РСН-88 (с изм. 1990), часть 12

П р и м е ч а н и е. В качестве показателя прочности дорожных одежд с цементобетонными покрытиями допускается принимать величину растягивающих напряжений при изгибе покрытия.

Таблица 11.3


Категория дороги


Тип
дорожной
одежды

Уровень надежности дорожной одежды
в дорожно-климатической зоне

Расчетный (нормативный) срок службы дорожной одежды в дорожно-климатической зоне



I-II

III

I-II

III

III

Капитальный

0,92-0,87

0,90-0,85

11-14

12-15

IV, I-c

То же

0,91-0,86

0,89-0,84

11-14

12-14


Облегченный

0,87-0,83

0,85-0,81

8-10

9-11

II-c

Капитальный

0,90-0,85

0,88-0,83

10-13

11-13


Облегченный

0,86-0,82

0,84-0,80

8-9

9-10


Переходный

0,82

0,80

4-8

4-8

П р и м е ч а н и е. Промежуточные значения устанавливают интерполяцией.

11.7. Обочины дороги должны быть укреплены согласно соответствующим нормативным документам и иметь уклоны, обеспечивающие быстрый отвод поверхностных вод. На обочинах не должно быть ямочности, колейности и других деформаций и повреждений, в местах сопряжения с покрытием - уступа.

11.8. Откосы насыпей и выемок должны поддерживаться в состоянии, обеспечивающем их устойчивость к воздействию природно-климатических и других факторов, и сохранение требуемой геометрической формы.

11.9. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать беспрепятственный пропуск и отвод расчетных объемов воды.

11.10. Автодорожные мостовые сооружения по габаритам и грузоподъемности должны отвечать требованиям категории дороги и находиться в исправном состоянии.

1.11. Элементы инженерного оборудования и обустройства дороги (дорожные знаки, указатели, ограждения, разметка, автопавильоны, площадки отдыха, стоянки для автомобилей и др.) должны поддерживаться в состоянии, обеспечивающем безопасное и удобное движение автомобилей.

11.12. Состояние безопасности движения на дороге допускается характеризовать по значениям коэффициента безопасности Кб (отношение максимальной скорости движения, обеспечиваемой тем или иным участком дороги, к максимально возможной скорости въезда на этот участок) и итогового коэффициента аварийности Ка (произведение частных коэффициентов, учитывающих влияние на аварийность отдельных элементов и характеристик дороги).

Характеристика участков дорог по степени безопасности в зависимости от коэффициентов Кб и Ка приведена в табл. 11.4.

Таблица 11.4

Характеристика

Значение коэффициентов

участка по степени опасности движения

безопасности движения Кб

аварийности Ка

Неопасный

0,8

0-10

Малоопасный

0,6-0,8

> 10 £ 20

Опасный

0,4-0,6

> 20 £ 40

Очень опасный

< 0,4

> 40

Оценка состояния дорог и планирование работ по их ремонту
и содержанию

11.13. Оценка состояния дорог и дорожных сооружений заключается в определении степени соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей предъявляемым требованиям и рациональном планировании работ по ремонту и содержанию.

11.14. Для оценки состояния дорог и дорожных сооружений проводят текущие и периодические (в том числе сезонные) осмотры, а также специальные и детальные обследования.

11.15. Осмотры выполняют, как правило, визуально, используя простейший мерный инструмент и портативные приборы. Для обследований применяют специальные приборы, оборудование и передвижные лаборатории, обеспечивающие получение объективных количественных данных. К обследованиям дорог привлекают на договорных основах специализированные организации (дорожно- и мостоиспытательные станции, проектные, научно-исследовательские организации и т.п.).

11.16. Результаты оценки фактического состояния дорог и искусственных сооружений являются основой для формирования годовых и перспективных планов ремонтных работ.

11.17. Ремонтные работы, т.е. работы по обеспечению необходимого эксплуатационного состояния автомобильных дорог, разделяют на две группы: содержание и ремонт.

Содержание заключается в систематическом уходе за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода и исправлении незначительных деформаций и повреждений всех конструктивных элементов.

К ремонтным относят работы по смене изношенных конструкций, элементов или замене их на более прочные и экономичные, улучшающие транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых сооружений, обеспечивающие повышение прочности дорожных одежд, увеличение несущей способности и габаритов искусственных сооружений в пределах норм, соответствующих категории ремонтируемой дороги, а также работы по периодическому возмещению износа верхнего слоя дорожного покрытия, повышению ровности и сцепных свойств, улучшению состояния искусственных сооружений и др.

11.18. При назначении конкретных видов и объемов работ на дорогах пользуются данными, приведенными в табл. 11.5.

Таблица 11.5


Коэффициенты

Проводимая работа

запаса прочности дорожной одежды Кпр

ровности покрытия Кр

сцепления
К


Кб


Ка

Содержание

³ 1

³ 1

³ 1

³ 0,6

< 20

Ремонт

< 1

< 1

£ 1

< 0,6

> 20

П р и м е ч а н и е. Коэффициент ровности покрытия Кр представляет собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическим, а коэффициент сцепных качеств Кс - отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения.

11.19. Работы по ремонту дорог и дорожных сооружений выполняют, как правило, на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной или сметной документации.

Требования к производству работ. Содержание дорог

11.20. Работы по содержанию дорог и искусственных сооружений проводят на всем протяжении дороги и их характер зависит от сезона года, категории дороги, типа искусственных сооружений и др.

11.21. Весной, летом и осенью выполняют работы по систематической очистке от пыли и грязи проезжей части дорог с цементобетонными, асфальтобетонными и другими черными покрытиями. Очистку ведут механическими щетками, поливочно-моечными и уборочными машинами. Мойку и уборку покрытий производят от оси дороги к обочине.

Гравийные (щебеночные) покрытия периодически профилируют, обеспечивая требуемые ровность и поперечный профиль, автогрейдерами или грейдерами при оптимальной влажности материала покрытия. В сухое теплое время года такие работы выполняют, руководствуясь действующими правилами.

11.22. Появляющиеся в летнее время на отдельных участках асфальтобетонных и других черных покрытий места с избытком вяжущего следует присыпать высевками или крупнозернистым песком. Более эффективной мерой является обработка таких участков малыми дозами (0,1-0,2 л/м2 ) органических растворителей (керосин, соляровое масло и др.) с последующей присыпкой песком и после некоторой выдержки (до 0,5 ч) очисткой поверхности механической щеткой.

11.25. На цементобетонных покрытиях в летнее время рекомендуется проводить профилактические работы по предохранению их от поверхностных разрушений путем гидрофобизации водными растворами и эмульсиями кремнийорганических соединений. Для нанесения водных растворов и эмульсий используют поливочно-моечные машины, оснащенные распределительным устройством для равномерного розлива гидрофобизатора с заданным расходом.

11.2. С наступлением теплой и устойчивой погоды приступают к устранению небольших деформаций и повреждений на земляном полотне, в системе водоотвода и на всех типах покрытий. Работы следует организовывать так, чтобы основной их объем был выполнен в возможно сжатые сроки и без существенных помех движению автомобилей. Места производства работ на дорогах должны быть ограждены дорожными знаками и указателями в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

11.25. Для заделки выбоин, просадок и т.д. на асфальтобетонных и других черных покрытиях используют отвечающие требованиям действующих ГОСТов или Технических условий горячие (в том числе литые), теплые или холодные асфальтобетонные смеси, а также влажные органо-минеральные смеси (ВОМС).

Выбоину обрубают по контуру, очищают и подгрунтовываютх) жидким или разжиженным битумом, остаточным битумом (гудроном), нагретым до 60°С, по норме 0,3-0,5 л/м2 . Затем осуществляют заделку выбоины, укладывая материал с учетом коэффициента запаса на уплотнение: 1,25-1,30 - для горячих и теплых асфальтобетонных смесей; 1,50-1,60 - для холодных; 1,7-1,8 - для ВОМС. Литые асфальтобетонные смеси укладывают заподлицо с поверхностью существующего покрытия.

х) При использовании ВОМС подгрунтовка выбоины не требуется.

После укладки и разравнивания материала его тщательно уплотняют электро- или пневмотрамбовками, ручными катками, а при больших выбоинах - гладковальцовыми катками (лучше с обрезиненными вальцами). Литые смеси не требуют уплотнения.

11.26. Наплывы, волны и сдвиги на покрытии устраняют специальной фрезой или с помощью ножа автогрейдера с последующей поверхностной обработкой выровненных участков.

11.27. Раковины, выбоины, отдельные очаги поверхностного разрушения на цементобетонных покрытиях заделывают цементо- или полимербетонными смесями, торкретбетоном, а также смесями на жидком промышленном стекле. В исключительных случаях допускается применение асфальтобетонных смесей.

Наиболее эффективным материалом являются полимербетонные смеси, приготавливаемые на основе эпоксидного вяжущего. Ориентировочные составы вяжущего приведены в табл. 11.6, а составы минеральной части смеси - в табл. 11.7. Для ремонта выбоин и раковин глубиной более 3 см используют полимербетон на эпоксидном вяжущем состава 1 или 3 (см. табл. 11.6) и минеральном материале, взятых в соотношении 1:7 (по массе); при глубине выбоин и раковин от 1 до 3 см это соотношение принимают в пределах 1:5-1:6; при глубине менее 1 см используют минеральный материал состава 5 (см. табл. 11.7) в соотношении от 1:4 до 1:5.

Таблица 11.6


Материал

Содержание материала, масс.ч.
для составов


1

2

3

Эпоксидная смола ЭД-20 или ЭИС-1

100

100

100

Полиэтиленполиамин

8-10

20-25

15-20

Дибутилфталатх)

20-25

-

-

Каменноугольный деготь Д-3хх)

-

50-100

-

Фуриловый спирт

-

-

20-30

х) Дибутилфталат можно заменить полиэфиром марки ПН-1 или МГФ-9 в количестве 35-40 масс.ч. или тиоколом марок НВТ, I, II в количестве 30-35 масс.ч.

хх) Каменноугольный деготь марки Д-3 можно заменить дегтем марки Д-4, Д-5 или жидким битумом марки МГ 70/130.

Таблица 11.7


Материал

Содержание минерального материала,
% по массе, в составах


1

2

3

4

5

Песок из отсевов дробления прочных изверженных пород крупностью, мм:






1,25-0,63; 2,5-1,25; 5-2,5

-

65-70

65

70

-

5,0-0,63

100

-

-

-

-

Среднезернистый кварцевый песок

-

30-35

25

20

100

Цемент, минеральный порошок или каменная мука

-

-

10

10

-

11.28. Для приготовления эпоксидного вяжущего в емкость с эпоксидной смолой добавляют пластификатор (дибутилфталат или разогретый до 40-60°C каменноугольный деготь) и перемешивают. После достижения смесью температуры наружного воздуха к ней добавляют отвердитель (полиэтиленполиамин) и смесь вновь перемешивают. Во избежание преждевременного отвердения эпоксидное вяжущее готовят небольшими (по 25-30 кг) порциями, чтобы использовать его в течение не более 1 ч при температуре воздуха 15-25°С и примерно 0,15 ч - при более высокой температуре.

После обработки стенок и дна эпоксидным вяжущим в количестве 0,3-0, кг/м2 выбоину заполняют полимербетонной смесью. Через 20-30 мин уложенный материал уплотняют ручным катком. Если вяжущее выступает на поверхность, то его присыпают каменными высевками и повторно уплотняют. Движение по участку открывают через 5-8 ч.

11.29. При восстановлении швов (или заделке трещин шириной больше 5 мм) их тщательно очищают и заполняют битумными (в том числе резинобитумными) мастиками, составы которых подбирают в зависимости от категории дороги и дорожно-климатической зоны согласно нормативно-техническим документам.

11.30. В местах выпучивания плит необходимо вырубить цементобетонное покрытие на ширину 0,5-1 м и уложить асфальтобетонное покрытие на всю толщину плиты.

11.31. В процессе содержания дорог с капитальными и облегченными дорожными одеждами в летний период восстанавливают или наносят вновь дорожную разметку согласно принятой схеме организации движения.

Разметку, выполненную краской, следует возобновлять, если ее износ на любом участке длиной 30 м составляет 50 % и более, а термопластиком - более 10 % по площади.

11.32. Разметку наносят на очищенное от пыли и грязи сухое покрытие с помощью разметочных машин в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями, соблюдая рекомендуемые нормы расхода материалов (ориентировочная норма расхода термопластика - 600 кг на 1 км сплошной линии при ее ширине 10 см, расход нитроэпоксидной эмали - 40 кг).

Нанесение на покрытие надписей и символов осуществляют с помощью специально изготовленных шаблонов.

11.33. Дорожная служба обязана осуществлять систематический уход за дорожными знаками, указателями, дорожными ограждениями. Первоочередной задачей является строгое обеспечение наличия указанных элементов в соответствующих местах на дороге.

В состав работ по содержанию знаков (указателей) входит выпрямление стоек и щитков, подтягивание или замена креплений, очистка и окраска знаков и стоек. Поврежденную световозвращающую пленку можно заменить на месте. Для этого поверхность щитка очищают и обезжиривают уайт-спиритом или бензином Б-70. На очищенное место и на тыльную сторону пленки наносят слой эпоксидного клея. Затем пленку накладывают на подготовленное место и прикатывают резиновым валиком. В случае снятия знака для ремонта в мастерской на его место немедленно устанавливают исправный знак. Знаки с автономным освещением осматривают в темное время суток (не реже 1 раза в неделю) и своевременно заменяют перегоревшие или снизившие светоотдачу лампы.

Очистку и окраску ограждений выполняют по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Металлические и железобетонные конструкции окрашивают синтетическими эмалями или перхлорвиниловыми фасадными красками, а деревянные опоры - алюминиевой или черной краской с помощью краскораспылителей.

Поврежденные элементы дорожных ограждений следует восстанавливать не позднее чем через 24 ч после обнаружения.

11.34. Остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки отдыха и др. следует содержать в чистоте.

11.35. При содержании искусственных сооружений выполняют работы по очистке элементов проезжей части и несущих конструкций, а также водопропускных труб от пыли, грязи, снега и льда, исправляют мелкие повреждения секций или элементов перил и ограждающих устройств, тротуаров, съемных элементов деформационных швов; заменяют мастику в швах; окрашивают отдельные элементы металлических конструкций; заменяют ослабленные заклепки; устраняют раковины и одиночные трещины на бетонных и железобетонных конструкциях, используя полимербетон (полимер-раствор), а также полимерцементные краски; устраняют повреждения в сварных стыках диафрагм между балками в сборных пролетных строениях путем подварки старых или приварки новых металлических накладок взамен поврежденных (новые накладки после приварки очищают от ржавчины и окрашивают синтетическими или полимерцементными красками); осуществляют на опорных частях подтяжку болтов, окраску, устраивают защитные коробы, исправляют положения катков, заменяют съемные детали без подъема пролетных строений.

Содержание водопропускных груб заключается в заполнении швов между секциями, заделке трещин в теле трубы, выравнивании лотка трубы и русла около трубы, устранении локальных повреждений укреплений насыпи у оголовков.

В состав работ по содержанию искусственных сооружений входят пропуск ледохода,, паводковых вод; предупредительные работы по защите мостов и труб от наводнений, заторов, размыва опор; обслуживание паромных переправ, наплавных мостов и др.

11.36. Содержание дорог в зимний период включает комплекс мероприятий по защите и очистке дорог от снега и борьбе с гололедом.

11.37. В процессе эксплуатации дороги дорожная служба обязана выявлять снегозаносимые места, устранять причины снежных заносов.

Если снегозащита организуется впервые, то на дорогах, проходящих в открытой местности, участки, подлежащие ограждению, определяют с учетом признаков заносимости, указанных в табл. 11.8.

Таблица 11.8

Категория заносимости участков


Краткая характеристика участка

Очередность
ограждения

Сильнозаносимые

Нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах. Все выемки на кривых

Первая

Среднезаносимые

Раскрытые выемки. Полувыемки-полунасыпи. Нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп . Пересечения в разных уровнях. Дороги, проходящие через небольшие населенные пункты в районах с интенсивными общими метелями

Вторая

Слабозаносимые

Насыпи высотой от Нп до Нн . Пересечения в одном уровне. Насыпи с барьерами безопасности

Третья

П р и м е ч а н и я: 1. Нп - расчетная высота снежного покрова в месте, где сооружена насыпь, м; Нн - высота незаносимой насыпи на данном участке дороги, м.

2. Незоносимыми в безлесной местности являются насыпи высотой Нп и более, не имеющие барьерных ограждений, а также нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить все количество снега, отлагающееся при метелях и снегопадах.

11.38. Для защиты дорог от снежных заносов применяют снегозащитные лесные полосы; снегозадерживающие заборы; переносные щиты; сетки из полимерных материалов; снежные траншеи.

При создании снегозащитных лесных полос и снегозадерживающих заборов следует руководствоваться пп. 7.29-7.31.

Расстояние установки переносных щитов от бровки земляного полотна назначают в зависимости от объема снегоприноса: до 25 м 3 /м - 30 м; до 50 м 3 /м - 40 м ; до 75 м 3 - 50 м и более 75 м 3 /м - 60 м.

Сетки на полимерной основе (просветность 50-55 %) располагают на расстоянии 60 м от бровки земляного полотна защищаемой дороги. Сетку крепят к кольям (стойкам) на высоте 25 см над уровнем земли.

11.39. Снежные траншеи применяют как самостоятельное средство защиты на слабозаносимых участках дорог или в сочетании с другими средствами снегозащиты в равнинной и слабопересеченной местности. Траншеи устраивают при толщине снежного покрова более 20 см с помощью двухотвальных снегоочистителей или бульдозеров. Оптимальное расстояние между осями соседних траншей составляет 12-15 м. Ближайшую к дороге траншею при отсутствии других средств снегозащиты размещают на расстоянии 30-100 м от бровки полотна дороги. Если траншеи служат дополнительным средством защиты к имеющимся насаждениям (заборам или щитам), то ближайшую к дороге траншею размещают с полевой стороны имеющихся снегозащитных линий на расстоянии 20-30 м от них. Траншеи возобновляют до тех пор, пока толщина снегоотложений в них не достигнет 1,0-1,5 м, после этого параллельно имеющимся закладывают новые траншеи.

В течение зимнего периода рекомендуется следующее минимальное количество траншей: при объеме снегоприноса до 100 м3 /м - 3; до 200 м3 /м - 4; более 200 м3 /м - 5.

11.40. Очистка дорог от снега должна быть организована так, чтобы в максимальной степени обеспечить бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств, свести к минимуму объем снегоуборочных работ и не создавать на полотне дороги препятствий, которые могут вызвать снежные заносы.

Для выполнения этих условий большое значение имеют оперативность и качество снегоочистки. К снегоочистке необходимо приступать сразу же с началом метели или снегопада.

Снегоочистительные машины должны работать на возможно большой скорости.

Исключительное значение имеет поддержание поверхности дороги в обтекаемом для снеговетрового потока состоянии. Нельзя оставлять по краям дороги снежные валы. которые служат главной причиной образования заносов. Валы необходимо полностью разбрасывать или разравнивать за бровкой земляного полотна. Снегу, убранному за бровку (в надкюветное пространство), придают уклон не менее 1:8.

11.41. Для предупреждения образования снежного наката необходимо проводить в период снегопада обработку дорожного покрытия химическими веществами или пескосоляной смесью.

При интенсивности снегопада от 1 до 3 мм/ч к распределению твердых химических веществ по поверхности дороги приступают через 15-20 мин после его начала, а при интенсивности 0,5-1 мм/ч - через 30-45 мин. Разлив жидких химических веществ целесообразно производить в начале снегопада.

11.42. На дорогах, где поддерживается регулярный режим зимнего содержания, а дорожные условия позволяют применять быстроходные машины, основой снегоочистительных мероприятий должна быть патрульная очистка.

11.43. Мероприятия по борьбе с гололедом нужно проводить на всем протяжении дороги, но в первую очередь на подъемах и спусках с большими уклонами, кривых малого радиуса, участках с плохой видимостью, пересечениях в одном уровне, искусственных сооружениях, подходах к ним и во всех других местах, где может потребоваться экстренное торможение.

11.44. Основным способом борьбы с гололедом является применение (профилактическое или после образования обледеневшего слоя) химических веществ. Фрикционный способ борьбы применяют в исключительных случаях.

11.45. При химическом способе борьбы с зимней скользкостью используют твердые и жидкие хлориды:

хлористый натрий в виде поваренной соли солепромыслов;

соли сильвинитовых отвалов и зубера, являющихся отходом калийных комбинатов;

хлористый кальций в виде чешуированного продукта содовых заводов;

смесь хлористо-натриевой соли или соли сильвинитовых отвалов с хлористым кальцием чешуированным в соотношении 88:12.

Одно- и многокомпонентные жидкие хлориды применяют в виде промышленных рассолов, в том числе получаемых в виде отходов промышленности, и природных рассолов подземных озерных и лиманных.

П р и м е ч а н и е. С целью снизить отрицательное влияние на окружающую среду в хлориды вводят добавки (ингибиторы) фосфатов. Для твердых хлоридов, хлористо-натриевого и хлористо-кальциевого составов следует применять добавки в виде однозамещенного фосфата натрия в количестве 5-7 %. В рассолы с преимущественным содержанием хлористого натрия вводятся 0,5-1 % хорошо растворимого в соляном растворе однозамещенного фосфата натрия и 2-3 % двузамещенного фосфата натрия, а в хлористо-кальциевые рассолы 2-5 % двойного суперфосфата.

11.46. Нормы распределения основных видов хлоридов (на 1 м 2 дорожного покрытия при 1 мм осадков), дифференцированные в зависимости от концентрации вещества и температуры воздуха в момент распределения , для разных видов отложений приведены в табл. 11.9.

Таблица 11.9


Содержание

Норма распределения хлоридов для борьбы

Хлориды

основного

с накатом и рыхлым снегом

с гололедом


вещества,

при температуре воздуха, о С


%

-5

-10

-15

-20

-2

-4

-6

Твердые хлориды, г/м2

Хлористый натрий в виде: а) поваренной соли; б) соли сильвинитовых отвалов; в) смеси солей а и б с хлористым кальцием в соотношении 88:12; г) зубера

90

80

50

20

25

35

35

40

65

50

55

90

65

70

115

40

45

70

75

85

135

110

125

200

Хлористый кальций в виде: а) чешуированного хлористого кальция; б) хлористого кальция фосфатированного

76

67

25

30

45

55

55

65

70

80

55

60

110

125

150

170

Жидкие хлориды, л/м2

Рассол хлористонатриевый

25
20
15

0,05
0,07
0,10

0,10
0,12
0,14

0,13
0,16
-

0,15
-
-

0,13
0,17
0,25

0,29
0,41
0,67

0,48
0,72
-

Рассол хлористокальциевый

35
30
20

0,40
0,04
0,06

0,06
0,08
0,12

0,08
0,10
0,16

0,09
0,11
-

0,10
0,12
0,12

0,21
0,26
0,52

0,31
0,40
-

П р и м е ч а н и я: 1. При других значениях температуры и концентрации вещества нормы для конкретного случая распределения того или иного вида хлорида определяют путем интерполяции. Если количество выпавших осадков, выраженное в мм водяного столба, не равно 1 мм, то норму распределения умножают на величину замеренного количества осадков.

2. Для многокомпонентных рассолов величина их расхода устанавливается по соли, преобладающей в нем.

3. Прочерк означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.

4. Общее количество соли, рассыпаемой за зимний период, не должно превышать 2 кг/м2 для II дорожно-климатической зоны и 1,5 кг/м2 - для III .

11.7. При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью в качестве противогололедного материала применяют песчаносоляную смесь. Еe приготавливают на пескобазах путем смешения фрикционных материалов с кристаллической солью в соотношении 90:10 (по массе). В качестве фрикционных материалов применяют песок, шлак, каменные высевки и другие местные материалы, не содержащие примесей (глину, золу и пр.), которые могут загрязнять дорожное покрытие или повышать его скользкость. Размер частиц фрикционных материалов не должен превышать 5-6 мм.

11.48. Оперативность борьбы с зимней скользкостью, стоимость и потребность в машинах в существенной мере зависят от организации складирования противогололедных материалов. Склады целесообразно размещать около источников получения хлоридов и непосредственно у дорог на экономически оправданных расстояниях. Для дорог общего пользования в зависимости от вида применяемого хлорида расстояние между складами назначают в пределах от 20 до 50 км.

11.49. Уровень зимнего содержания автомобильных дорог в зависимости от их административного и народнохозяйственного значения должен отвечать требованиям, приведенным в табл. 11.10.

Таблица 11.10


Народнохозяйственное и административное значение дорог


Интенсивность
движения, авт/сут

Минимальная ширина полностью очищенной поверхности дороги, м

Допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм

Допустимая толщина
уплотненного снега на проезжей части, мм

Допустимая толщина
уплотненного снега на обочинах мм

Максимальный срок снегоочистки и ликвидации зимней скользкости, ч

1

2

3

4

5

6

7

Общегосударственные и республиканские

1000-3000
500-1000
200-500

7

6

6

25
30
35

-
-
-

60
70
80

5
6
8

Областные или краевые, а также местные с регулярным автобусным движением в зимний период

1000-3000
500-1000
До 500

6
5
3

40
60
70

-
-
50

70
80
100

5
6
10

Местные без автобусного движения
непрерывного действия

200-500
До 200

-
-

70
80

70
100

120
150

12
16

Местные с допускаемым кратковременным перерывом в движении

Движение нерегулярное

-

-

100-150

180-200

48

П р и м е ч а н и е. Максимальный срок снегоочистки принимается с момента окончания снегопада или метели до момента выполнения указанных в графах 3-6 требований, а максимальный срок ликвидации гололеда и зимней скользкости - с момента их обнаружения до полней ликвидации.

Ремонт дорог

11.50. Работы по ремонту дорог в отличие от содержания выполняются в значительно больших объемах о периодичностью 1 раз в несколько лет. Такие работы обеспечивают не только восстановление дороги, но и улучшение ее транспортно-эксплуатационных показателей, а также дорожных сооружений с учетом требования автомобильного движения.

11.51. При ремонте земляного полотна выполняют работы по предотвращению пучинообразования путем частичной или полной замены грунта, увеличения высотных отметок насыпи, замены материала дренирующего слоя, устройства прикромочного дренажа, восстановления работоспособности всей системы водоотвода. Укрепляют обочины и откосы в необходимых местах, уширяют земляное полотно на отдельных участках.

11.52. Ремонт дорожных одежд включает работы по их усилению при недостаточной прочности конструкции, уширению в необходимых местах и (или) восстановлению ровности и сцепных свойств дорожного покрытия, а также возобновлению слоев износа.

Закрыть

Строительный каталог