и однородных грунтах с коэффициентом крепости от 6 и выше допускается увеличивать длину заходки до двух колец.

При проходке тоннеля щитовым способом в особо сложных инженерно-геологических условиях (плывунных, водонасыщенных неустойчивых грунтах) допускается уменьшать величину передвижки щита до пределов, обеспечивающих безопасное ведение работ (исключение деформации обделки, прорыва или вывалов грунта в забое и др.).

4.57. При сооружении тоннелей метрополитенов с применением обычных щитов и при проходке без щитов разработку нескальных грунтов следует производить с помощью механизированного инструмента, а скальных грунтов — буровзрывным способом с погрузкой грунта породопогрузочными машинами на рельсовом ходу.

4.58. Отклонение проходческого щита в плане и профиле от проектного положения тоннеля должно быть в пределах, позволяющих возводить тоннельную обделку по размерам, соответствующим проектным, с учетом допусков, установленных настоящей главой.

4.59. При проходке перегонных тоннелей метрополитенов в осушенных песчаных, супесчаных и суглинистых грунтах под железнодорожными путями и автомобильными дорогами, а также под другими инженерными сооружениями в целях уменьшения возможной деформации поверхности следует применять метод продавливания обделки.

4.60. Проходка тоннелей методом продавливания обделки должна осуществляться с помощью специальной щитовой крепи, смонтированной перед кольцами обделки тоннелей, продавливаемой в грунт домкратной установкой.

Установку следует монтировать в котловане, отрытом в начале тоннеля.

4.61. Величина суммарного усилия домкратов для продавливания обделки в грунт должна устанавливаться проектом в зависимости от протяженности участка продавливания, глубины заложения тоннеля, несущей способности обделки в осевом направлении и физико-механических свойств грунта.

4.62. Проходка тоннелей с применением специальных способов (замораживания, водопонижения, сжатого воздуха и т.п.) в водонасыщенных неустойчивых грунтах должна осуществляться по проекту производства работ, составленному для каждого участка проходки.

4.63. Проходку тоннелей метрополитенов под сжатым воздухом допускается применять в плывунных и водонасыщенных нескальных грунтах с коэффициентом фильтрации (менее 0,5 м/сут), при котором применение водопонижения неэффективно. Проходка под сжатым воздухом может применяться при гидростатическом напоре грунтовых вод не более 3,9 ати. Проходку надлежит производить без перерывов в работе в течение суток и без выходных дней.

При проходке тоннелей под сжатым воздухом следует соблюдать Правила безопасности при производстве работ под сжатым воздухом (кессонные работы), утвержденные ВЦСПС.

4.64. Давление сжатого воздуха в рабочей зоне на уровне подошвы выработки должно быть равным гидростатическому, а при отсутствии притока воды в лоток тоннельного забоя давление может быть понижено до величины гидростатического давления на уровне 1/3 диаметра от подошвы выработки.

Закрыть

Строительный каталог