Строительный каталог

СНиП 3.06.04-91

Мосты и трубы.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА


МОСТЫ И ТРУБЫ

СНиП 3.06.04-91


Москва 1992


РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИС Минтранстроя СССР (кандидаты техн. наук В.П. Каменцев - руководитель темы, М.А. Баранов , Л.В. Захаров , д-р техн. наук А.Л. Цейтлин , кандидаты техн. наук К.М. Акимова, В.С. Гуменюк , Г.С. Рояк, И.В. Грановская, И.Г. Ласкина; Е.М. Антонов, д-р техн. наук А.Р. Соловьянчик; кандидаты техн. наук В.С. Гладков, Л.В. Березницкий, Н.В. Смирнов, Н.М. Глотов, Е.А. Тюленев, Э.А. Балючик, Ф.Б. Глазман, Л.Е. Литвинцев, А.М. Володин, Л.Н. Юдин, В.Д. Могилевский, И.И. Казей, В.П. Польевко; А.В. Кручинкин, Т.П. Данилова ); СоюздорНИИ Минтрансстроя СССР (кандидаты техн. наук Ю.Н. Саканский, А.П. Пономарев, И.Д. Сахарова ), Гипростроймост Минтрансстроя СССР (канд. техн. наук Б.Б. Коломойцев ), Гипротрансмост Минтрансстроя СССР (Э.М. Гитман ).

ВНЕСЕНЫ Главным техническим управлением Минтрансстроя СССР.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением стандартизации и технических норм в строительстве Госстроя СССР (В.И. Чуев ).

С введением в действие СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы» утрачивают силу:

глава СНиП III -43-75 «Мосты и трубы. Правила организации и производства работ»;

изменения и дополнения главы СНиП III-43-75 , утвержденные постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1980 г. № 219;

изменения № 2 главы СНиП III-43-75 , утвержденные постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1987 г. № 318;

ведомственные документы Минтрансстроя СССР:

ВСН 81-80 «Инструкция на изготовление, строительство и засыпку сборных бетонных и железобетонных водопропускных труб»;

ВСН 98-74 «Технические указания по проектированию, изготовлению и монтажу составных по длине конструкций железобетонных мостов»;

ВСН 109-64 «Технические указания по тепловлажностной обработке элементов сборных железобетонных мостовых конструкций»;

ВСН 163-69 «Инструкции по технологии устройства соединений на высокопрочных болтах в стальных конструкциях мостов»;

ВСН 173-70 «Технические указания по технологии навесного монтажа металлических пролетных строений».

Наименования организаций и учреждений приведены в настоящих нормах и правилах по состоянию на 1 декабря 1991 г.

При пользовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов.


Строительные нормы и правила

СНиП 3.06.04-91

Госстрой СССР

Мосты и трубы

Вза мен СНиП III - 43- 75 ; ВСН 81-80; ВСН 98- 74; ВСН 1 09-64 ; ВСН 163- 69; ВСН 173-70

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 .1. Требовани я настоящ их норм и правил необходимо соблюдать при выполнении и при емке работ по сооружению новых и реконструкции существующих постоянных мостов (в том числе путе проводов, виадуков, эстакад, пеше ходных мостов) и труб под н асыпями желе зных дорог, линиями метрополитена и трамвая, автомобильными дорогами (включая внутрихозяйственные дороги се льскохозяйственных предприятий и организаций и дороги промышленных пре дпри ятий), на улицах и дорогах городов , поселков и се льских насе ле нных пунктов, если иные не предусмотре ны прое ктом1 .

-------------

1 Здесь и далее — «п роекта и ли рабочей документации, или рабочих чертежей».

Работы, не охваченные настоящими нормами и правилами, следуе т выполнять в соответс твии с указаниями прое кта производства работ (ППР).

Внесены Министерством тран спортного строительства СССР

Утверждены постановлением Госстро я СССР от 21 ноября 1991 г. № 1 7

Срок введе ния в действие с 1 июля 1 992 г.

1.2. При сооружении мостов и труб кроме тре бований настоящих норм и правил следуе т соблюдать тре бования, соде ржащие ся в пере чне государственных стандартов, приведенном в справочн ом приложении 13, перечне строи те льных норм и правил, приведе нном в справочном приложении 14, а также в других нормати вных документах, в том числе по те хнике бе зопасности, производственной санитарии и пожарной без опасности.

1.3 . При сооружении мостов и труб следует осуще ствлять предусмот ренные проектом меры по охран е окружающей природн ой сре ды и сохранению существующего в дан ной местности природ ного балан са.

Применяемые технологиче ские решения должны соответствовать санитарным нормам и не допускать опасного загрязнения водотока и подземных вод, заболачивани я местн ости , образования термокарстовых эррозионных, наледных и других в редных процессов, а также недопустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

На примыкающих территориях за пре де лами отведен ных строитель ных площадок н е допускаются вырубка леса и кустарника, устройство свалок отходов, складирование материалов, поврежден ия дерново-растительного покрова, а также планировочные дренажно-осушительные и другие работы, и зменяющие существующи й урове нь грунтовых вод.

До сдачи сооружен ия в постоянн ую эксплуатацию на территории, где велись строите льные работы, должн ы быть снесе ны време нн ые здания и вспомогательные сооружен ия, убраны оставшиеся материалы и конструкции, прове де на п лани ровка поверхности грунта, выполнен ы преду смотре нные работы по ре культиваци и и благоустройству терри тории, а также расчищены подмостовые русла и прочище ны отверстия труб.

1.4. Большие и сложные средние мосты (опре деления прин яты по СНиП 2.05.03-84*) следует возводить силами специализированных мо стостроительных органи заций.

1.5. Сборные железобетон ные, металлические и деревянн ые конструкции для мостов и труб сле дует изготовлять на промышленных предприятиях. Допускается изготовление указанных конструкций на полигонах строи тельных орган изаций, но при условии обеспече ния установленных требований к качеству продукции и оформления соответствующе го докумен та о каче стве.

1.6. Методы, очередность и продолжительность выполн ени я работ следует н азначать с учетом периодических или постоянн ых водотоков, коле бани я уровня воды, размыва дна русла, волнен ия в акватории, ледохода, наледи, корчехода, сели и др.

При строительстве мостов на судоходных и сплавн ых ре ках необходимо обеспечивать бе зопасность движения по ним судов и д ругих плавучих сре дств, а также н ормальн ую работу рыбного хозяйства, пре двари тельно согласовав со службами судоходства и рыбного надзора графики выполнения работ.

1.7. При заготовке местных материалов (ще бня, песка, ле сомате риалов) на месте строите льства не обходимо обеспечивать контроль за каче ством и исследование м свойств материалов в объеме, пре дусмотрен ном техническими требованиями на соответствующие материалы.

1.8. Строительные организации до сдачи в эксплуатацию законченного строительством моста или трубы должны вести систе матические н аблюдения за е го техническим состоян ием и осуществлять контроль за положе нием возведенных конструкций сооружения в плане и профиле, особенно после прохода паводковых вод.

Осмотр труб и контроль за положением их звеньев (се кци й) должны быть осуществле ны строите льной организацией через 2—3 мес после засыпки труб грунтом.

Результаты кон троля необходимо оформлять соответствующим актом.

1.9. Загружение части моста, законченной в соотве тствии с проектом, допускается только после ее обсле дования и составле ния акта проме жуточной приемки. Порядок указанного загружения устанавливается ППР.

1.10. При размещении строительной площадки и назначе нии конструкций вспомогате льных сооружений и устройств за рабочий горизонт воды прини мается н аи высший, возможный в период выполнения работ, урове нь воды, соответствующий расче тному расходу ее с вероятностью пре вышения до 10 %.

Допускается при соотв етствующем технико-экономическом обосновании принимать рабочий горизонт воды, соответствующий расчетному расходу ее с вероятностью пре выше ния до 50 %.

2. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2.1. Геодезиче ская разбивочная основа для строите льства моста (трубы) должн а включать:

а) п ун кты мостовой триан гуляции, трилатерации и ли линейно-угловых се те й (для моста длиной более 300 м, вантового моста, моста на кривой, а также моста с опорами высотой более 15 м);

6) высотные ре пе ры (марки);

в) пун кты, закре пляющие продольную ось моста (для трубы - точку пересече ния оси трассы дороги с осью трубы);

г) пункты, закре пляющие вспомогате льную ось, параллельную глав ной оси, в случае строительства моста, пе ре крывающего пойменные участки длиной более 100 м, при строите льстве моста в сложных условиях (природ ных или связанных с суще ствующе й застройкой участка работ) и в случае , е сли пункты основы могут быть повреждены в процессе строительства;

д) ось трассы на подходах к мосту, в случае, если подходы входят в состав проекта моста;

е) оси пойменн ых опор моста длиной более 100 м, в антового моста, моста на кривых и моста с опорами высотой более 15 м.

2.2. В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пун кты, с которых можно производить разбивку це нтров опор и контроль за и х положен ием в процессе строительства.

Если ось моста пе ре се кает остров, то на нем дополнительно должно быть установлено не ме нее одного пункта плановой геодезической разбивочн ой основы на оси моста и одного высотн ого репера.

Ось моста, расположенного н а кривой, закрепляется по направлению хорды, стягивающе й начало и конец моста. В случае расположения русловой части моста на прямой, а пои менн ых эстакад — на кривых, криволин ейные участки моста следует закре плять по линии тангенсов.

2.3. Геодезические разбивочные работы и пооперацион ный геодезический кон троль при строительстве мостов длиной более 300 м, вантовых мостов, мостов на кривых, а также мостов с опорами высотой более 15 м следует выполнять по проекту производства ге одезических работ (ППГР), разработанному гене ральной проектной организацией в составе рабочей докуме нтац ии на строительство моста.

Для остальных мостов и труб ре шен ия по ге одезическим работам, включая схемы разме ще ния пунктов для выполне ния геодезиче ских построен ий и измере ний, а также указания о соблюдении необходимой точности и технических сре дствах ге оде зического контроля выполнения строительно-монтажных работ должны соде ржаться в проекте производства работ.

2.4. В ППГР дополнительно к требованиям, полученн ым при разработке прое ктов организации строительства и проектов производства работ, должны быть приведены:

н а период подготовки к строительству схе мы закре пления пунктов ге одези че ской разбивочной основы и график выполнения ге одезических работ;

на период ст роительства — данные о точности и ме тоды выполнения разбивочной сети моста, схе ма расположе ния и закрепле ния пунктов сети; типы центров знаков; данные о точности, методы, средства и порядок выполнен ия детальных разбивочных работ, контрольных измерений и и сполните льных съемок; график выполне ния геодезических работ;

на период наблюдении за перемещ ениями и деф ормац иями сооружения дан ные о точности, методы, средства и порядок наблюде ний за перемещениями и деформациями объектов строительства; схема геодезической сети, данн ые о точности определения и ме тоды ее построения, типы центров знаков; график выполн ения геоде зиче ских работ.

В ППГР должен быть приве ден также нормокомплект геодезических приборов и приспособлений.

ППГР, разработанный проектной организацией, должен быть выдан подряд ной организации до передачи заказчиком ге оде зической разбивочной осн овы.

2.5. Геодезические работы в процессе сооружения мостов и труб следуе т в ыполнять в объе ме и с точностью, обеспечивающими соответствие геометриче ски х параметров проектной документации тре бованиям СНиП 3.01.01-85* и СНиП 3.01.03-84, а также настоящих норм и правил.

2.6. Пере дача заказчиком технической документации на созданную геодезическую разбивочную осн ову для сооружения мостов и труб и закрепленных на ме стности знаков оформляется актом.

К акту приемки ге одези че ской разбивочной основы долже н быть приложен схемати ческий план мостового перехода с указание м местоположения пунктов , типов и глубины заложения закрепляющих и х знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в прин ятой системе координат и высот.

Для мостов длиной более 300 м, вантовых мостов и мостов на кривых, а также мостов с опорами выс отой более 15 м к акту приемки геодезической разбивочной основы сле дует прилагать разбивочный план мостового пе ре хода, включающий пун кты планово-высотной ге оде зической разбивочной основы с указани ем все х необходимых данных выполне ния разбивочных работ.

2.7. Ге одезические разбивочные работы в проце ссе сооружения мостов и труб, разбивка и закре пление осей време нн ых подъездных дорог, развитие (при необходимости) геодезической разбивочной основы на мостах длиной мен ее 300 м или с зеркалом водотока мене е 100 м, а также поопераци он ный контроль строительно-монтажных работ должны выполняться подрядчиком. Исходными данными для разбивочных работ являются к оордин аты и высоты пунктов геоде зической разбивочной основы, принятой от заказчи ка.

2.8. При строите льстве моста выполне нные геодезические работы должна контролировать строите льная организация на следующих этапах:

а) до н ачала работ по сооружению моста в соответствии с п. 2.6. настоящих норм и правил;

б) после разбивки опор (до возве де ния фун даментов опор;

в) после возве дения фундаме нтов (до начала работ по возведения тела опор);

г) в процессе возведения тела опор в соответствии с ППГР;

д) после возведения опор и разбивки осей подферменных площадок;

е) после установки пролетно го строения на опорные чac ти.

2.9. Технические тре бовани я, объем и способы контроля геодезической разбивочной основы приведены в табл. 1.

Таблица 1

Технически е требования

Контроль

Ме тод или способ контроля

1. Число пунк тов геод ези ческой разбивочной основы для мостов дли ной более 300 м, вантовых мостов, мостов на кривой , мостов с опорами высотой более 15 м, а также при зеркале водотока более 1 00 м прин имается в соотве тствии с проектом геодезической разбивочной основы ППГР

Каждого пункта

Измерительный (геодези ческие измерения при приемке геодезической разбивочной основы)

2. Чи сло реперов и пунктов плановой геодезической разбивочной осн ов ы, закрепляющих продольную ось моста, прини мается для:



труб и мостов длиной до 5 0 м — 1 репер и н е мен ее 2 пун ктов на прод ольной оси моста (трубы)

Каждого репера и пункта

То же

мостов дли ной от 50 до 300 м — по 1 реперу и не менее 2 пун ктов на каждом берегу

То же

То же

мостов дл иной более 300 м, вантовых мостов, мостов на кривой и мостов с опора ми высотой более 15 м по 2 репера и н е менее 2 пунктов на каждом берегу

«

«

тра сс подходов  — не менее 1 репера и 2 пунктов на 1 км трас сы

«

«

3. Средние квадратические ошибки определения прини маются, мм:



координ ат пунктов план овой геодезической осн овы — 6

Всех пунктов плановой гео дези ческой основы

Измерите льн ый (уравн ивание плановой геодезической основы)

отметок ре перов на берегах и опорах: постоянных — 3, временных — 5

Всех реперов

Измерительный (геометри ческое или тригон ометрическое ни вели ров ание с использованием электронных тахеометров)

При мечания: 1. Нa мостах длин ой более 100 м, вантовых мостах, мостах на кри вых и мостах с опорами высотой более 15 м пункты плановой геодези ческой основы следует устан авли вать с желез обетон ными центрами и устройствами для принудительн ого цен трировани я геод езического прибора. Н а остальных мостах, трубах и на трассе подходов доп ускается закреплять пункты плановой геод езической разбивочной основы д еревянными столбами.

2. При расположении трассы под ход а н а кри вой д олжны быть закреплены: начало и конец кривой, биссектриса и верш ин а угла поворота трассы.

3. Реперы следует устанавливать на расстоянии не более 80 м от оси, но за пределами земляного полотн а, рез ервов, водоотводов и т.п.

4. Для наблюдения за пе ремещением и д еформацией опор моста, есл и э то предусмотрен о ППГР, необходимо предус мотреть фиксацию цен тра каждой оп оры на стальной закладн ой детали.

3. СПЕЦИА ЛЬНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТ ВА (СВСиУ)

3.1. Конструкции СВСиУ следует изготовлять в соответствии с требованиями СНиП III -18-75 и настоящих норм и правил.

Сооружение и прие мку СВСиУ необходимо осуществлять в соответст вии с требованиями СНиП 3.03.01-87 и настоящих норм и правил.

Пе речень основных СВСиУ приведен в обязательном приложении 1.

3.2. При сроке службы де ревянных кон струкций ме не е 5 ле т допускается не пред усматривать их защиту от загнивания.

3.3. Загружение СВСиУ сверх указанных в проекте значе ний нагрузок запрещается.

3.4. СВСиУ, находящиеся в преде лах судового хода, должны быть оборудованы судовой сигнализацией и специальными защитными конструкциями от навала судов.

3.5. При установке опор СВСиУ на лежневое основание должны быть прин яты меры к отводу от основания поверхностных вод.

Земляные работы вблизи опор следует выполнять только в соответствии с ППР.

3.6. При отсутствии в проекте специальных указаний опорам и подмостям при дается строительный подъем с учетом сле дующих размеров остаточных деформаций, мм:

2 — при обжатии в ме стах примыкания дерева к дере ву на одно пересечение (кон такт);

1 — при обжатии в ме стах примыкания дере ва к ме таллу на одно пере се чение (контакт);

10 — при осадке плотно подбитых ле жней;

5 — при осадке пе сочниц, заполне нных пе ском.

3.7. При расположении площадок для сборки пролетных строен ий на насыпи подхода к мос ту следует произ водить заблаговременную отсыпку грунта с тщательным послойным е го уплотнением, соответствующим требованиям прое кта.

С поверхности насыпи долже н быть обеспече н водоотвод.

Перед каждым ци клом сборки или надвижки и после каждого ливневого дождя необходи мо прои зводить ни велировку площадки устране ние возни кающих де формаций .

3.8. Верхние накаточные пути должн ы плотн о приле гать к н ижн ему поясу надвигаемой конструкци и с уче том конфигурации все х выступающих из конструкц ии де талей.

3.9. При перекатке п ролетн ых строений н е допускается употреблять катки, имеющие разли чные д иаме тры и дефе кты: овальность, заусен цы, выбоины или кольцевой износ. Рабочие поверхности накаточных путе й должны быть без ступе не й, а сварные стыки и прочие выступ ы — зачище ны.

3.10. Скорость перекатки н е должн а пре вышать 30 м/ч, а надвижки на устройствах скольжени я — 15 м/ч. Скорость рабочего хода поршне й домкратов, применяе мых для горизонтального перемеще ния балок, не должна быть боле е 5 мм/с.

Перед началом работ все такелажное оборудование должно быть освидетельствовано и принято по акту.

3.11. При выполнении работ с использованием плавучи х систем всю акваторию сле дует предварительно обсле довать и осуще ствить необходимые работы для обеспече ния глубины воды под днищем не менее 0,2 м.

3.12. Плавучи е системы надлежит комплектовать из понтонов закрытого типа или ме талличе ских барж.

Пе ред установкой в систему каждый понтон или баржа должны быть испытаны и прин яты по акту.

3.13. При пе ремещении плавучих систем с помощью буксиров системы должны быть снабжены аварийными якорями и приспособле ниями для непосре дственн ого закрепления якорных тросов на корпусе.

3.14. На углы плашкоута должн ы быть нан есены несмываемой краской в одоме рн ые ре йки. При загружении плавсистемы необходимо кон троли ровать соотве тствие фактической осадки проекту.

3.15. Перед выводом плавучей системы в акваторию не обходимо получить прогноз погоды на вре мя выполнен ия работ.

3.16. Командный пункт плавуче й системы должен быть оборудован ради отелефонной связью с буксирами, плавучими опорами и бере говыми обустройствами.

3.17. Применяемые при выполн ении работ плавучие краны должны иметь остойчивость, допускающую осуществлен ие монтажных работ при скорости в етра до 10 м/с и волнении до 2 баллов (при высоте волн ы до 25 см).

3.18. При пе ре ме щении самоход ных портальных и козловых кранов, не и меющих син хронизаци и дви жения ходовых те лежек, неравномерность п еремещени я ног кранов не д олжна пре вышать 1/500 пролета крана.

3.19. Приме няе мый в песочницах песок долже н быть чистым, сухим и просеянным че ре з сито с яче йками разме ром 1—1,2 мм. Песочницы н адлежи т защищ ать от попадания в них воды и снега.

3.20. Домкратные установки должн ы быть с цен трали зованным управлен ием, позволяющим ре гулировать ре жим работы каждого домкрата и ли груп пы домкратов , и снабжены опломбирован ными мано метрами ; домкраты должны име ть стопорные (страховочные) приспособления и опираться на ме талличе ское основан ие че рез фанерные прокладки, а на дере вянное основание  — чере з стальн ую распределительную пли ту.

Опирание пролетных строени й на домкраты допускае тся только через распре де лительную стальн ую плиту. Во всех случаях на верхнюю часть домкрата должн а быть уложена фанерная прокладка.

При менен ие стальн ых прокладок или прокладок из досок запрещается.

Приложение к домкратам усилий, не совпадающих с направлением хо да поршня, запрещается.

3.21. Предусмотренные прое ктом испытания СВСиУ должны быть п роизведены в соотве тствии с программой до их загружения.

3.22. СВСиУ пе ред эксплуатацией должн ы быть осмотре ны и приняты специальной комиссией, на что должен быть составле н акт. Перечень СВСиУ, подлежащих прие мке, приводится в проекте .

3.23. Состояние СВСиУ следует си стемати чески контролировать. Осмотр и освидетельствование СВСиУ н еобходимо производить перед их загружением и после прохода паводка.

3.24. Техни чески е требования, которые необходимо вып олнять при возве де нии и эксплуатации СВСиУ и прове рять при операционном контроле, а также объем и способы контроля, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Технические требования

Контроль

Способ контроля

1. Отклонения от проектного положени я, мм:



30 — для стальных конструкций в плане

Каждой конструкции

Измери тельный (измерени е линейных замеров)

0,0025 — по вертикали от высоты для раз личн ых конструкций;

То же

То же

по табл. 27 — для деревянных кон струкци й

»

»

по табл. 5 д ля свайных фундаментов

»

»

2. Отклонения отметок деревянных и с тальных конструкц ий 50 мм

»

Измерительный (нивели рован ие)

3. Отклон ения очертан ий подмостей и кружал +20; —10 мм

»

То же

4. Параллельность ни жних накаточных путей 25 мм

»

Измерительный (измерение с интервалом 2 м)

5. Разность отметок, мм:



плоскостей катани я отд ельных ниток — 1

»

То же, с интервалом 1 м

двух точек катан ия — 2

»

То же

6. Разность ди аметров стальных катков на одной опоре 0,3 мм

Каждого катка

Измерительный (измерение диаметра)

7. Воздухопрони цае мость закрытых понтонов при испытан иях 0,1 атм

Кажд ого понтона

Измерительный (измерение манометром по программе испытания)

4. А РМА ТУРНЫЕ И БЕТОННЫЕ РА БО ТЫ

4.1. При выполнен ии арматурных и бе тонных работ следуе т соблюдать требовани я СНиП 3.03.01-87, СНиП 3.09.01-85 и настоящих норм.

АР МА ТУРНЫЕ РА БОТЫ

4.2. В случае правки высокопрочной арматурной проволоки контрольные испытани я ее след уе т производи ть после правки.

4.3. Электродуговая резка высокопрочной арматурной проволоки , канатов и н апрягаемой стержневой арматуры, газовая резка канатов на барабане , а также выполнение сварочных работ в непосредст венной близости от напрягаемой арматуры бе з защиты ее от воздействи я повышенной температуры и искр, включение напрягаемой арматуры в цепь электросварочных аппаратов или заземления электроустановок запрещаются.

4.4. В случае, когда в проекте пре дусмотрена ручная вязка арматур ных каркасов и се ток, применение монтажной сварки (прихваток) н е допускается.

4.5. Высокопрочную проволоку, стальные и арматурные кан аты, поставляемые по ГОСТ 7348 -81* и ГОСТ 13840 -68* а также арматурные элемен ты из них следуе т хран ить в сп ециальных емкостях или в закрытых сухих венти лируе мых помещениях при относи тельной влажности воздуха, исключающей коррозию проволоки.

Перемещать арматурные пучки без приспособлений, предохраняю щих их от резких перегибов, повре жден ий и загрязнения, запрещае тся.

Арматурную сталь и готовые арматурные элементы следует транспортировать в сре дствах, исключающих попадание влаги, грязи, солей и кислот.

4.6. Анкерные закре плени я до установки их на арматурные элемен ты должны быть тщательно очищены от консервирующей смазки, грязи и ржавчины без повреждени я нарезки, а кон усные пробки (клин ья) пе ред запрессовкой в колодку анке ра — обезжирены до получения чистой сухой поверхности.

4.7. Пе ред устан овкой в конструкци ю вся заготовленная напрягае мая арматура должн а быть принята по акту.

В процессе установки напрягаемой арматуры запрещается прива ривать (п рихватывать) к ней распре делите льную арматуру, хомуты и закладные де тали, а также подвешивать опалубку, оборудовани е и т.п.

Непосре дствен но пере д установкой напрягаемых арматурных элем ентов каналы должн ы быть очи щены от воды и грязи продувкой сжатым воздухом.

Арматуру, натяги ваемую на бе тон, следует устан авливать непоср едственно перед натяжени ем в сроки, и сключающи е возможность ее кор розии. При протяги вании арматуры чере з каналы следуе т прини мать ме ры по предотвращению ее повреждения.

4.8. Всю устан овле нную арматуру сборных и монолитных констр укций (за исключением случаев, оговоренных в рабочей докуме нта ции) следует принимать до их бе тон ирован ия; ре зультаты освиде тельствовани я и приемки следует оформлять актом на скрытые работы.

4.9. После довательность натяжения арматуры конструкции должна быть указана в прое кте.

Результаты натяже ния каждого арматурного элеме нта или группы элементов при их одновременном натяжении должны быть зане сены в журнал производства работ.

4.10. При натяжении арматуры на бетон конструкции н еобход имо соблюдать след ующие требования:

а) прочность бетона конструкции и стыков должна быть не ниже установленной проектом для данной стадии, что подтве рждается неразрушающим методом контроля или испытанием контрольных образцов; до начала натяжения не обходимо проверить соотв етствие фактиче ских размеров конструкции проектным и убед иться в отсутствии раковин, трещин и других дефектов, ослабляющих бетон конструкции;

б) обжимаемая конструкция должна опираться в местах, указанных в прое кте, а опорные узлы должн ы иметь свободу пере ме ще ния;

в) анкеры и домкраты должны быть отцентрированы относительно оси напрягаемой арматуры и сохранять это положение в период натяжения;

г) натянутая арматура должна быть заинъецирована, обетонирована или покрыта антикоррозионными составами, пред усмотренными прое ктом, в сроки, исключающие ее коррозию.

4.11. При натяжении арматуры на упоры не обходимо:

а) пред варительно выбрать слабину арматуры; при натяжении группы арматурных эле ментов и ли канатов подтянуть их с усилием, составляющим 20 % контролируемого при натяжении, и закрепить в подтянутом положении;

б) следить за состояни ем и сохране нием прое ктного положения арматуры, а также оттяжек или других удерживающих приспособлений в местах ее пе ре гиба;

в) обеспечить компенсацию снижения натяжения в арматурных эле ментах, натягив аемых первыми , перетяжкой или последующе й подтяжкой части арматурных эле ментов;

г) не допускать поте рь напряже ния в напрягаемой арматуре (за сче т разности температур натянутой арматуры и бе тона в период е го отве рдения) сверх указанных в проекте, а для типовых конструкций свыше 60 МПа (600 кгс/с2 ).

4.12. Усили я н атяжения арматуры с упоров на бетон констру кции следует пе ре давать по достижении бетоном прочности не ниже указанной в прое кте . При этом необходимо соблюдать следующие тре бования:

а) конструкци я должна быть оперта в местах, предусмотрен ных проектом, иметь свободу пе реме щения и не подвергаться нагрузкам, не предусмотре нным проектом, в том числе ре активным от загружае мых упоров;

б) обжатие конструкц ий должно быть выполне но плавно; порядок и последовательность отпуска отде льных арматурных элементов должны соответствовать прое кту;

в) пе ред обрезкой арматуры газовой горелкой: арматура должна быть очищена от бетона и от торца конструкции до упора; зона обрезки арматуры — нагре ваться до красного каления (после чего производится обрезка). Обрезка арматуры эле ктросваркой запрещается.

4.13. Наружные анкерные устройства напрягаемых арматурных элементов следует обетонировать слоем толщиной не менее тол щины защитного слоя основной конс трукции.

4.14. Натяжени е сте ржне вой арматуры электротермическим способом следует выполнять в соответствии с требованиями прое кта по техноло гической карте, разработанной в составе ППР.

4.15. Контроль за качеством стыков ненапрягаемой арматуры необходимо назначать в зависимости от их категории, которая ука зывается в проекте конструкции сооружен ия.

Ме тод контроля (разрушающе го или неразрушающего) устанавливается проектом.

При неразрушающем методе контролируется 100 % сварных стыков п ервой категории, 50 % второй и 15 % тре тьей.

При разрушающем методе контроля в проекте регламен тируется число испытываемых образцов в зависимости от категории конт ролируемых стыков.

4.16. Нормативн ые требования, которые сле дует выполнять при производстве арматурных работ и проверять при операционном контроле а также объем, методы или способы контроля приведены в табл. 3.

УКЛА ДКА БЕТОННОЙ СМЕСИ

4.17. Приготовлять и транспортировать бетон ную смесь след ует в соответствии с ГОСТ 7473 -85*. При этом бе тонную смесь следу ет приготовлять в смесителях принудительного перемешивания; доп ускается при готовление бетонных смесей с подвижностью 5 см и более в гравитационных смесителях (свободного падения).

Таблиц а 3

Техниче ск ие тре бования

Контроль

Метод или способ контроля

1. Продолжительность хранения высокопрочной проволочной арматуры, арматурных и стальн ых к анатов в закрытых помещ е ниях и ли специальн ых емкостях — не более одного года. Допускаемая относительная влажность в оздуха — н с более 6 5 %

100 % высокопрочной арматурной стали

Психометрический

2. Допуск аемые отклонен ия от проекта, мм:



габаритных размеров вязан ых арматурных каркасов и сеток:



для стоек , балок, плит и арок ± 10

Каждого каркаса

Измерительный (измерение рулеткой)

» фундаментов ± 20

То же

То же

расстояния между отдельн ыми стержнями или рядами арматуры при армирован ии в несколько рядов по высоте:



в конструкциях толщ ин ой более 1 м и фундаментах ± 20 в балк ах, арках, а также плитах толщиной, мм:

»

»

св. 300 ± 10

»

»

от 100 до 300 ± 5

»

»

до 100 ± 3

»

»

расстояния между хомутами балок и стоек, а также между связ ями арматурных каркасов ± 10

»

»

расстоян ия между распределительными стержнями в одном ряду ± 25

»

»

положения хомутов относительно проектной оси (вертикальной, горизонтальной и ли наклонной) ± 1 5

»

»

3. Допускаемые отк лонен ия при заготовке, установке и натяжении напрягаемой арматуры от проектных значений:



взаимное продольное смешение высаженных головок на концах арматурного элемента 0,5 мм на каждые 10 м длины пучка

Каждого арматурного элемен та

Из мерительный (п роверка по шаблону)

п рочности ан керных головок высокопрочных проволок на отрыв - не н иже гарантированн ого разрывн ого усилия п о ГОСТ 7348—81 *

6 контрольных образ цов перед началом работ. Повторн ые испытания после высадки 10 тыс. головок, в случае замены матриц пуасонов и ремонта оборудования для высадки головок

Измерите льн ый (испыта ние на отрыв)

размеров анкерных головок ± 0,2 мм

То же

Измерительный (измерение штангенциркулем)

4. Отклонения, мм, в контролируемой длин е двухпетлевых эле ментов при натяжении:



групповом ± 10

Каждого арма турного элемен та

Измерительный (измерен ие рулеткой п ри установк е в упоры или н а специальном стен де)

поочередном ± 30

То же

То же

5 . Отклонен ия в расстояниях между кан атами, стержнями и други ми э лементами напрягаемой арматуры, мм:



при п роектном расстоянии в све ту

до 60 мм ± 5

Каждой кон струкции

»

то же, св. 60 мм ± 10

То же

»

6. Отклонения от проектного положения внутренних анкеров при натяжении арматурных элементов и канатов на упоры, мм:



ближайших к торцам балок в сторон у торц а 40

Каждого арматурного элемента

Измерительный (измерение рулеткой)

то же, в сторону середи ны 60

То же

То же

остальн ых анкеров в любую сторону 200 (при минимальном расстоянии в свету между анкерами 100 мм)

»

»

7 . Допускаемое отклонение контролируемой д лины L арматурного элемен та (расстояние между внутренними плоскостями стаканных анкеров и ан керов с высаженными головками) ± 0,001 в пре де лах + 50; - 40 мм

Каждого элемента

Измеритель ный (измерен ие при установке в упоры или на сп ециальном стен де)

8. Перекос опорн ых (упорных) поверхн остей в мест ах установки домкратов и анкеров н е более 1:100

Один раз в месяц при натяжении на упоры и в кажд ом узле п ри н атяжен ии на бетон

Измерительн ый (проверка угольником и щ упом по выверенной базе)

9. Точность устан овки домкратов при групп овом натяжении арматуры относительно равнодействующей усилия ± 10 мм

Каждой установки до мкрата

Из мерительный (измерение линейкой)

10. Предварительная обтяжка в течен ие 3 0 мин стальных канатов со сп иральной или дв ойн ой св ивкой и закрытых стальных кана тов на 10 % выше контролируемого усилия на тяжени я

Всех кана тов

Измери тельный (замеры н атяжения частотомером или иным динамометрическим при бором)

11. Допускаемые отклонения величин усилий натяжения арматуры домкратами (о т контролируемого уси лия), %:



в отдельных арматурных элемен тах, канатах, стержнях и проволоки при натяжении:



поочередн ом ± 5

Каждого арматурного э лемен та

Измерительный (проверка по ма нометру и вытяжк е)

групповом ± 10

20 % арматурн ых элементов в группе

То же

суммарное для в сех арматурн ых э лемен тов, канатов, стержней и проволок в одной группе ± 5

Каждой группы

»

12. Отк лонения в еличин вытяжк и от проектной, %:



в отдельных арматурных элементах, канатах, стержнях и проволоках ± 15

Каждого арматурного элемента

Из мери тельный (из мерение линейкой)

в одной группе арма турных эл емен тов, элементов канатов, стержней и проволок ± 10

Каждой группы

То же

13. Точн ость измерения упругого удлинения арматуры при ее натяжен ии, мм:



продольной

Каждого арматурн ого элемента

Из мерительн ый (из мерение инструментом соответствующ ей точности)

поперечной (хомутов) 0,1

То же

То же

14. Доп уск аемые суммарн ые потери усилий натяжения, вызываемые трением в домкрат ах и анкерных закреплениях, %:



при анкерных эакреплениях проволок с высаженными головк ами и стаканных анкерах 5*

Тольк о при определении контролируемого усилия

Измерительный (проверка по ман ометру и вытяжке частотомером или иным дин амометрическ им прибором)

при конусных анкерах 1 0*

То же

То же

15. Доп уск аемые сроки нахождения арматурных эле ме нтов в кан а лах до инъецирования бе з специальной зашиты (п ри среднесуточной относительной влажн ости воздуха более 75 %) , сут**:



3 0 — из парал лельных проволок

Всех арматурн ых элементов

Регистрационный (проверка соответствия сроков)

15 — из канатов

То же

То же

30 — из стержней (из термически упрочненной арматуры классов АtIV К, АтV СК, АтVI К)

»

»

подождите, идет загрузка...    подождите, идет загрузка... 

Материалы из сети:

Закрыть

Строительный каталог