СНиП III-44-77 (с изм. 1981), часть 4

В напорных ставах труб должны быть установлены задвижки и обратные клапаны.

6.16. Каждая насосная установка главного водоотлива должна быть оборудована контрольно-измерительной аппаратурой.

6.17. Пол насосной камеры главного водоотлива должен быть выше уровня откаточных путей на 0,5 м.

6.18. Емкость водосборника насосной камеры главного водоотлива должна быть не менее 150 м3 при притоке воды до 300 м3 /ч, а при притоке воды свыше 300 м3 /ч должна устанавливаться проектом.

6.19. Водоотлив при проходке ствола с притоком воды в забой более 5 м3 /ч должен осуществляться насосами. Удаление воды из ствола при притоке до 5 м3 /ч следует производить с помощью бадьевого подъема, используемого при проходке ствола.

6.20. Насосные установки промежуточного водоотлива следует размещать в тоннеле или в специально устраиваемых камерах. Камеры устраивают в выработках, предусмотренных для нужд эксплуатации. Емкость и конструкцию водоприемника надлежит определять проектом производства работ.

6.21. В насосных установках промежуточного водоотлива должно быть не менее двух насосов: один рабочий, другой резервный. Работа всех насосных установок должна осуществляться в автоматическом режиме.

Электроснабжение и освещение

6.22. При устройстве линий электроснабжения строительства и монтаже электротехнических устройств должны соблюдаться правила производства и приемки работ, установленные главой СНиП по электротехническим устройствам.

6.23. Освещение строительных площадок, мест работ на открытых пространствах следует выполнять в соответствии с указаниями Госстроя СССР по проектированию электрического освещения строительных площадок. Освещение временных производственных и бытовых зданий следует выполнять в соответствии с Инструкцией по проектированию силового и осветительного электрооборудования промышленных предприятий, утвержденной Госстроем СССР, и указаниями Госстроя СССР по проектированию бытовых зданий и помещений строительно-монтажных организаций. Освещение подземных выработок следует выполнять согласно правилам безопасного ведения работ, указанным в п. 1.3 настоящей главы.

6.24. При выполнении заземления электроустановок строительства следует выполнять требования Инструкции по устройству сетей заземления и зануления в электроустановках, утвержденной Госстроем СССР.

6.25. Молниезащиту временных зданий и сооружений следует выполнять в соответствии с указаниями Госстроя СССР по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, установленными для сооружений III категории, за исключением аммиачных замораживающих установок, молниезащиту которых следует выполнять по требованиям для сооружений II категории.

Вентиляция

6.26. Искусственную вентиляцию подземных выработок следует применять на всех стадиях тоннельных и строительно-монтажных работ, а также в период временного перерыва в процессе проходческих работ. При проектировании искусственной вентиляции должна учитываться естественная тяга.

Система вентиляции должна обеспечивать реверсирование воздушной струи.

Объем воздуха, проходящего по выработкам в реверсивном режиме проветривания, должен составлять не менее 60% объема воздуха, проходящего по ним в нормальном режиме.

Схемы вентиляции для всех стадий сооружения тоннеля определяются проектом. В случае поступления в выработку вредных газов, не обнаруженных в процессе изысканий, изменение схем вентиляции производится проектной организацией.

6.27. Содержание вредных и ядовитых газов и пыли в воздухе подземных выработок (в местах, где находятся или могут находиться люди) не должно превышать предельно допустимых величин для рабочей зоны, установленных соответствующими правилами и нормами безопасного ведения работ, указанных в п. 1.3 настоящей главы.

6.28. В камерах и помещениях, законченных строительством и сданных под монтаж оборудования, температурно-влажностный режим на весь период монтажа до сдачи оборудования в эксплуатацию должен отвечать требованиям, предусмотренным проектом на период эксплуатации тоннеля.

6.29. Вентиляция подземных сооружений метрополитенов в период производства строительно-монтажных работ в тоннелях преимущественно должна осуществляться с использованием вентиляционных установок, предназначенных для постоянной эксплуатации.

6.30. Вентиляторные агрегаты, воздуховоды и другие элементы временных вентиляционных систем следует принимать с учетом их использования в течение всего периода строительства.

6.31. Порталы выработок в зимнее время должны оборудоваться устройствами (воздушно-тепловыми завесами, шлюзами, воротами и др.), препятствующими проникновению холодного воздуха в тоннель и снижению температуры в забое. Тип и конструкции этих устройств устанавливаются проектом.

6.32. Вентиляция тоннельных выработок в вечномерзлых грунтах должна осуществляться по режиму, установленному проектом в зависимости от температуры поступающего в выработки воздуха, не допуская оттаивания грунта.

6.33. Загрязненный воздух следует удалять непосредственно на поверхность либо в исходящую струю главного вентилятора.

6.34. При расчете выброса воздуха из вентиляционных систем в атмосферу должны соблюдаться предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов, установленные Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, утвержденными Госстроем СССР.

6.35. Главная вентиляционная установка на поверхности должна располагаться на расстоянии не менее 15 м от воздухоподающего ствола шахты.

Главная вентиляционная установка должна оборудоваться глушителями шума, если уровень шума от вентиляторов превышает величины, установленные Санитарными нормами по проектированию промышленных предприятий, утвержденными Госстроем СССР.

7. ОХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

7.1. При производстве тоннельных работ должны выполняться предусматриваемые проектом мероприятия по обеспечению сохранности зданий и сооружений, находящихся в зоне возможных деформаций поверхности под влиянием проходческих работ, производства водопонижения, замораживания, забивки свай, шпунтовых ограждений, буровых скважин и др.

7.2. Выполнение работ по обеспечению сохранности наземных и подземных сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, не подлежащих сносу или перекладке, должно быть предусмотрено в общем графике подготовительных и основных работ, разрабатываемом в составе проекта производства работ.

7.3. До начала работ по сооружению тоннелей здания и сооружения, находящиеся в зоне возможной деформации поверхности, должны обследоваться представителями генподрядчика с участием представителей проектной организации, заказчика и заинтересованных организаций для проведения в процессе указанных работ систематических наблюдений за состоянием этих зданий и сооружений и принятия мер к обеспечению их сохранности. По результатам обследования составляется акт.

7.4. Работы по сооружению тоннелей в сложных геологических и гидрогеологических условиях с подходом забоев к существующим наземным и подземным сооружениям и коммуникациям, не подлежащим сносу, а также в случае проходки тоннелей под указанными сооружениями следует производить только после уточнения натурных геологических условий. В необходимых случаях надлежит производить разведочное бурение из забоя с опережением его на длину не менее 5 м. По уточненным данным, при необходимости следует принимать меры к предотвращению опасных осадок этих сооружений и коммуникаций.

7.5. Все вспомогательные подземные выработки, использовавшиеся при сооружении метрополитенов, следует тщательно забучивать.

Решения по ликвидации или оставлению вспомогательных выработок, использовавшихся при строительстве автодорожных и железнодорожных тоннелей, предусматриваются проектом.

7.6. Работы по проходке тоннеля должны быть остановлены в случае увеличения осадок и появления опасных деформаций наземных зданий и сооружений, действующих линий метрополитена или подземных коммуникации, находящихся в зоне влияния тоннельных работ. Строительная организация немедленно должна принять меры к укреплению зданий и сооружений, обеспечивающие их нормальную эксплуатацию.

Пройденные выработки должны быть при необходимости закреплены дополнительно.

За деформациями зданий и сооружений должен быть установлен ежедневный маркшейдерский контроль.

Примечание . Возобновление тоннельных работ допускается только по разрешению заказчика и проектной организации.

7.7. Для предотвращения влияния деформаций грунта при сооружении тоннелей под зданиями и наземными инженерными сооружениями или вблизи их, надлежит:

а) при закрытом способе работ:

сооружать тоннель преимущественно с применением тоннельной обделки, уменьшающей или исключающей осадки поверхности над тоннелями (монолитно-прессованной, обжатой в породу, сооружаемой методом продавливания);

ликвидировать строительный зазор между обделкой и грунтом непосредственно у забоя путем непрерывного нагнетания раствора за первое от забоя кольцо обделки;

оборудовать щиты устройствами, уменьшающими деформацию кольца обделки при сходе его с оболочки щита;

укреплять предварительно конструкции зданий и сооружений, для обеспечения их сохранности при возможных осадках поверхности, путем усиления конструкций, подводки фундаментов, искусственной стабилизации грунтов;

б) при открытом способе работ:

сносить, как правило, здания, расположенные непосредственно в зоне работ;

применять металлический шпунт или сплошное железобетонное крепление котлованов, исключающее возможные выпуски или разуплотнение грунта за пределами котлована, или возводить конструкцию обделки методом «стена в грунте». В отдельных случаях при необходимости сохранить здания и сооружения, расположенные в зоне открытого способа работ, допускается применение траншейного способа: сооружение тоннеля по частям в траншеях или в колодцах.

7.8. Подземные коммуникации, пересекающие проектируемые тоннели или проходящие в зоне осадок, следует заключать в стальные футляры, входящие в колодцы за пределами тоннелей. При невозможности обеспечить сохранность коммуникаций допускается перекладывать их с выносом за пределы зоны возможных осадок. Решения по обеспечению сохранности пересекаемых коммуникаций должны предусматриваться проектом.

8. УСТРОЙСТВО ПУТИ И КОНТАКТНОГО РЕЛЬСА

8.1. Производство и приемку работ при устройстве земляного полотна и верхнего строения пути на наземных линиях метрополитена и верхнего строения пути в железнодорожных тоннелях следует осуществлять согласно правилам производства и приемки работ, установленным главой СНиП по железным дорогам, а также требованиям настоящей главы, отражающим специфику указанных работ.

8.2. При сооружении наземных участков метрополитена все подземные коммуникации должны быть уложены до сооружения полотна и укладки щебеночной балластной призмы.

8.3. При сооружении тоннелей закрытым способом работы по укладке пути следует производить после окончания гидроизоляционных и отделочных работ, укладки бетона или блоков основания под путь.

8.4. До укладки пути в тоннелях должны быть установлены путейские реперы: на прямых участках — через 20 м, на участках кривых и примыкающих к переходным кривым прямых участков — через 5 м для метрополитенов и через 10 м для железнодорожных тоннелей. Па прямых участках пути реперы должны устанавливаться с правой стороны пути по ходу движения поездов, а на кривых — со стороны наружной рельсовой нитки.

8.5. На стенах тоннеля масляной краской должны быть нанесены: номера пикетов, отметки мест расположения рельсовых стыков, начала и конца переходных и круговых кривых, местоположения изолирующих стыков, начала рамного рельса стрелочного перевода, центра стрелочного перевода и математического центра крестовины.

8.6. Работы по устройству пути должны выполняться в следующем порядке: доставка к месту укладки рельсовых плетей, шпал, скреплений и монтажных деталей для раскрепления пути, укладка пути; подъем, рихтовка и раскрепление пути с помощью распорных домкратов; установка опалубки путевого водоотводного лотка и противоугонных приямков; укладка путевого бетона; снятие монтажных устройств; отделка пути.

8.7. Рельсы перед транспортированием их в тоннели должны быть сварены на рельсосварочной станции электроконтактным способом в плети длиной, равной длине блока-участка. Рельсосварочная станция должна размещаться у портала строящегося тоннеля или в депо метрополитена. Подачу рельсовых плетей в тоннель следует производить через портал.

Если подача рельсов в тоннель с портала или депо невозможна, допускается использовать для монтажа пути рельсы длиной 12,5 м, доставляемые к месту укладки через стволы. При этом сварку рельсов в плети следует производить на месте укладки пути в тоннеле с помощью передвижной рельсосварочной машины.

8.8. Качество всех рельсов перед доставкой их к месту укладки должно проверяться с помощью дефектоскопа.

8.9. При сооружении тоннелей метрополитенов закрытым способом рельсы и шпалы к месту укладки следует доставлять на специальных тележках, перемещаемых по временному узкоколейному пути, уложенному при проходке тоннелей.

При сооружении железнодорожных тоннелей и тоннелей метрополитенов открытым способом для доставки рельсов и шпал следует использовать укладываемый путь широкой колеи. Рельсы и шпалы следует транспортировать с помощью мотовозов после подъемки и рихтовки уложенных участков пути.

8.10. Сварка рельсов при устройстве бесстыкового пути должна производиться в соответствии со специальными требованиями МПС.

8.11. Передвижение по забетонированному пути людей, а также вагонеток до 0,5 т допускается только при достижении бетоном 30% проектной прочности, а вагонеток с большей массой — по достижении 70% проектной прочности.

8.12. Перед укладкой путевого бетона основание под ним должно быть очищено и промыто. Бетонирование должно производиться участками длиной не менее 25 м с тщательным уплотнением бетона вибраторами, при этом следует контролировать отсутствие раковин и пустот под шпалами.

8.13. Распорные домкраты и опалубка водоотводного лотка и противоугонных приямков могут быть сняты только при достижении бетоном не менее 50% проектной прочности.

8.14. В случае обнаружения пустот в бетоне под шпалами и сбоку их эти места следует расчистить и заполнить путем нагнетания песчано-цементного раствора.

8.15. При укладке бетонной смеси и выполнении отделочных работ следует защищать рельсы от загрязнении. Перед сдачей в эксплуатацию рельсы, скрепления и шпалы должны быть очищены.

8.16. Монтаж контактного рельса и его устройств должен начинаться после окончания монтажа стрелочных переводов и съездов и отделки пути.

8.17. Регулировку положения контактного рельса по высоте следует производить путем укладки под кронштейны деревянных нашпальников.

8.18. Контактный рельс, защитный короб, кронштейны и детали скрепления по окончании монтажа должны быть очищены от пыли, грязи и ржавчины, а кронштейны и скобы изоляторов покрыты асфальтовым лаком.

9. МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ В ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЯХ И МЕТРОПОЛИТЕНАХ

9.1. Работы по монтажу запроектированного постоянного оборудования, устройств автоматики, телемеханики, связи и громкоговорящего оповещения, контактных сетей, наружных и внутренних коммуникаций, санитарно технических устройств в тоннелях и метрополитенах должны осуществляться в соответствии с требованиями глав СНиП на указанные работы и требованиями настоящего раздела.

9.2. Готовность отдельных сооружений или участков тоннелей метрополитенов к производству монтажных работ устанавливается комиссией в составе представителей заказчика, генподрядной и монтажной организации и фиксируется актом готовности объекта строительства к производству монтажных работ.

9.3. Монтаж электротехнических устройств, устройств СЦБ, связи, громкоговорящего оповещения, электрочасов и санитарно-технического оборудования надлежит производить в законченных строительством сооружениях при отсутствии в них капежа и при влажности воздуха не выше 80 %.

9.4. При установке оборудования для железнодорожных тоннелей надлежит соблюдать габарит приближения строений по ГОСТ 9238-73 и габарит приближения оборудования, установленный нормами проектирования главы СНиП по метрополитенам.

Электрооборудование и металлические конструкции, за исключением корпусов дросселей СЦБ, а также оболочки и броня кабелей должны быть заземлены в соответствии с проектом.

9.5. На период монтажа, наладки и регулировки устройств в релейных шкафах следует включать освещение для обогрева и предупреждения коррозии токоведущих частей.

9.6. Монтажные работы считаются законченными после выполнения их в полном соответствии с рабочими чертежами, постановки под напряжение и проведения индивидуальных испытаний всех устройств электроснабжения, СЦБ, связи, громкоговорящего оповещения, электрочасов, проверки механической части и электропривода эскалаторов в работе и подготовки их к 48-часовой обкатке.

После окончания монтажных работ должны быть выполнены регулировочные и наладочные работы и уточнена исполнительная документация.

9.7. В помещениях для установки эскалаторов до начала монтажа должны быть выполнены: строительные и отделочные работы (за исключением облицовки полов и фундаментов п машинном помещении), устройство фундаментов, лестниц, кабельных каналов, перекрытий натяжной камеры и машинного помещения, установка и отделка зонтов, облицовка потолков, стен, примыкающих к баллюстраде эскалаторов, штукатурка и облицовка стен и колонн в машинном помещении и работы по эскалаторным, служебным помещениям.

Для транспортирования узлов эскалаторов должны быть оставлены временные проемы в стенах вестибюля и в перекрытии, подготовлены проезды и площадки для разгрузки узлов.

10. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ И ПРИЕМКА РАБОТ

10.1. Организация производственного контроля качества работ по сооружению тоннелей должна осуществляться согласно требованиям главы СНиП по организации строительства.

10.2. Качество выполненных работ надлежит оценивать при приемке скрытых работ, выполненных этапов работ и промежуточной приемке: обделок, внутренних сборных железобетонных конструкций и отдельных конструкций наземных сооружений (вестибюлей, вентиляционных киосков и др.) метрополитенов, а также предпортальных подпорных стен.

10.3. Результаты производственного контроля за качеством работ должны фиксироваться в журналах производства работ (прил. 8 — 13). Показатели оценки качества выполненных работ должны отражаться в соответствующих актах их приемки.

10.4. Пространственное расположение подземных и наземных сооружений, а также их геометрические размеры должны систематически контролироваться маркшейдерской службой в процессе строительства.

10.5. Правильность сборки колец тоннельных обделок следует систематически проверять путем измерения горизонтального и вертикального диаметров каждого кольца, а также двух диаметров под углом 45° к горизонту,

Допускаемые отклонения фактических размеров сборных обделок тоннелей от их проектного положения не должны превышать следующих величин (в мм):

А. Для тоннелей кругового очертания при сборной железобетонной и металлической обделке:

отклонения размеров диаметров колец (эллиптичность):

в зоне монтажа тюбинго- или блокоукладчиком . . . . . . . . ± 25

вне зоны монтажа тюбинго- или блокоукладчиком . . . . . ±50

смещение центра колец от оси тоннеля вне зоны

монтажа тюбинго- или блокоукладчиком в плане

и по профилю:

для перегонных тоннелей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ±50

для станционных тоннелей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ±40

смещение в направлении оси тоннеля плоскости

прорезных колец:

для перегонных тоннелей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ±25

для станционных тоннелей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ±15

Б. Для тоннелей прямоугольного очертания при сборной железобетонной обделке:

отклонения отметок верхних поверхностей

лотковых блоков:

для перегонных тоннелей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . +10;  20

для прочих сооружений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ±20

отклонения отметок нижних поверхностей

плит перекрытий при их расположении:

над путями, кроме платформенных участков . . . . . . +20;—10

на прочих участках, включая платформенные . . . . . . . . . .±20

уступы смежных элементов перекрытий

платформенных участков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ±10

отклонения размеров в чистоте каждого

пролета на уровне низа перекрытий в

поперечном направлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . +50;  20

отклонения стеновых блоков в плане на

уровне 1 м от головок рельсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ±25

отклонения боковых поверхностей колонн

и внутренних поверхностей стеновых блоков

от вертикали при высоте колонны или

стенового блока Н . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,002Н,

но не более ± 25 В.

В. Уменьшение величины расстояния от

края платформы или мостика до оси

пути при монтаже элементов станционной

платформы или служебного мостика . . . . . . . . . не допускается

Увеличение указанного расстояния . . . . . . . . . . допускается не

более 20 мм

Примечание . Допускаемые отклонения от проектного положения при монтаже конструкций обделок колонных и односводчатых станций должны устанавливаться проектом производства работ и зависимости от типа и размеров конструкций.

10.6. Суммарные величины отклонений внутренних фактических размеров обделок транспортных тоннелей от их проектного положения не должны нарушать габарита приближения строений.

10.7. Приемку с составлением акта освидетельствования скрытых работ по форме, указанной в прил. 1 — 7, надлежит производить по выполнении следующих работ:

нагнетания раствора за обделку (первичного и контрольного);

установки арматуры монолитных железобетонных обделок;

гидроизоляции сборных и монолитных обделок;

сварной металлической гидроизоляции;

подготовки поверхности тюбингов перед закрытием их зонтом;

укрепительной цементации грунта за обделкой;

забутовки временных выработок.

Примечание . При участии представителей, осуществляющих авторский надзор проектных организаций в приемке и составлении актов освидетельствования скрытых работ, они включаются в состав комиссии, указанной в формах актов согласно прил. 1 — 7.

10.8. При строительстве тоннелей встречными забоями допускается расхождение осей в пределах ± 100 мм.

10.9. Отступления от установленной проектом шероховатости внутренней поверхности гидротехнического тоннеля в сторону увеличения не допускаются.

10.10. При сдаче (приемке) выполненных этапов работ по возведению конструкций тоннелей и метрополитенов следует производить осмотр сдаваемых работ в натуре, проверяя соответствие этих работ проекту, требованиям настоящей главы и стандартов.

Подрядчик при сдаче этих работ должен представить заказчику следующую документацию:

рабочие чертежи с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, или исполнительные чертежи (см. п. 2.21);

документы, удостоверяющие качество примененных материалов, конструкций и деталей;

акты освидетельствования скрытых работ;

журналы производства работ (прил. 8 — 13) и авторского надзора;

акты испытаний обделки гидротехнических тоннелей.

10.11. При приемке сборной обделки тоннелей с составлением акта промежуточной приемки должно устанавливаться соответствие рабочим чертежам внутренних размеров уложенных колец, расположения колец в плане и профиле (согласно п. 10.5 настоящей главы), их числа, перевязки швов, ширины зазора между кольцами, а также наличие болтов, выполнение антикоррозионной защиты, заполнение заобделочных пустот раствором. Кроме того, надлежит установить отсутствие течей, капежа, трещин, уступов между блоками, сколов и деформированных блоков.

10.12. При промежуточной приемке сборной обделки тоннелей должны быть предъявлены следующие документы: исполнительные чертежи на укладку колец обделки и сборных конструкций тоннелей при открытом способе работ, паспорта на сборные конструкции, данные маркшейдерских измерений, сведения о геометрии и отклонениях уложенных колец от проекта и журналы производства работ по: нагнетанию за обделку раствора (прил. 8, 10), производству чеканочных работ (прил. 11), устройству оклеечной гидроизоляции (прил. 12) и протоколы лабораторного анализа химического состава грунтовых вод.

10.13. При приемке выполненных работ по гидроизоляции сборной обделки тоннелей, сооружаемых закрытым способом, должна производиться проверка:

чистоты поверхности обделки, качества заполнения чеканочных швов, болтовых и других отверстий, исправления мелких дефектов обделки;

отсутствия течей, капежа и сырых пятен. При проверке качества гидроизоляции должны предъявляться журналы нагнетания раствора и чеканки швов (прил. 10 и 11).

10.14. Приемку выполненных работ по устройству оклеечной гидроизоляции в тоннелях надлежит осуществлять согласно требованиям главы СНиП по устройству кровли, гидроизоляции, пароизоляции и теплоизоляции. При этом должен предъявляться журнал производства работ по устройству оклеечной изоляции (прил. 12).

10.15. При приемке монолитных бетонных и железобетонных обделок тоннелей с составлением акта промежуточной приемки подрядчик должен представить заказчику следующую документацию:

исполнительные чертежи на выполненную монолитную бетонную или железобетонную обделку с зафиксированными данными по результатам маркшейдерских измерений;

сертификаты и паспорта, удостоверяющие качество примененных материалов;

журналы производства бетонных или железобетонных работ (прил. 13);

журналы нагнетания раствора за обделку (прил. 8, 10);

акты на скрытые работы;

протоколы лабораторного анализа химического состава грунтовых вод;

акты испытания обделок гидротехнических тоннелей.

10.16. Обделка подводящих напорных гидротехнических тоннелей гидроэлектростанции при приемке должна испытываться на внутреннее давление воды.

Обделка подходящих безнапорных гидротехнических тоннелей гидроэлектростанций должна испытываться при приемке путем наполнения тоннелей водой до расчетного горизонта.

В каждом из указанных испытаний величина давления и допускаемые утечки воды через обделку устанавливаются проектом. Утечка воды через обделку гидротехнических тоннелей, сооружаемых в грунтах с просадочными свойствами, не допускается.

10.17. Для учета работ, входящих в номенклатуру обслуживающих процессов, должны вестись журналы учета работы механизмов и обслуживающих дежурных рабочих. Форма журнала устанавливается строительной организацией по согласованию с заказчиком.

10.18. Приемка выполненных работ по устройству систем вентиляции, отопления, водоотлива, водоснабжения и канализации тоннелей должна производиться в соответствии с требованиями главы СНиП по устройству санитарно-технического оборудования зданий и сооружений, главы СНиП по устройству наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации и теплоснабжения, главы СНиП по монтажу технологического оборудования, а также дополнительными требованиями настоящего раздела.

10.19. Напорные воздуховоды вытяжной системы вентиляции аккумуляторных помещений должны испытываться давлением, превышающим в 2 раза рабочее. При испытании в течение 1 ч допускается снижение давления не более чем на 10%.

10.20. Сети хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, а также напорные сети фекальной канализации и водоотлива, выполненные из стальных труб с чугунной арматурой, должны испытываться давлением 1,25 Рраб , но не менее Рраб + 5 кгс/см2 . Продолжительность испытаний должна быть не менее 10 мин, в течение которых давление не должно снижаться более чем на 0,5 кгс/см2 .

10.21. Установки шахт тоннельной вентиляции могут быть допущены к приемке в эксплуатацию после проведения предпусковых испытаний и регулировки их монтажной организацией, а также проверки путем непрерывной работы вентиляторов в течение 24 ч.

Насосное оборудование и установки общеобменной вентиляции могут быть допущены к приемке в эксплуатацию после проверки их путем непрерывной и исправной работы в течение 24 ч.

10.22. Приемку выполненных работ по устройству верхнего строения пути в железнодорожных тоннелях и метрополитенах следует осуществлять в соответствии с правилами главы СНиП по железным дорогам, а по устройству дорожных одежд в автодорожных тоннелях — главы СНиП по автомобильным дорогам.

Отклонения рельсовых ниток от проектного положения в плане и профиле на участке длиной 5 м должны быть не более ±2 мм.

Надежность верхнего строения пути должна проверяться пропуском подвижного состава (пробных поездов) при скоростях движения, устанавливаемых государственной приемочной комиссией путем наращивания их до пределов, определенных проектом.

10.23. Допускаемые отклонения фактического положения контактного рельса от проектного положения не должны превышать следующих величин, мм:

по высоте от уровня головки путевых рельсов — ±6;

смещение в плане относительно оси пути — ±8.

10.24. Проверка соблюдения габаритов приближения строений, оборудования и конструкций в транспортных тоннелях должна осуществляться с помощью габаритной тележки (шаблона).

10.25. При приемке выполненных работ по устройству пути и контактного рельса в метрополитенах строительной организацией должна представляться документация в соответствии с требованиями правил приемки в эксплуатацию законченных строительством линий метрополитенов, утвержденных в установленном порядке.

10.26. При приемке электротехнических устройств, устройств СЦБ, связи, контактных сетей, громкоговорящего оповещения и электрочасов следует производить проверку соответствия их проекту, требованиям глав СНиП по: электротехническим устройствам, контактным сетям электрифицированного транспорта, а также утвержденным в установленном порядке правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР.

10.27. По устройствам СЦБ в метрополитенах принимаются следующие выполненные работы:

автоблокировка и автоматическое регулирование скорости (ЛРС) на перегонах и станциях;

электрическая централизация на станциях, проверенная на макете с отключенными рельсовыми цепями, светофорами и стрелками.

10.28. Исправность и надежность работы устройств СЦБ, электроснабжения и др. должна проверяться путем пропуска электропоездов при максимальном графике движения (по проекту) в течение не менее 2 сут.

10.29. Проверка привода эскалатора должна выполняться на холостом ходу (до навески ходового полотна) в течение 2 ч непрерывной работы в каждую сторону вращения.

Проверяется отсутствие вибрации и шума, утечки масла, нагрева подшипников и обмотки двигателя. Проверка выполняется в присутствии представителей заказчика, завода-изготовителя, строительной и монтажной организаций.

10.30. После окончания монтажа эскалаторов для проверки исправности их должна производиться непрерывная 48-часовая обкатка каждого из эскалаторов без нагрузки (24 ч на подъем и 24 ч на спуск). О результатах обкатки составляется акт.

Закрыть

Строительный каталог