РСН-88 (с изм. 1990), часть 5

Состав и объем геодезических разбивочных работ должны соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84.

4.39. Работы по переносу и переустройству пересекаемых трассой линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов, сносу или переносу крупных зданий и сооружений должны производиться по согласованию с владельцами этих линий и сооружений, как правило, силами специализированных организаций до начала строительства дороги.

4.40. Расчистка дорожной полосы в залесенной местности выполняется раздельными операциями - вырубка и вывозка строительного леса, срезка мелколесья и кустарника, корчевка пней. Все древесные отходы и остатки должны вывозиться в специально отведенные места для их реализации или ликвидации по согласованию с органами лесного надзора. Не допускается оставлять отходы расчистки леса на границе полосы отвода или за ее пределами после окончания расчистки.

В пределах контура земляного полотна, включая откосные части, должны быть удалены пни, крупные корни и древесные остатки.

Допускается оставлять в основании насыпей высотой более 1,5 м пни высотой менее 10 см при устройстве одежд усовершенствованного облегченного и переходного типов.

4.41. При обосновании способа возведения земляного полотна и размещения грунтовые резервов следует учитывать стоимость разработки и перемещения грунта, его строительные свойства, а также ущерб от отвода земель под резервы и карьеры.

При сооружении насыпи из грунтов боковых резервов в комплексе рабочих операций следует предусматривать планировку наружного откоса резерва крутизной не более 1:6 и последующий возврат на поверхность удаленного ранее слоя почвы (рекультивацию).

4.42. Отведенные для устройства насыпей грунтовые карьеры и резервы должны быть заблаговременно подготовлены к разработке в неблагоприятные сезоны года: обеспечены водоотводом, подъездными дорогами (с максимальным использованием существующей дорожной сети), а при разработке в зимнее время утеплены вспашкой, снегозадержанием или искусственными теплоизоляционными материалами.

4.43. До начала устройства земляного полотна с отведенной площади должен быть снят плодородный слой почвы. Использование почвы в насыпи не допускается.

Толщина снятого слоя, а также места его складирования устанавливаются по соответствующим данным проекта, согласованным с землепользователями и землеустроительными органами.

Складирование почвенного грунта из снятого слоя, как правило, следует производить в штабеля, размещаемые на границе полосы отвода с удобным подъездом. При наличии выемки штабель почвенного грунта размещают на расстоянии от бровки откоса, равном глубине выемки или превышающем ее.

Почвенный грунт из штабеля используется для рекультивации грунтовых выработок и мест с нарушенной поверхностью, а также для укрепления откосов насыпей и выемок. Оставшийся объем почвенного грунта передается землевладельцу для использования в агротехнических целях.

Снятие дерново-почвенного слоя следует предусматривать в составе комплекса земляных работ непосредственно перед отсыпкой насыпи или разработкой выемки.

4.44. Земляное полотно должно возводиться, как правило, без разрывов. Разрывы в земляном полотне по длине трассы допускаются на участках строительства больших и средних мостов.

Сосредоточенные земляные работы, специальные работы по закреплению основания земляного полотна, а также строительство малых мостов и труб, как правило, должны быть закончены до подхода отряда, выполняющего линейные земляные работы.

Допускаетщя строительство водопропускных труб в поперечных траншеях, отрытых в отсыпанной и уплотненной насыпи. Заполнение пазух грунта при этом следует проводить с послойным уплотнением до плотности не менее требуемой для основного массива насыпи.

4.45. Земляное полотно следует возводить с опережением (заделом) последующих работ, объем которых определяется проектом организации строительства из условия непрерывности и равномерности устройства дорожных одежд.

На участках задела должны быть выполнены следующие работы: земляное полотно должно быть возведено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована; обеспечена надежная работа водоотводных сооружений.

4.46. На время технологического перерыва между окончанием возведения земляного полотна и устройством дорожной одежды на участке задела допускается устраивать временную дорожную одежду и открывать временное движение с установленными по эксплуатационным условиям ограничениями скорости и нагрузки. Время технологического перерыва не включают в общую продолжительность строительства объекта.

После окончания технологического перерыва перед укладкой монолитных слоев дорожной одежды необходимо выполнить доуплотнение поверхности нижележащего слоя до требуемой плотности и провести профилировку.

4.47. Насыпи следует сооружать послойно с выравниванием и уплотнением каждого слоя. Плотность грунта перед укладкой слоев дорожной одежды должна быть не менее величин, приведенных в табл. 4.4. Толщина слоев в зависимости от вида грунта и применяемых уплотняющих машин ориентировочно назначается по табл. 4.10 и уточняется по данным пробного уплотнения, исходя из достижения требуемой плотности на всю толщину слоя при использовании данного вида уплотняющих средств.

Таблица 4.10


Толщина, см, слоя грунта


Вид уплотняющей

машины


пески,

супеси легкой


суглинка,

глины

крупнообломочного, мерзлого (комья)


при коэффициенте уплотнения


0,95

0,98-1,0

0,95

0,98-1,0

0,95

0,98-1,0

Каток на пневматических шинах массой
20-30 т (ДУ-29, ДУ-39А, ДУ-16В, ДУ-55)

14
40

18
30

16
35

20
20

16
20

20
15

Каток на пневматических шинах массой
15-16 т (ДУ-37Б)

16
25

20
20

20
20

22
15

-

-

Каток кулачковый массой 16-20 т, решетчатый (ДУ-57, ДУ-52)

8
40

12
30

8
35

12
20

6
40

8
30

Каток кулачковый массой 8 т (ДУ-26)

6
30

9
20

8
30

12
20

6
20

-

Каток вибрационный массой 4-8 т

4
75

6
40

-

-

4
60

6
40

Каток вибрационный массой 12-16 т (ДУ-52)

6
100

8
60

-

-

6
80

8
60

Трамбовочная плита массой 5,5 т, высота падения 5-7 м

3
160

6
120

3
120

6
90

4
120

8
90

Автомобили-самосвалы массой 10-15 т (КамАЗ, МАЗ и др.)

15
20

20
20

20
20

-

-

-

Скрепер с вместимостью ковша 9-15 м3

16
25

20
20

18
20

22
20

20
20

-

Скрепер с вместимостью 7-8 м3

16
25

20
20

16
20

20
20

-

-

П р и м е ч а н и я: 1. Над чертой указано число проходов катка по одному следу, под чертой - толщина уплотняемого слоя.

2. Показатели для катков приведены с полной загрузкой балластом и полным давлением в шинах.

3. Уплотнение рыхлых глинистых грунтов следует начинать более легкими катками или с уменьшенным давлением в шинах (2-3 прохода) .

4. Для уплотнения мерзлых грунтов применяются решетчатые катки.

4.48. В процессе уплотнения грунт должен иметь влажность, близкую к оптимальной, определенной ГОСТ 22733-77. Допускаемые отклонения в долях от оптимальной влажности приведены в табл. 4.3.

При влажности, близкой к нижней границе, необходимое уплотнение грунта достигается увеличением числа проходов или массы катка.

Просушивание грунта повышенной влажности в сухую теплую погоду может осуществляться естественным путем с рыхлением и перемешиванием верхнего слоя. Улучшение свойств грунта достигается введением сухого дисперсного грунта или иных инертных материалов (зола, торфяная пыль и т.п.). Увеличение прочности грунта повышенной влажности обеспечивается введением активных добавок: извести, цемента, зол уноса и т.п. Активные добавки применяются также для улучшения свойств основания земляного полотна.

4.49. Для обеспечения требуемого уплотнения в насыпях топливных золошлаковых смесей их влажность не должна быть выше 1,1 оптимальной.

4.50. При наличии признаков просадочности грунт в основании земляного полотна следует уплотнять при влажности не менее оптимальной (при необходимости с заливкой водой) трамбованием с последующей укаткой тяжелыми катками.

4.51. Уплотнение грунта в основании выемок, а также в нулевых местах и под низкими насыпями следует выполнять непосредственно перед устройством дорожной одежды. Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, на которую он может быть уплотнен имеющимися средствами, то лишний слой грунта снимают, перемещают на другую захватку или во временный кавальер и уплотняют нижний слой, затем удаленный грунт возвращают на уплотненный слой, выравнивают его и уплотняют.

4.52. Отсыпку насыпи следует вести на всю ширину проектного сечения с учетом требуемого заложения откосов. Не допускается разделение очередности работ по ширине поперечника (последующая досыпка краевых частей, уположение откосов подсыпкой и т.п.).

Разрабатывать выемки следует также на всю ширину проектного сечения послойно или забойным способом. Откосам следует придавать проектную крутизну в процессе разработки выемки.

При разработке выемок в недренирующих грунтах должен быть постоянно обеспечен водоотвод, для чего используются нагорные и отводные канавы, защитные валы и т.п.

Разработка выемок, а также водоотводных сооружений должна выполняться, как правило, с низовой стороны.

4.53. При увеличении ширины земляного полотна (при реконструкции дороги) грунт старой насыпи следует распределять в общий слой на всю ширину нового поперечника с выравниванием и уплотнением до требуемой плотности.

Материалы слоев старой дорожной одежды, если проектом не предусмотрено использование их в основании новой одежды, должны быть удалены и складированы для повторного применения.

4.54. Подсыпку грунта на обочины и его уплотнение производят, как правило, одновременно с планировкой и укреплением откосов в составе отделочных работ после укладки основных слоев дорожной одежды.

5. ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

5.1. Проектирование дорожных одежд включает выбор:

типа дорожной одежды (капитального, облегченного, переходного);

вида покрытия (цементобетонное, асфальтобетонное, щебеночное и т.п.) и его конструкции (количество и материалы слоев, наличие шероховатых и защитных слоев и слоев износа);

конструкции основания (количество и материалы слоев) и необходимости устройства дополнительного слоя (морозозащитный, теплоизолирующий, дренирующий и др.);

мероприятий по снижению влажности подстилающего грунта.

5.2. Область применения различных типов дорожных одежд и основных видов покрытия определяется следующими факторами:

сроком службы дорожной одежды до капитального ремонта;

категорией дороги;

обеспеченностью района строительства дороги материалами;

санитарно-гигиеническими требованиями;

стадийностью строительства;

стабильностью земляного полотна;

особенностями состава транспортного потока (наличие машин на гусеничном ходу и др.).

5.3. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий и область их применения приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Основные виды покрытий, применяемых в дорожных одеждах типа

Категория

капитального

облегченного

переходного

дороги

Цементобетонные монолитные.

Не применяются.

Не применяются.

III

Железобетонные сборные.




Асфальтобетонные.




Цементобетонные монолитные.

Асфальтобетонные.

Не применяются.

IV

Железобетонные сборные.

Дегтебетонные.



Асфальтобетонные.

Из щебня и гравия, обработанных вяжущими



Цементобетонные монолитные.

Асфальтобетонные.

Не применяются.

I-c

Железобетонные.

Дегтебетонные.



Асфальтобетонные.




Цементобетонные монолитные.

Асфальтобетонные.

Щебеночные и гравийные. Из


Железобетонные сборные.

Дегтебетонные.

местных каменных материалов,


Асфальтобетонные.

Из щебня, гравия и песка, обработанных органическими вяжущими

обработанных вяжущими*


* Допускаются в исключительных случаях на подъездах к отдельно стоящим населенным пунктам, в которых не расположены объекты сельскохозяйственного производства.

Требования к материалам покрытий и других слоев дорожных одежд приведены в пп. 5.23-5.84.

По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств и по реакции на воздействие климатических факторов дорожные одежды следует подразделять на одежды с жесткими покрытиями и слоями основания (далее условно именуемые жесткие дорожные одежды) и на одежды с нежесткими покрытиями и слоями основания (нежесткие дорожные одежды).

5.4. Расчетная схема дорожной одежды выбирается с учетом наиболее существенных факторов, определяющих напряженное состояние и деформации:

слоистости конструкции;

условий сопряжения слоев;

наличия трещин или швов в слоях;

продолжительности и повторяемости действия нагрузок;

зависимости механических характеристик асфальтобетона от температуры, а грунта - от влажности.

5.5. При проектировании дорожных одежд за расчетную принимают нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН (10 тс).

Влияние состава и интенсивности движения транспортных потоков на дорожную одежду за период ее службы до капитального ремонта учитывают, используя в расчетах на прочность и расчетную интенсивность движения.

5.6. Расчетную интенсивность движения допускается устанавливать для перспективного периода, зависящего от типа дорожной одежды и вида покрытия и определяемого по табл. 5.2.

Таблица 5.2

Тип дорожной одежды

Вид покрытия

Перспективный
период, лет

Капитальный

Асфальтобетонное

18


Цементобетонное

25

Облегченный

-

12

Переходный

-

8

5.7. Для внутрихозяйственных дорог с капитальным и облегченным типами дорожных одежд следует определять расчетную интенсивность движения по расчетному объему грузовых перевозок в месяц «пик».

Жесткие дорожные одежды

5.8. К жестким дорожным одеждам следует относить одежды, имеющие покрытия:

цементобетонные монолитные;

асфальтобетонные на основаниях из цементобетона;

сборные из железобетонных плит.

5.9. Толщину бетонных покрытий следует назначать по расчету с учетом материалов оснований, но не менее значений, приведенных в табл. 5.3.

Таблица 5.3


Материалы основания

Толщина покрытия, см, для дорог категорий


III, IV

I-c

II-c

Каменные материалы и грунты, обработанные неорганическими вяжущими

18

-

-

Гравийно-песчаные, песчаные

20

18

16

5.10. Расчет толщины монолитного цементобетонного покрытия следует производить с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры.

Толщину основания следует рассчитывать исходя из условия прочности раздельно для периодов строительства дорожной одежды (с целью использования основания для движения построечного транспорта) и эксплуатации автомобильной дороги. Окончательно принимают большую толщину основания.

Асфальтобетонное покрытие и цементобетонное основание по условию прочности следует рассчитывать для наиболее неблагоприятного периода года - жарких летних месяцев, когда модуль упругости асфальтобетона минимальный.

5.11. Порядок расчета прочности жестких дорожных одежд следует принимать согласно действующим нормативным документам.

5.12. В бетонных покрытиях и основаниях следует проектировать поперечные и продольные швы. К поперечным относятся швы расширения, сжатия, коробления и рабочие. Поперечные швы не устраивают в основаниях из бетона проектного класса по прочности при сжатии В75 и ниже.

Продольные и поперечные швы должны, как правило, пересекаться под прямых углом.

Расстояние между швами сжатия (длину плит) определяют расчетом. Допускается назначать длину плит в зависимости от толщины цементобетонного слоя согласно табл. 5.4.

Таблица 5.4

Толщина цементобетонного слоя, см

16

18

20 и более

Длина плиты, м

4,0-4,5

4,5-5,0

5,0-5,5

Швы расширения устраивают периодически в зависимости от температуры воздуха, при которой производят бетонирование: менее 5°С - через 6 плит; 5-10°С - через 12 плит; более 10°С - шов расширения совмещается о рабочим.

5.13. Железобетонные дорожные плиты при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять на дорогах общего пользования в Архангельской, Вологодской, Кировской, Костромской, Пермской областях, Удмуртской и Коми АССР по согласованию с Минавтодором РСФСР и на внутрихозяйственных дорогах колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Нечерноземной зоны РСФСР по согласованию с Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР в следующих случаях:

при устройстве покрытий на участках насыпей, сооружаемых на слабых основаниях или болотах глубиной более 2 м без выторфовывания;

при устройстве покрытий на насыпях, устраиваемых из переувлажненных грунтов;

при реконструкции внутрихозяйственных дорог на действующих животноводческих комплексах, фермах и других объектах, на которых по условиям технологии сельскохозяйственного производства не допускается перерывов движения транспортных средств.

5.14. Плиты сборного покрытия следует проектировать по условиям прочности и трещиностойкости на действие колесной нагрузки и собственного веса плит, являющегося расчетным при их подъеме за монтажные устройства при укладке в штабеля и погрузке в транспортные средства.

5.15. Под сборным покрытием, укладываемым на песчаное основание, целесообразно предусматривать прослойки из геотекстильного материала.

Нежесткие дорожные одежды

5.16. Напряжения и деформации нежестких дорожных одежд и земляного полотна под действием расчетной нагрузки следует определять с применением методов теории упругости для слоистого полупространства с учетом возможных условий сопряжения слоев на контакте. Допускается приводить многослойные дорожные одежды и земляное полотно к двух- и трехслойным расчетным моделям.

Нежесткие дорожные одежды следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного воздействия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки следует принимать равной 0,1 с и в расчет вводить соответствующие этой продолжительности значения модулей упругости и прочностных характеристик материалов и грунта.

Расчет нежестких дорожных одежд следует выполнять по трем критериям прочности: упругому прогибу всей конструкции, сопротивлению сдвигу в грунте и слабосвязных слоях одежды, растяжению при изгибе слоев одежды из асфальтобетона, а также из грунтов и каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими.

При расчете собственно асфальтобетонного покрытия на растяжение при изгибе его характеристики должны соответствовать низким весенним температурам. При расчете же слоев из слабосвязных материалов и грунта на сопротивление сдвигу модуль упругости асфальтобетона для покрытия должен соответствовать весенним повышенным температурам.

Одежду внутрихозяйственной дороги рассчитывают, учитывая два неблагоприятных для прочности конструкции периода, связанных с сезонностью сельскохозяйственных работ (доставка удобрений, посевная, уборка урожая и т.д.) и обусловленных наибольшим увлажнением земляного полотна с учетом соответствующей расчетной интенсивности движения; наибольшей расчетной интенсивностью движения с учетом соответствующей влажности земляного полотна. После сопоставления двух полученных при расчете вариантов следует выбирать тот, который оказался более капитальным.

5.17. Порядок расчета прочности нежестких дорожных одежд следует принимать согласно действующим нормативным документам.

5.18. При расчете слоев дорожной одежды из асфальтобетонов, а также из грунтов и каменных материалов, обработанных неорганическими вяжущими, на воздействие нагрузок при расчетной интенсивности движения Np < 30 ед/сут допускается устанавливать коэффициент усталости такой же, как и при Np = 30 ед/сут.

При расчете слоев одежды из слабосвязных материалов и грунтов земляного полотна на воздействие нагрузок при расчетной интенсивности движения менее 50 ед/сут допускается устанавливать коэффициент запаса К2 = 1,23.

При расчете одежды по упругому прогибу на воздействие нагрузок при расчетной интенсивности движения менее 10 ед/сут допускается назначать требуемый модуль упругости по табл. 5.5.

Таблица 5.5

Категория дороги

Требуемый модуль упругости дорожной одежды типа


капитального

облегченного

переходного

III

180

-

-

IV, I-c

160

125

-

II-c

140

100

65

5.19. Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщину конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее значений, приведенных в табл.5.6. Причем общая толщина верхних слоев из материалов, содержащих органическое вяжущее, не должна быть менее 10 см, если они подстилаются слоем из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, и не менее 8 см, если они подстилаются слоем из материалов, укрепленных комплексными и медленнотвердеющими вяжущими.

Таблица 5.6

Материал покрытия и других слоев дорожной одежды

Толщина слоя, см

Асфальтобетон или дегтебетон:


крупнозернистый

6

мелкозернистый

4

песчаный

3

Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими в установке

8

Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки

8

Облегченная пропитка

6

Щебень, обработанный органическими вяжущим по способу полупропитки

4

Щебеночные (гравийные) и песчаные смеси, приготовленные способом смешения на дороге

8

Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими, на основании:


песчаном

15

прочном (каменном или из укрепленного грунта)

8

Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими

10

П р и м е ч а н и я: 1. Толщину конструктивного слоя следует принимать во всех случаях равной не менее чем 1,5 размерам наиболее крупной фракции минерального материала, применяемого в данном слое.

2. В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку толщиной не менее 10 см из песка, высевок, обработанного вяжущими грунта или других водостойких материалов.

3. При реконструкции толщина покрытия, устраиваемого по способу смешения на дороге, может быть уменьшена до 5 см, что должно быть обосновано технико-экономическим расчетом.

5.20. На покрытиях из асфальтобетонных смесей типов В и Д всех марок, типов Б и Г II и III марок рекомендуется устраивать слои износа способом одиночной поверхностной обработки, а из щебеночного (гравийного) материала, обработанного органическими вяжущими, - слои износа способом двойной поверхностной обработки.

В дорожных одеждах с покрытиями и основаниями из щебня, не обработанного вяжущим, рекомендуется использовать армирующие прослойки в виде сетки.

5.21. Дорожную одежду укрепленных полос обочин (краевые полосы) шириной 0,5-0,75 м от кромки проезжей части следует устраивать идентичной одежде основной проезжей части.

Поверхность обочин шириной 0,5 м от бровки земляного полотна следует укреплять засевом трав. На остальной части обочин следует устраивать дорожную одежду, рассчитываемую на 1/3 интенсивности по полосе движения с покрытиями не ниже чем из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими.

5.22. Для предохранения обочин и откосов земляного полотна от размыва на участках дорог с продольными уклонами более 30 на насыпях высотой более 4 м, в местах вогнутых кривых в продольном профиле следует предусматривать устройство продольных лотков и других сооружений для сбора и отвода стекающей с проезжай части воды.

Материалы для цементобетонных слоев

5.23. Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-85 и табл. 5.7.

Таблица 5.7


Конструктивный
слой


Минимальный проектный класс (марка) бетона
по прочности

Минимальная проектная марка бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, ° С


на растяжение при изгибе

на сжатие

от 0 до минус 5

от минус 5 до минус 15

ниже минус 15

Покрытие

Вbtb 3,6 ( Ри45)

В25* (М350)

100

150

200

Основание

Вbtb 1,2 ( Ри15)

В5 (М75)

25

50

50

П р и м е ч а н и я: 1. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП 2.01.01-82.

2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных предварительно напряженных плит.

*Для дорог III категории - В27,5.

5.24. Для бетона, применяемого в покрытиях, следует использовать портландцемент, отвечающий требованиям ГОСТ 10178-85.

5.25. Для бетона в основании разрешается применять портландцемент с минеральными добавками и шлакопортландцемент марок 300 и 400, соответствующие требованиям ГОСТ 10178-85. Содержание С3 А в клинкере при этом не нормируется. Схватывание цемента для оснований должно начинаться, как правило, не ранее чем через 2 ч.

5.26. При использовании суперпластификаторов в бетоне следует иметь в виду, что ГОСТ 10178-85 запрещает поставлять потребителю в этом случае пластифицированный или гидрофобный цемент.

При хранении цемента на бетонном заводе должны соблюдаться требования ГОСТ 22237-85.

5.27. Крупный и мелкий заполнители для бетона, применяемого для покрытий и оснований, следует выбирать в соответствии с указаниями ГОСТ 10268-80 (с изменением № 1), ГОСТ 8267-82, ГОСТ 8268-82 и ГОСТ 10260-82. Если крупный и мелкий заполнители не отвечают требованиям действующих нормативных документов, то их применение должно быть обосновано специальными исследованиями.

5.28. Наибольшая крупность заполнителя должна приниматься в соответствии с указаниями СНиП 3.06.03-85. Она на должна превышать 40 мм для однослойных покрытий, 70 мм - для оснований.

5.29. Мелкий заполнитель по зерновому составу и содержанию пылевидных и глинистых частиц, в том числе глины в комках, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-85 и ГОСТ 10268-80.

5.30. При выборе мелкого заполнителя для бетона, применяемого для покрытий, следует иметь в виду, что использование песка повышенной крупности и крупного позволяет получить более экономичные по расходу цемента бетоны. Применение среднего, мелкого и очень мелкого песков в бетоне с комплексной добавкой практически равноценно с точки зрения расхода цемента; использование более мелких песков надежнее обеспечивает получение требуемого объема вовлеченного воздуха в бетонной смеси.

5.31. Вода для приготовления бетонных смесей, растворов химических добавок, промывки заполнителей, а также для ухода за свеже-уложенным бетоном должна удовлетворять требованиям ГОСТ 23732-79.

5.32. Для улучшения свойств бетонной смеси и бетона, а также для снижения расхода цемента в смесь при ее приготовлении следует вводить воздухововлекающие (газообразующие) и пластифицирующие химические добавки по классификации ГОСТ 24211-80.

В бетон для покрытий следует вводить комплексные (пластифицирующие и воздухововлекающие) добавки, а при отсутствии воздухововлекающих - газообразующие добавки.

В бетон для оснований следует вводить, как правило, только пластифицирующие добавки.

Добавки выбирают в соответствии с ГОСТ 26633-85.

5.33. В качестве пластифицирующей добавки разрешается применять ЛСТ марки Е по ОСТ 13-183-83 (прежнее название продукта - СДБ). В опытном порядке, по согласованию с Союздорнии, допускается использовать пластифицирующую добавку ЛСТМ-2 по ТУ 13-04-600-81.

В качестве добавок-суперпластификаторов следует применять добавки на нафталинформальдегидной основе - диспергатор НФ марки А по ГОСТ 6848-79 и разжижитель С-З по ТУ 6-14-625-80 с изменением № 1.

5.3. В качестве воздухововлекающих добавок, применяемых для обеспечения морозостойкости бетонов для покрытий, следует использовать добавку СНВ (смола нейтрализованная воздухововлекающая) по ТУ 81-05-75-74 или добавку ППФ марки 1 (мыло сульфатное облагороженное) по ТУ 13-4000177-109-86. Допускается применять добавку СВП (смола воздухововлекающая пековая) по ТУ 13-4000177-216-86 на опытную партию, а также воздухововлекающую добавку СДО (смола древесная омыленная) по ТУ 13-05-02-83.

Для бетона, применяемого в покрытии, пластифицирующе-воздухо-вовлекающую добавку ЩСПК (бывшая ПАЩ) по ТУ 113-03-488-84 следует использовать в комплексе с воздухововлекающей.

5.35. В качестве газообразующей добавки рекомендуется применять добавку 136-41 (прежнее название ГКЖ-94 - гидрофобная кремний-органическая жидкость) или 136-157М (бывшая ГКЖ-94М) по ГОСТ 10834-76. Эта добавка вводится в бетонную смесь в количестве 0,1-0,2% массы цемента. Объем образующегося газа в бетонной смеси при этом не нормируется.

Закрыть

Строительный каталог