СНиП III-44-77 (с изм. 1981), часть 3

Давление сжатого воздуха в рабочей камере следует снижать путем применения искусственного понижения уровня грунтовых вод для уменьшения величины гидростатического давления.

4.65. Обычные щиты при проходке станционных тоннелей диаметром 8,5 м и более следует применять в нескальных обводненных неустойчивых грунтах, а также в скальных грунтах, проявляющих горное давление.

4.66. Проходка тоннелей станций и камер способом пилот-тоннеля разрешается в грунтах, где возможны вывалы и отслоения, при которых нельзя применять проходку тоннеля способом сплошного забоя.

4.67. Способ проходки пилот-тоннеля в пределах станции следует применять тот же, что и для проходки примыкающих к нему перегонных тоннелей, при этом забой пилот-тоннеля должен опережать забой основного тоннеля не менее чем на 20 м.

Проходка механизированным щитом перегонных тоннелей в пределах станции допускается при использовании в последующем этой выработки в качестве пилот-тоннеля.

4.68. Расширение сечения пилот-тоннеля до проектных размеров станционного тоннеля следует производить заходками, равными ширине кольца возводимой постоянной обделки с последующей разборкой сборной обделки пилот-тоннеля.

4.69. Последовательность раскрытия и технология устройства проемов (одновременно с двух сторон или в шахматном порядке) при сооружении станций пилонного типа должна устанавливаться в зависимости от инженерно-геологических условий.

4.70. На смежных с раскрываемым проемом кольцах обделки, как правило, на период производства работ должны устанавливаться временные раскрепляющие конструкции — стяжки.

4.71. При проходке тоннелей станций колонного и пилонного типов в устойчивых нескальных грунтах, а также в скальных грунтах с коэффициентом крепости 2 и выше разработку грунта следует производить способом раскрытия на полный профиль без применения щитов. В первую очередь следует сооружать путевые (боковые) тоннели, затем средний тоннель. При проходке среднего тоннеля станций колонного типа извлечение тюбингов обделки путевых тоннелей между колоннами должно производиться вслед за его проходкой попарно в обоих тоннелях.

4.72. До начала проходки односводчатой станции, осуществляемой с обжатием сборной обделки в грунт, следует сооружать опоры свода. Проходку станций надлежит производить способом нижнего уступа.

Разработка калотты должна производиться заходками на ширину одного кольца обделки. Монтаж обделки должен осуществляться с немедленным обжатием ее в породу.

Порядок разработки грунта в калотте, а также тип временной крепи должны устанавливаться проектом производства работ в зависимости от инженерно-геологических условий.

4.73. Разработка грунта в ядре и в лотковой части односводчатой станции должны осуществляться последовательно, по мере продвижения сооружения свода.

Величина отставания разработки грунта в ядре от забоя калотты, а также разработки грунта под конструкции лотка должны устанавливаться проектом производства работ в зависимости от инженерно-геологических условий, способа разработки и применяемых средств механизации.

4.74. При разработке грунта в калотте и в лотковой части под обратный свод односводчатой станции, сооружаемой с обжатием обделки в породу, надлежит обеспечивать обработку контура выработки, максимально приближая его к проектному очертанию тоннеля.

4.75. После окончания работ по сооружению проемов и монтажу колонн на станциях следует выполнять гидроизоляцию тоннелей, монтаж внутренних конструкций (платформ, перегородок, лестниц и т. д.), монтаж специального и санитарно-технического оборудования, архитектурное оформление и отделочные работы; при этом должно предусматриваться совмещение вышеуказанных работ по времени.

4.76. Проходка наклонных эскалаторных тоннелей должна выполняться способом сплошного забоя, согласно требованиям п. 4.53. настоящей главы. До начала проходки следует возвести временный оголовник тоннеля, смонтировать эстакаду, тюбингоукладчик, проходческое оборудование и механизмы.

4.77. Последовательность проходки всех пристанционных и притоннельных сооружений на перегонных тоннелях и устройство торцевых стен устанавливается проектом, с учетом максимальной механизации рабочих процессов и применения сборных элементов конструкций.

Открытый способ работ

4.78. При открытом способе работ сооружение перегонных тоннелей, станций, машинных помещений, вестибюлей и камер следует производить в котлованах с откосами, в котлованах с вертикальными стенками, крепление которых осуществляется забивной (свайной, шпунтовой) или передвижной крепью (щитами), а также в траншеях способом «стена в грунте» и колодцах (по частям).

4.79. Порядок производства земляных работ при разработке грунта в котлованах, ширина котлованов по низу, крутизна откосов, высота уступов и ширина берм должны устанавливаться проектом производства работ в соответствии с правилами производства и приемки работ, установленными главой СНиП по земляным сооружениям.

4.80. Вертикальные стены котлованов должны устраиваться тогда, когда по инженерно-геологическим условиям или при существующей застройке поверхности исключается возможность разработки котлованов с естественными откосами. Глубина забивки сваи или шпунта от отметки дна котлована, расстояние между сваями, а также конструкция крепления (затяжка забиркой, установка поясов, расстрелов, анкерная крепь котлована) устанавливаются проектом, а последовательность производства работ — проектом производства работ. Допускается применение ледогрунтового ограждения стен котлованов для предотвращения деформаций расположенных вблизи зданий и сооружений. Вид крепления следует принимать с учетом максимальной экономии металла.

4.81. Для крепления вертикальных стен котлованов взамен крепи с расстрелами допускается применять анкерную крепь.

4.82. Шпунтовое крепление котлованов следует применять в водоносных грунтах плывунного типа в случае неэффективности применения водопонижения или искусственного закрепления, а также при расположении на поверхности в пределах призмы обрушения грунта или в непосредственной близости от нее эксплуатируемых зданий, транспортных магистралей или подземных сооружений. Глубина забивки шпунтовых свай в водоупор определяется расчетом.

4.83. Металлические сваи или шпунты следует извлекать после засыпки котлована. Оставление спай допускается в случае возможного возникновения деформаций расположенных вблизи зданий и сооружений в результате извлечения сваи или шпунта.

4.84. Разработку грунта котлованов и траншей следует производить с недобором грунта в подошве. Величина недоборов должна соответствовать требованиям главы СНиП по земляным сооружениям. Удаление грунта необходимо производить механизированным способом непосредственно перед укладкой основания под изоляцию.

4.85. Разработку грунта в котловане экскаватором при свайном креплении следует производить, оставляя у свай слой грунта, разработка которого должна производиться вручную перед последующей установкой затяжки.

4.86. При разработке котлованов в водонасыщенных грунтах ниже горизонта грунтовых вод следует применять открытый водоотлив или искусственное водопонижение, при этом должны обеспечиваться устойчивость откосов и сохранность сооружений, расположенных в зоне влияния водопонижения.

4.87. При сооружении тоннелей с помощью передвижной крепи (щитов) до начала сооружения тоннеля должны быть произведены работы по отрытию котлована для монтажа передвижной крепи, монтажу щита, срезке (при необходимости) грунта до верха передвижной крепи на отдельных участках трассы.

4.88. Пазухи между креплениями котлована и конструкцией тоннеля, а также нижняя часть котлована с откосами должны заполняться песчаным грунтом. Засыпка в последнем случае производится на высоту, необходимую для образования горизонтальной площадки для прохода бульдозеров и катков. В остальной части котлована засыпку следует производить местным грунтом одновременно с обеих сторон тоннеля слоями равной высоты, уплотняя их до проектной плотности.

На участках пересечений котлованов с дорогами, имеющими усовершенствованные покрытия, должен быть обеспечен коэффициент уплотнения грунта согласно указаниям Госстроя СССР по проектированию автомобильных дорог. В местах пересечения с коммуникациями следует обеспечивать коэффициент уплотнения 0,98, а в остальных местах — 0,95.

4.89. Засыпку конструкций тоннеля в котловане следует производить после устройства защитного слоя по гидроизоляции стен и перекрытий.

4.90. Движение машин, осуществляющих разравнивание и уплотнение грунта, допускается на расстоянии не менее 0,5 м от стен тоннеля. В стесненных местах уплотнение песчаных грунтов допускается осуществлять путем увлажнения их водой до насыщения.

4.91. Уплотнение грунта над перекрытием тоннеля следует выполнять с помощью катков. Толщина первого слоя уплотняемого грунта должна быть не менее 0,5 м.

4.92. Сооружение тоннелей под зданиями или в непосредственной близости от них следует выполнять с учетом требований п. 7.6. настоящей главы.

4.93. Сооружение тоннелей способом «стена в грунте» следует осуществлять согласно правилам производства и приемки работ, установленным главой СНиП по основаниям и фундаментам.

5. СООРУЖЕНИЕ ОБДЕЛОК тоннелей

5.1. При сооружении сборных железобетонных обделок тоннелей, а также монолитных бетонных и железобетонных обделок кроме правил настоящей главы следует выполнять правила, установленные главами СНиП по бетонным и железобетонным конструкциям сборным и монолитным.

5.2. При монтаже сборных тоннельных кольцевых обделок элементы обделок следует укладывать поочередно с каждой стороны от лоткового блока.

При сооружении тоннелей методом продавливания кольца должны собираться в открытом котловане за смонтированным участком обделки. При этом сборку кольца следует производить преимущественно из укрупненных блоков, предварительно собранных из отдельных элементов на поверхности.

5.3. В конструкции сборных обделок в тоннелях метрополитенов, сооружаемых закрытым способом, следует предусматривать плоский лоток в целях снижения объемов работ, выполняемых вручную при сооружении обделки и основания под путь.

5.4. Монтаж сборной обделки тоннелей из тюбингов или блоков следует производить с помощью механических укладчиков.

5.5. Сборные обделки тоннелей, сооружаемых с помощью механизированных щитов в глинистых грунтах при уровне грунтовых вод ниже подошвы выработки, следует возводить с обжатием в грунт. Допускается сооружение обделки с обжатием в грунт при проходке тоннелей в сухих песчаных грунтах.

При проходке без механизированных щитов сооружение сборных обделок с обжатием в грунт допускается при условии тщательного оконтуривания тоннельной выработки.

Способ обжатия и величина усилия устанавливаются проектом в зависимости от инженерно-геологических условий.

5.6. При сооружении сборной обделки станций колонного типа с клинчатыми перемычками между колоннами одновременно с монтажом колец должен производиться и монтаж колонн в путевых тоннелях. При конструкции обделки с перемычками из прогонов монтаж прогонов и колонн должен осуществляться после сборки участка кольцевой обделки. Длина участка путевого тоннеля станции определяется в зависимости от размеров прогона.

5.7. Возведение сборной обделки станций односводчатого типа, сооружаемых закрытым способом, следует производить преимущественно с обжатием в грунт при расположении распорных устройств в шелыге свода; при этом вслед за обжатием за обделку должен нагнетаться цементно-песчаный раствор.

При применении для обжатия плоских гидравлических домкратов нагнетание в их полости цементного раствора следует производить в две стадии. В первую стадию производится предварительное обжатие стыков обделки при передвижке блокоукладчика, во вторую — производится обжатие обделки после нагнетания за обделку раствора. Одностадийное обжатие обделки в грунт допускается осуществлять при механизированной обработке контура выработки.

Величина усилия обжатия в каждой стадии устанавливается проектом.

5.8. Сооружение опор свода односводчатой станции должно производиться с опережением возведения обделки свода не менее чем на половину длины станции.

5.9. Монолитные бетонные обделки тоннелей надлежит сооружать отдельными участками (кольцами) с применением тоннельной инвентарной передвижной механизированной или переставной опалубки и комплекса механизмов и оборудования (пневмобетоноукладчики, бетононасосы, механические перестановщики опалубки, краны и др.). Длина участка бетонирования устанавливается с учетом инженерно-геологических условий в зависимости от принятого способа разработки грунта и возведения обделки, а также скорости продвижения забоя.

При установке тоннельной опалубки должны оставляться проемы в местах размещения ниш и камер.

5.10. При назначении размеров элементов инвентарной опалубки следует учитывать условия транспортировки их по выработкам.

5.11. В тоннелях, закрепленных анкерами, набрызг-бетоном или арочной крепью (входящей в конструкцию обделки), а также в тоннелях, сооружаемых в грунтах, не проявляющих горного давления, для бетонирования обделки надлежит применять механизированную передвижную секционную металлическую опалубку.

5.12. Установленные кружала и подкружальные крепи должны обеспечивать восприятие расчетной нагрузки.

5.13. Кружала и лекала опалубки должны устанавливаться по отношению к разбивочным плановым и высотным осям с точностью ±10 мм.

Величина строительного подъема кружал должна назначаться проектом производства работ.

5.14. Бетонирование конструктивных элементов обделок тоннелей надлежит производить без перерывов укладки бетонной смеси, за исключением перерывов, устраиваемых для осадки бетонной смеси, не требующих выполнения рабочих швов. В случае вынужденного перерыва в бетонировании свода следует придавать плоскости шва радиальное направление, а при бетонировании стен — горизонтальное.

Поверхность рабочих швов перед последующим бетонированием должна очищаться от цементной пленки и промываться. Поверхность вертикальных рабочих швов между кольцами (участками) обделки перед бетонированием следующего участка должна быть очищена от грунта струей воды.

5.15. Бетонирование монолитной обделки тоннелей, сооружаемых горным способом по частям, должно производиться с соблюдением следующих требований:

укладка бетона в свод должна вестись одновременно с двух сторон, от пят к замку — при этом замок должен бетонироваться вдоль шелыги свода;

бетонирование стен должно вестись горизонтальными слоями;

при подведении стен под готовый свод перед окончанием бетонирования стен в месте примыкания их к пяте свода следует оставлять пространство на величину до 400 мм, которое должно заполняться тщательно уплотняемой жесткой бетонной смесью, в которую закладываются трубки для последующего нагнетания цементного раствора.

При возведении монолитных обделок на полное сечение бетонирование должно осуществляться от подошвы выработки к замку свода с перестановкой бетоновода по высоте через каждые 2 м. Замок следует бетонировать вдоль шелыги свода сразу на два участка опалубки.

5.16. Поверхность монолитной обделки после распалубки должна соответствовать проектным требованиям без дополнительной ее обработки.

5.17. При возведении монолитно-прессованной обделки в неустойчивых нескальных грунтах следует использовать щит для формования обделки под его оболочкой, при этом хвостовая часть оболочки должна перекрывать обделку на длине не менее 3 см. В устойчивых скальных грунтах с коэффициентом крепости 1,5 и выше формование, может осуществляться вне оболочки щита.

5.18. Бетонную смесь при монолитно-прессованной обделке следует укладывать равномерно по обе стороны опалубки, а формование ее следует осуществлять в две стадии:

на первой стадии — равномерным давлением под торцом прессующего устройства величиной до 3— 5 кгс/см2 в течение 3 — 6 мин;.

на второй стадии — равномерным давлением под торцом прессующего устройства максимальной проектной величины, продолжительность которого устанавливается в зависимости от инженерно-геологических условий.

5.19. Поверхность монолитно-прессованной обделки следует увлажнять не позднее чем через 3 ч после распалубливания и в дальнейшем в течение 3 сут через каждые 6 ч.

5.20. Бетонную смесь для возведения монолитно-прессованной обделки следует приготавливать преимущественно на строительной площадке при тоннеле.

5.21. При подборе состава бетонной смеси для возведения монолитно-прессованной обделки должна обеспечиваться подвижность смеси в период укладки и формования в пределах 5 — 11 см осадки стандартного конуса.

5.22. При возведении монолитных бетонных и железобетонных обделок в условиях вечномерзлых и искусственно замороженных грунтов следует применять подогретую бетонную смесь, температура которой устанавливается проектом производства работ в зависимости от температуры вечномерзлых грунтов и воздуха в выработке. В условиях вечномерзлых грунтов следует также учитывать инженерно-геологические условия.

До установки арматуры и опалубки наледь с поверхности выработки должна удаляться путем кратковременного обогрева грунта.

За температурой в грунтовом массиве и бетоне следует осуществлять лабораторный контроль с помощью специально оборудованных скважин.

5.23. Работы по обеспечению проектных требований по шероховатости обделки гидротехнических тоннелей следует производить после сооружения обделки по всему поперечному сечению тоннеля на участке, длина которого определяется проектом производства работ. При этом все работы следует производить механизированным способом.

5.24. Бетонирование обделки наклонных турбинных водоводов, имеющей металлическую облицовку, следует вести с применением литого бетона, используя облицовку в качестве опалубки. Допускается также вести бетонирование раздельным способом путем заполнения пространства за облицовкой гравием и последующим нагнетанием цементно-песчаного раствора.

5.25. Распалубка бетонных и железобетонных несущих конструкций обделки должна производиться по достижении бетоном проектной прочности, а в крепких устойчивых грунтах — при достижении бетоном 75% проектной прочности. Распалубка обделки в более ранние сроки допускается при наличии соответствующего обоснования и согласия проектной организации.

Распалубка бетона монолитно-прессованных обделок должна определяться проектом производства работ.

5.26. Пустоты за внешним очертанием обделки глубиной до 0,5 м должны заполняться нагнетанием за обделку цементно-песчаного раствора. Пустоты более 0,5 м должны заполняться бетонной смесью. Допускается производить забутовку пустот глубиной более 0,5 м с последующим нагнетанием цементно-песчаного раствора.

5.27. Перед нагнетанием раствора зазоры между обделкой и оболочкой щита или грунтом должны быть заполнены уплотняющим материалом или закрыты специальным устройством, не пропускающим раствор.

Швы между элементами обделки должны быть также тщательно законопачены.

Состав раствора, введение добавок, ускоряющих схватывание, и их рецептура должны контролироваться лабораторией в процессе производства работ не менее одного раза в сутки.

5.28. Первичное нагнетание цементно-песчаного раствора за сборную обделку тоннеля должно производиться за каждое последнее уложенное кольцо в следующей технологической последовательности:

при щитовой проходке: в нижней части кольца нагнетание производится после установки блоков кольца до горизонтального диаметра, а в верхней части сечения — на предыдущем кольце;

при сооружении тоннеля без щита: в нижней части кольца нагнетание производится после установки блоков кольца до горизонтального диаметра, а в верхней части — после монтажа всего кольца.

Допускается в устойчивых и плотных грунтах с коэффициентом крепости 1,5 и выше нагнетание производить до уровня горизонтального диаметра последнего собираемого кольца, а на всю высоту кольца — с отставанием не более трех колец.

Нагнетание раствора за обделку, сооружаемую с обжатием в грунт при проходке перегонных тоннелей с помощью механизированных щитов, производиться не должно.

5.29. Нагнетание раствора за монолитную обделку тоннелей должно производиться на участках длиной до 20 — 30 м по достижении бетоном обделки проектной прочности.

5.30. Процесс нагнетания раствора должен осуществляться непрерывно до полного заполнения пустот. Нагнетание должно производиться снизу вверх по кольцу.

Окончание нагнетания за сборные обделки следует определять по появлению раствора в вышележащих пробочных отверстиях, а за монолитные обделки — по отсутствию поглощения раствора в течение 10 — 15 мин при давлении не превышающем 4 ати.

5.31. Для нагнетания раствора должны применяться передвижные тележки, оснащенные насосами и оборудованием для подъема контейнеров и вагонов с раствором или сухой смесью.

5.32. Нагнетание раствора за обделку тоннелей, сооружаемых в искусственно-замороженных грунтах, должно производиться вслед за возведением обделки и полностью заканчиваться до оттаивания грунтов. Раствор при выходе из инъектора должен иметь температуру не менее 20° С. Состав раствора, количество и виды добавок устанавливаются проектом.

5.33. Гидроизоляцию стыков, болтовых соединений, отверстий и пробок в сборных обделках следует производить в соответствии с правилами производства и приемки работ, установленными главой СНиП по устройству сборных бетонных и железобетонных конструкций, а также главой СНиП по устройству кровель, гидроизоляции, пароизоляции и теплоизоляции.

При использовании аэрированных растворов, для гидроизоляции стыков заполнение их должно производиться с помощью специальных пистолетов, тип которых определяется в зависимости от применяемых в растворе компонентов. В период твердения раствора его необходимо увлажнять.

5.34. Контрольное (повторное) нагнетание следует производить согласно требованиям п. 5.27. настоящей главы. При сборной металлической обделке контрольное нагнетание следует производить до чеканки швов растворонасосами при давлении не более 10 кгс/см2 . Величина давления при контрольном нагнетании раствора за сборную железобетонную обделку устанавливается проектом.

5.35. Укрепительная цементация грунтов в гидротехнических тоннелях должна производиться после окончания работ по нагнетанию раствора за обделку тоннеля. Нагнетание раствора в грунт должно производиться снизу вверх по сечению тоннеля.

Параметры укрепительной цементации — глубина скважин, величина рабочего давления и составы растворов — устанавливаются проектом.

5.36. Укрепительная цементация должна обеспечивать заданные деформационные, физико-механические и фильтрационные свойства грунтов.

При контроле качества укрепительной цементации следует проверять:

водопоглощение грунта путем нагнетания воды в контрольные скважины, при этом укрепительная цементация считается удовлетворительной, если каждая из контрольных скважин поглощает при максимальном давлении не более 10 л;

деформационные свойства зацементированного грунта — акустическими и сейсмическими методами, а также путем выбуривания кернов и установки в скважины прессиометров до производства работ по цементации грунта и по их окончании для проверки соответствия указанных свойств грунта требованиям проекта.

5.37. Работы по устройству внутренней оклеечной гидроизоляции монолитной бетонной и железобетонной обделок тоннелей, сооружаемых закрытым способом, должны выполняться в следующей технологической последовательности: очистка, срубка выступов, выравнивание неровностей, ликвидация течей и сушка изолируемой поверхности; наклейка изолирующего слоя; покрытие изолирующего слоя защитной цементной стяжкой; установка арматуры, кружал и опалубки, лесов и подмостей для бетонирования железобетонной защитной оболочки; бетонирование железобетонной оболочки.

При выполнении работ по устройству внутренней оклеечной гидроизоляции и металлоизоляции обделки следует также соблюдать правила производства и приемки работ, установленные главой СНиП по кровлям, гидроизоляции, пароизоляции и теплоизоляции.

5.38. Сборную обделку перегонных тоннелей, сооружаемых открытым способом, следует возводить преимущественно из целых тоннельных секций, имеющих гидроизоляционное покрытие, выполненное в заводских условиях. Разработку котлованов при этом следует осуществлять с использованием, как правило, передвижной крепи. Монтаж обделки следует производить с помощью крапов и специальных монтажных приспособлений.

После монтажа секций в котловане с вертикальными стенками пространство между конструкциями и грунтом, а также между смежными стенками секций следует заполнять цементно-песчаным раствором.

5.39. При сооружении станций открытым способом монтаж внутренних строительных конструкций платформ, путевых стен и др. должен производиться параллельно с монтажом основных конструкций до укладки плит перекрытия.

5.40. При устройстве оклеечной гидроизоляции в тоннелях, сооружаемых открытым способом, гидростеклоизол следует наклеивать на огрунтованную поверхность обделки путем оплавления его покровного слоя с помощью пропановых нагревательных горелок с одновременной прокаткой валиками приклеиваемых слоев гидроизоляции. При устройстве гидроизоляции обделки с применением водонепроницаемых мастик, их следует наносить на изолируемую поверхность механизированным способом путем набрызга; последовательность нанесения мастик должна устанавливаться проектом производства работ.

6. ТРАНСПОРТ, ВОДООТЛИВ, ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ НА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Транспорт

6.1. Транспортирование грунта и материалов при сооружении стволов, горизонтальных и наклонных тоннелей должно производиться без перегрузок. Работы по погрузке и разгрузке клетей, откатке вагонеток на поверхности и в околоствольном дворе должны быть механизированы.

6.2. Выдача грунта на дневную поверхность должна производиться при проходке ствола на всю его глубину и околоствольного двора на длину до 10 м с помощью бадьевого подъема. При последующей проходке тоннелей для выдачи грунта должен использоваться постоянный шахтный подъёмник.

Выдача грунта по наклонным тоннелям должна производиться скипами, а при наличии передовой штольни спуск грунта следует осуществлять по лотку, оборудованному для транспортирования грунта.

Вертикальное транспортирование грунта и материалов при проходке тоннелей в разных горизонтах следует осуществлять с помощью вспомогательных грузовых подъёмников, для которых допускается применение электрических редукторных лебедок.

6.3. При строительстве тоннелей закрытым способом следует использовать рельсовый и самоходный безрельсовый транспорт.

При сооружении горизонтальных и наклонных транспортных тоннелей закрытым способом следует использовать преимущественно рельсовый транспорт (узкоколейный).

Транспортирование грунта в горизонтальных тоннелях должно производиться в вагонетках емкостью не менее 1,5 м3 . Сухая цементная смесь для нагнетания за обделку должна доставляться в тоннель в контейнерах. Элементы сборной обделки должны перевозиться на специальных платформах. Длинномерные материалы должны доставляться в специальных вагонах.

Доставка бетонной смеси в тоннель (к бетоноукладчикам, пневмонагнетателям, месту укладки) должна осуществляться с помощью вагонеток при использовании рельсового транспорта для строительства тоннелей и автобетоносмесителями и автобетоновозами при безрельсовом транспорте. В последнем случае допускается доставка бетонной смеси автосамосвалами.

6.4. На рельсовых путях с уклоном более 100 /00 должны предусматриваться устройства, исключающие возможность самокатного движения подвижного состава.

6.5. В качестве основного тягового средства для перемещения составов следует применять контактные и аккумуляторные электровозы постоянного тока. Для перемещения составов на расстояние до 100 м допускается применять лебедки, толкатели и др.

6.6. В горизонтальных выработках следует укладывать два узкоколейных пути с устройством через 200 — 300 м односторонних или перекрестных съездов.

В выработках протяженностью свыше 500 м допускается укладка одного пути с устройством разъездов через 200 — 300 м и при укладке двух путей вблизи околоствольного двора и в зоне забоя.

6.7. Величина радиуса закругления кривых рельсового пути должна бить не менее 7-кратной длины наибольшей жесткой базы подвижного состава при скорости движения 1,5 м/с и 10-кратной длины жесткой базы при скорости более 1,5 м/с и при углах поворота более 90°.

6.8. Величина уширения колеи на участках кривых радиусом 8 — 10 м должна быть: при жесткой базе 600 мм — 10 мм; то же, 800 — 810 мм — 15 мм; и 1100 мм — 20 — 25 мм.

Величина превышения наружного рельса пути на участках кривых радиусом 8 м должна быть 20 мм при скорости движения 1,5 м/с и 35 мм при скорости движения 2 м/с, а на участках кривых радиусом 10 м должна быть 15 мм при скорости движения 1,5 м/с и 25 мм при скорости движения 2 м/с.

6.9. Для устройства рельсового пути при электровозной тяге надлежит использовать преимущественно рельсы Р-24. Выбор типа рельсов в зависимости от применяемого горнопроходческого оборудования должен определяться проектом производства работ.

6.10. Рельсовый путь в тоннеле следует укладывать собранными звеньями на заранее подготовленное основание. Рельсы узкоколейного пути должны укладываться со стыками на весу.

6.11. Безрельсовый транспорт с двигателями внутреннего сгорания допускается применять при сооружении тоннелей горным способом и тоннелей метрополитенов мелкого заложения.

6.12. Подошва подземных выработок, по которым происходит движение автотранспорта, должна уплотняться щебенистым или другим аналогичным неразмокающим грунтом, полученным при разработке забоя.

В гидротехнических тоннелях, а также в подходных и временных транспортных выработках гидроузлов для движения автотранспорта следует, как правило, бетонировать лоток.

Водоотлив

6.13. Отвод воды из выработки при проходке тоннеля на подъем следует производить по лотку самотеком. При проходке под уклон удаление воды из выработки надлежит производить с помощью размещаемых у забоя специальных насосов и промежуточных водоотливных установок.

Уклон открытых водоотводящих устройств должен быть не менее 30 /00 .

6.14. Главная водоотливная установка должна располагаться вблизи ствола.

Число насосов главного водоотлива следует принимать не менее трех из расчета: один — в работе, второй — в резерве и третий — в ремонте.

При необходимости одновременной работы нескольких насосов суммарное число насосов в резерве и ремонте должно быть равно числу работающих насосов.

Суточная производительность находящихся в работе насосов должна превышать на 20% максимальный ожидаемый суточный приток воды.

6.15. При одном рабочем насосе число напорных ставов труб главного водоотлива должно быть 2, а при двух и более работающих насосах — 3.

Напорные ставы должны монтироваться так, чтобы каждый насос мог работать на любой став, при этом на насосы не должна передаваться нагрузка от собственного веса напорных ставов труб, находящейся в них воды, а также динамические нагрузки.

Закрыть

Строительный каталог