РСН-88 (с изм. 1990), часть 13

11.53. Усиление дорожных одежд выполняют одним из трех основных способов: строительство нового покрытия поверх старой дорожной одежды с учетом требуемой прочности дорожной конструкции; замена верхнего или всех слоев покрытия с сохранением или усилением основания; полная замена всей дорожной одежды с учетом перспективы роста интенсивности движения. Работы выполняют, руководствуясь требованиями к новому строительству.

11.51. При уширении проезжей части дорог общего пользования возможны два варианта: одностороннее (несимметричное) уширение и двустороннее. Выбор варианта и определение уширения осуществляют на стадии разработки проекта.

При одностороннем уширении дорожной одежды, как правило, укладывают выравнивающий слой и новое покрытие на всю ширину проезжей части. Этот вариант чаще требует и уширения земляного полотна с соответствующей стороны.

Двустороннее уширение может быть выполнено двумя способами: уширение проезжей части за счет обочин или краевых укрепительных полос (т.е. с каждой стороны на 0,5-0,75 м) без уширения земляного полотна; устройство дорожной одежды на уширенном с двух сторон земляном полотне.

11.55. Восстановление ровности гравийных, щебеночных и им подобных покрытий осуществляют методом сплошной ремонтной профилировки с добавлением нового материала и последующей обработкой верхнего слоя обеспыливающими материалами.

Асфальтобетонные и другие черные покрытия выравнивают путем укладки тонких слоев из асфальтобетонных и им подобных смесей, или методом термопрофилирования с применением комплекса специальных машин (ДЭ-232 и ДЭ-234). Работы выполняют в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

Для восстановления ровности цементобетонных покрытий на отдельных участках используют полимербетонные смеси (см. п. 11.27). Их укладывают по грунтовочному слою - эпоксидно-каменноугольному вяжущему (см. табл. 11.6, состав 2), которое наносят по норме 0,5 кг/м2 . Смесь распределяют через 25-30 мин (после подгрунтовки) асфальтоукладчиком, а при небольших объемах работ - вручную. Уплотняют легкими двухвальцовыми катками.

11.56. Слой износа, а также сцепные свойства дорожных покрытий восстанавливают способами поверхностной обработки, а такие путем устройства тонких шероховатых слоев из специально подобранных смесей на основе органических вяжущих.

11.57. Различают три способа поверхностной обработки: одиночная обработка, при которой на очищенное от пыли и грязи покрытие разливают органическое вяжущее с последующими распределением щебня определенных фракций и укаткой;

одиночная обработка с двукратным распределением щебня. При этом вяжущее наносят в большем количестве, чем в первом случае, и по нему распределяют сначала щебень размером зерен 15-25 мм с прикаткой катками, а затем щебень фракции 5-10 мм, который укатывают за 4-5 проходов катка по каждому следу со скоростью 2-3 км/ч;

двойная обработка покрытия о розливом вяжущего в два приема и распределением после каждого розлива щебня и его укаткой. Этот способ применяют преимущественно на цементобетонных покрытиях.

11.58. Для поверхностной обработки применяют вязкие дорожные битумы, а также битумные эмульсии.

Щебень должен быть из высокопрочных пород. В исключительных случаях допускается применять разнопрочный щебень с содержанием менее прочного компонента не более 50 %. Используют следующие фракции щебня: 5-10, 10-15, 15-20 и 20-25 мм. Выбор той или иной фракции зависит от состояния эксплуатируемого покрытия (сопротивление вдавливанию щебня), а также требуемой шероховатости поверхности покрытия.

11.59. Вяжущие материалы следует применять при температуре нагрева, обеспечивающей нормальное прилипание к минеральному материалу. Для улучшения сцепления вяжущего с каменным материалом используют поверхностно-активные добавки или активаторы.

Щебень должен быть обработан органическим вяжущим по норме 1-1,5 % массы щебня (в том числе битумом марок БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 130/200, МГ 130/200, МГ 70/130 и др.). Необработанный щебень допускается применять на дорогах с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут. Не обрабатывают битумом щебень, используемый для второй россыпи при устройстве поверхностной обработки с двукратным распределением щебня (см. п. 11.57).

11.60. Поверхностную обработку устраивают на сухом и достаточно прогретом покрытии при температуре воздуха не ниже 15°С (при использовании битумных эмульсий работы можно проводить при температуре воздуха не ниже 5°С).

К устройству поверхностной обработки приступают только после устранения всех имеющихся повреждений и деформаций на покрытии (выбоин, просадок, наплывов, трещин и др.) и тщательной очистки покрытия от пыли и грязи. В отдельных случаях при невозможности обеспечить требуемую чистоту покрытия рекомендуется его подгрунтовывать путем розлива жидкого битума о расходом 0,3-0,5 л/м2 .

11.61. Основной розлив вяжущего осуществляют на половине проезжей части в один прием без пропусков и разрывов. При возможности обеспечения объезда розлив вяжущего выполняют по всей ширине проезжей части.

11.62. По нанесенному тонкому слою вяжущего распределяют щебень самоходными, навесными или веерными распределителями и сразу же укатывают средними (за 2-3 прохода по одному следу), а затем тяжелыми (за 2 и более проходов) катками. Для лучшего формирования поверхностной обработки целесообразно применять самоходные катки на пневматических шинах или катки с обрезиненными металлическими вальцами.

11.63. При устройстве поверхностных обработок с применением эмульсии ее разливают первоначально в количестве 30 % нормы и рассыпают щебень в количестве 70 % нормы, а затем сразу разливают остальное количество эмульсии и распределяют оставшийся щебень. Укладку выполняют согласно п. 11.62, приурочивая ее к началу распада эмульсии.

11.64. Нормы расхода органических вяжущих и минеральных материалов для поверхностной обработки принимают в соответствии с табл. 11.11.

Таблица 11.11


Способ обработки

Фракция щебня,

Расход щебня

Расход вяжущего,


мм

кг/м2

м3 /100 м2

л/м2

Одиночная с применением вязкого битума

10-15

15-20

20-25

15-20

20-25

25-30

1,2-1,4

1,3-1,5

1,4-1,6

0,5-0,7

0,7-0,9

0,9-1,2

Одиночная с применением вязкого битума и двухкратной
россыпью щебня

15-25

(первая россыпь)


5-10
(вторая россыпь)

16-18




6-8

1,2-1,4




0,6-0,8

1,4




-

Одиночная с применением битумной эмульсии 50%-ной концентрации

5-10

10-15

15-20

20-25

12-15

15-20

20-25

25-30

0,9-1,1

1,2-1,4

1,3-1,5

1,4-1,6

1,1-1,8

1,8-2,0

2,0-2,4

2,4-2,6

Двойная обработка с применением вязкого битума

15-20

или

20-25

(первая россыпь)


5-10

или

10-15

(вторая россыпь)

20-25


25-30




12-15


15-20

1,3-1,5


1,4-1,6




0,9-1,1


1,2-1,4

1,1-1,8


(первый розлив)



0,6-0,8


(второй розлив)

П р и м е ч а н и е. При применении необработанного щебня нормы розлива вяжущего повышают на 20 %.

11.65. После открытия движения транспорта необходимо в течение первых 10 сут обеспечить тщательной уход за поверхностной обработкой. Для сохранения нормальных условий формирования обработки, а также во избежание отрыва щебенок в повреждения ими стекол проезжающих автомобилей следует в этот же период ограничить скорость движения до 40 км/ч и организовать его регулирование по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия не позднее чем через 1 сут после открытия движения. Дефектные места следует немедленно исправить.

11.66. На дорогах с интенсивным и тяжелым движением, вместо обычной поверхностной обработки в качестве слоя износа устраивает шероховатые слои толщиной 1,5; 2,0 и 2,5 см из специально подобранных горячих щебеночных (50-85 % щебня) смесей на основе органических вяжущих. Технология приготовления таких смесей аналогична применяемой для получения асфальтобетонных смесей. До укладки слоя осуществляют необходимую подготовку покрытия в соответствии с п. 11.60.

Смесь распределяют асфальтоукладчиком с выключенным трамбующим брусом и виброплитой. Толщина слоя должна быть на 3-5 мм больше максимального размера щебня в смеси. Расход смеси зависит от крупности щебня и составляет от 30 до 60 кг/м2 . Уплотняют смесь пневмокатками: легкими (за 10-14 проходов) при температуре смеси 120-140°С и затем тяжелыми (за 6-10 проходов) при температуре смеси 90-120°С.

11.67. При ремонте искусственных сооружений осуществляют: смену покрытия (частично или полностью) на проезжей части и тротуарах мостов; восстановление или замену переходных плит, тротуарных блоков, ограждений, перил, бордюра, деформационных швов и их элементов; восстановление гидроизоляции на проезжей части и тротуарах; усиление и уширение мостов (путепроводов) с доведением их габаритов и грузоподъемности до требуемых значений; восстановление или замену пролетных строений (или их элементов), опорных частой; антисептирование, окраску, торкретирование и нанесение других защитных покрытий на пролетные строения и опоры; восстановление, усиление, ремонт, замену отдельных звеньев и оголовков труб, ремонт изоляции труб и стыков и др.

Ремонт, как правило, выполняют на основе проектно-сметной документации.

11.68. Ремонт элементов инженерного оборудования и обустройства дороги должен включать: восстановление или замену барьерных ограждений, направляющих элементов, дорожных знаков, остановочных, посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, а также переустройство существующих и устройство новых пересечений и примыканий дорог в одном уровне; восстановление или замену электроосвещения на отдельных участках дорог, а также технологической связи; устройство снегозащитных лесных полос, изготовление средств снегозащиты; восстановление существующих и строительство новых баз противогололедных материалов; обследование и диагностику дорог и дорожных сооружений; архитектурно-художественное оформление дороги или ее участков. Работы выполняют на основе соответствующей технической документации.

Организация работ по содержанию и ремонту дорог

11.69. В целях рациональной организации работ по содержанию и ремонту автомобильные дороги за подразделениями дорожной службы закрепляют по линейному, территориальному или линейно-территориальному принципу.

11.70. На закрепленных дорогах подразделения дорожной службы обязаны выполнять весь комплекс работ по содержанию. Ремонт дорог и дорожных сооружений может выполняться как собственными силами, так и с привлечением подрядных дорожных организаций.

11.71. Для повышения оперативности в ликвидации возможных причин возникновения ДТП, перерывов и ограничений движения создают в вида отдельного звена (или звеньев) дорожно-патрульную службу (ДПС). Звено ДПС оснащают специальным автомобилем, необходимым инструментом и инвентарем, а также средствами организации движения. Порядок патрулирования дорог устанавливает вышестоящая организация.

11.72. Подразделения дорожной службы должны быть оснащены машинами и оборудованием, позволяющими выполнять работы по содержанию и ремонту дорог механизированным способом на современном техническом уровне. Ориентировочная потребность в средствах механизации для выполнения ремонта и весенне-летне-осеннего содержания дорог (в расчете на 100 км дорог с разными типами дорожных одежд) приведена в табл. 11.12, а для зимнего содержания - в табл. 11.13.

Таблица 11.12




Средство механизации

Потребность в средствах механизации на 100 км дорог по типам дорожных одежд


капитальным и облегченным

переходным

Автогидроподъемник грузоподъемностью 300 кг

2

1

Автогрейдер тяжелый

1

2

Автогрейдер средний (в том числе прицепной к трактору кл. тяги 3 тс)

1

1

Автогудронатор (вместимость цистерны 4-6 т)

1

-

Асфальтоукладчик самоходный (производительность до 150 т/ч, ширина укладываемой полосы до 3,75 м)

2

-

Бетоносмесительная установка (объем замеса 65 л)

1

-

Битуморазогреватель передвижной

1

-

Бульдозер на тракторе (кл. тяги 3-6 тс)

2

3

Вибратор поверхностный электрический

В расчете на объем работ

Виброрейка (ширина захвата 1,5-4,5 м)

То же

Заливщик швов цементобетонных покрытий (производительность до 500 м/смену, вместимость котла 600 л)

1

-

Каток малогабаритный вибрационный самоходный типа ДУ-60

2

-

Каток самоходный комбинированного действия типа ДУ-52

2

-

Каток статический самоходный трехвальцовый типа ДУ-51

2

-

Каток самоходный на пневматических шинах типа ДУ-55

3

1

Каток полуприцепной на пневматических шинах (масса 15 т, ширина уплотняемой полосы 2,6 м, кл. тяги 3 тс) типа ДУ-37Б

1

1

Косилка (ширина скашивания 1,5 м, рабочая скорость до 4,6 км/ч)

2

1

Котел для разогрева термопластика прицепной (вместимость 1,2 м3 )

1

-

Кран автомобильный (грузоподъемность до 10 т)

1

1

Кюветовосстановитель

1

1

Машина дорожная комбинированная со сменным оборудованием для устранения мелких повреждений (деформаций) на асфальтобетонных и других черных покрытиях (на базе автомобиля ЗИЛ-133-Г2)

2

-

Машина дорожная комбинированная (на базе автомобиля ЗИЛ-130) для содержания дорог (мойки, поливки, обеспыливания)

1

1

Машина для осмотра и ремонта мостов

В расчете на объем работ

Машина маркировочная для разметки покрытий лакокрасочными материалами

1
на 200 км

-

Машина маркировочная для разметки покрытий термопластичными материалами

1
на 200 км

-

Машина специальная «Дорожная служба»

2

1

Оборудование для мойки обустройства дорог

1

1

Оборудование (комплект) для ремонта поверхностных дефектов железобетонных мостов

По потребности
специализированных подразделений

Оборудование для нанесения защитных слоев одежды мостового полотна

То же

Погрузчик одноковшовый фронтальный (грузоподъемность 2 т)

2

1

Силовой агрегат с набором ручного механизированного инструмента

По потребности
специализированных подразделений

Универсальная базовая машина (трактор колесный, спецшасси) с комплектом сменного оборудования для содержания и ремонта дорог

2

1

Термопрофилировочный комплект машин (ДЭ-232 + ДЭ-234) для восстановления асфальтобетонных покрытий

1
на 200 км

-

Щебнераспределитель для поверхностной
обработки

1

-

Ямобур

1

1

Экскаватор с ковшом до 0,5 м3

2

1

Электростанция передвижная (мощность 30 кВт)

По потребности
специализированных подразделений
по ремонту мостов

Электро-газосварочный передвижной агрегат на одноосном прицепе

То же

Таблица 11.13


Потребность (на 100 км) в средствах механизации в зависимости

Наименование

от категории трудности снегоборьбы

средств

I

II

III

IV

механизации

и категории дороги



III

IV, I-c, II-c


III

IV, I-c, II-c


III

IV, I-c, II-c


III

IV, I-c, II-c

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Одноотвальный плужный снегоочиститель (ширина отвала 3 м, рабочая скорость 25-40 км/ч)

4

3

3

2

6

5

4

2


8

6

5

4

9

7

6

5

Снегоочиститель шнекороторный на базе автомобилей ЗИЛ-131, ЗИЛ-157КЕ, УРАЛ-375Е (производительность 100-120 т/ч); фрезернороторный на базе трактора
колесного К-701 (ширина захвата 3 м)

1

0,5

1

0,5

1,5

1

1

0,5

3

1,5

2

1

4

2

3

1,5

Бульдозер с поворотным отвалом (мощность 118 кВт)

-

-

-

1

-

1

1

3

1

2

1

4

2

Автогрейдер легкий (мощность 66 кВт)

2

2

3

3

2

2

3

3

3

2

4

3

3

2

5

3

Распределитель твердых противогололедных материалов (вместимость бункера 5м3 , ширина распределения до 10 м)

8

5

8

5

8

5

8

5

То же, жидких материалов (вместимость бункера 5м3 , ширина распределения до 7 м)

3

2

3

2

3

2

3

2

П р и м е ч а н и я : 1. Над чертой - для заносимых автомобильных дорог, под чертой - для незаносимых.

2. 1 - районы легкой снегоборьбы: Калининградская обл.; II - средней трудности: Карельская АССР, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калининская, Костромская, Московская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Пермская, Свердловская обл.; южные районы Архангельской обл. и Коми АССР; северные районы Калужской и Горьковской обл.; Удмуртская АССР; III - трудной: Орловская, Рязанская, Тульская обл., центральные районы Архангельской обл. и Коми АССР; южные районы Мурманской, Калужской и Горьковской обл.; Марийская, Мордовская и Чувашская АССР; IV - очень трудной: северные районы Мурманской и Архангельской обл., северная часть Коми АССР.

Приемка и оценка качества работ

11.73. Приемке подлежат:

а) работы, которые будут частично или полностью скрыты при последующих работах, с целью проверки правильности их выполнения -приемка (освидетельствование) скрытых работ;

б) отремонтированные дороги или их участки с целью проверки соответствия выполненных работ по качеству и объему утвержденной технической документации по окончании указанных работ - приемка в эксплуатацию;

в) работы по содержанию дорог общего пользования с целью оценки деятельности дорожной службы за определенный период времени (месяц, квартал).

11.74. Приемку по п. 11.73,а,б осуществляет комиссия в составе: главный инженер, производитель работ, мастер или бригадир организации, выполнившей работы. Возглавляет комиссию представитель вышестоящей организации или заказчика. Могут также привлекаться специалисты-эксперты.

Приемку оформляют соответствующим актом, к которому прикладывают расчет оценки качества работ.

Приемку по п. 11.73,в осуществляет комиссия, состав которой устанавливает вышестоящая организация соответствующим приказом (распоряжением). Комиссия заполняет и подписывает карточку осмотра дороги, по которой рассчитывается оценка качества содержания дороги (участка).

11.75. Допускается качество ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования оценивать по показателю качества Р:

, (11.1)

где Рзп , Рдо , Рнс , Род - показатели качества ремонта соответственно земляного полотна и водоотвода, дорожной одежды, искусственных сооружений, обстановки дороги;

Рэ,о - показатель эстетичности и охраны окружающей среды, значение которого устанавливает комиссия, принимающая работы на основе экспертного мнения.

Расчет показателя качества ремонта элемента дороги осуществляют по формуле

,

где Si - оценка i -го вида ремонтных работ или параметра, характеризующего качество оцениваемого элемента дороги. Данную оценку получают по результатам инструментального статистического контроля.

При выставлении оценки можно руководствоваться положениями СНиП 3.06.03-85. Оценку качества содержания дорог устанавливают по формуле

, (11.2)

где Рб,о - показатель благоустройства и озеленения;

n - число оцениваемых элементов (в числителе).

Значение показателя качества каждого из элементов дороги определяют после визуального осмотра и в зависимости от выявленных дефектов выставляются оценки (5, 4, 3, 0).

11.76. Показатель качества содержания элемента дороги рассчитывают по формуле

,

где Ri - количество баллов, установленное по оцениваемому элементу дороги на i -м участке дефектовки;

m - общее число участков.

Если на одном из участков дефектовки дороги (участка) состоянию дорожной одежды выставлена оценка 0, то по всему оцениваемому участку дороги Рдо = 0.

Если при обследовании дороги по какому-либо элементу обнаружены дефекты, создающие аварийную ситуацию или угрозу надежной работе сооружения, то по этому участку дороги устанавливают показатель качества Р = 0.

Приложение 1 (справочное)

ТИПОВЫЕ КОМПЛЕКТЫ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ

При горячей технологии производства в состав комплектов оборудования входят: агрегат питания, сушильный агрегат, топливный бак, система пылеулавливания, агрегат минерального порошка, нагревательно-перекачивающий агрегат битумохранилища, емкость для битума, нагреватель битума, смесительный агрегат с сортировочно-дозировочным устройством и бункер для хранения готовой смеси.

Смесительные установки для горячей технологии выпускаются производительностью 25 т/ч (Д-597, Д-508-2, ДС-117-2Е), 32 т/ч (ДС-117-2К), 100 т/ч (Д-645-2, Д-645-2Г, Д-645-3) и 200 т/ч (ДС-84-2).

При холодной технологии приготовления смесей установки упрощаются за счет исключения сушильных агрегатов. Для этой технологии используют карьерные смесители производительностью 100 т/ч (ДС-50А) и 210 т/ч (ДС-50Б).

Приложение 2

КРИВЫЕ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКОГО СОСТАВА
КРУПНООБЛОМОЧНЫХ ГРУНТОВ,
ПРИГОДНЫХ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВЯЖУЩИМИ

а) - смеси с максимальной крупностью частиц 10 мм;

б) - то же, 20 мм;

в) - то же, 40 мм;

Заштрихованы области оптимальных составов смесей

Приложение 3 (рекомендуемое)

РАСЧЕТ ОБЩЕГО РАЗМЫВА В ПОДМОСТОВОМ РУСЛЕ

Расчет общего размыва в подмостовом русле следует производить с учетом поступления наносов в створ мостового перехода и размывающей способности расчетного паводка, в зависимости от которой мостовые переходы относят к соответствующей группе (см. таблицу).

Размыкающая способность паводка


Группа мостового перехода


Признак группы


Формула расчетного общего
размыва


I


V РБ >

V нер

II


III

< 1


IV

< 0,15

По серии паводков на ЭВМ или с некоторым запасом по формуле для группы III

V РБ <

V нер

-

-

Признак группы мостового перехода определяют по отношению продолжительности расчетного паводка (t пав ) к времени предельного размыва (t н ):

I - длительное воздействие расчетного паводка постоянной высоты вызывает достижение нижнего предела размыва;

II - проход одного расчетного паводка по неразмытому дну (верхний предел размыва) вызывает расчетный размыв;

III - воздействие многочисленных, проходящих один за другим, расчетных паводков вызывает в совокупности расчетный размыв (гипотетический предел);

IV - воздействие длительной серии паводков с проходом расчетного в конце одного из наиболее многоводных паводков вызывает размыв, величина которого находится между верхний и гипотетическим пределами.

Продолжительность паводка t пав определяют по водомерному графику расчетного паводка Н = f(t) при Н = Нп , где Нп - средняя отметка поймы.

Время предельного размыва t н (сут) определяют по формуле

, (1)

где l сж - длина зоны сжатия потока под мостом,

; (2)

Во - ширина разлива реки при расчетном уровне высоких вод, м;

L м - отверстие моста, м;

l мп и l БП - ширина соответственно малой и большой пойм, м;

h РБ - средняя бытовая глубина воды в русле;

Кфв - коэффициент, учитывающий форму воронки размыва,

; (3)

c - относительная длина основной струенаправляющей дамбы,

; (4)

l вд - проекция наибольшей верховой дамбы на ось потока, м;

q Б - бытовой погонный расход наносов,

; (5)

Аq и Ав - характеристика соответственно данных и взвешенных наносов;

V РБ - бытовая скорость в русле, м/с;

V нер - неразмывающая скорость для грунтов, слагающих русло, м/с;

ВРБ - бытовая ширина русла, м;

Врм - ширина русла под мостом, м;

l - относительное стеснение подмостового отверстия опорами,

; (6)

S b оп - суммарная ширина промежуточных опор по фасаду моста, м;

П - полнота паводка,

, (7)

h пав , h пав(max) - соответственно средняя и максимальная высота паводка над средней отметкой поймы;

Кt - коэффициент, учитывающий влияние длительности паводка;

при Кt < 0,8 ; (8)

при Кt ³ 0,8 ; (9)

b - степень стеснения водного потока.

Приложение 4 (рекомендуемое)

РАСЧЕТ МЕСТНОГО РАЗМЫВА У ОПОР МОСТОВ

Наибольшая глубина h (м) местного размыва, считая от уровня общего размыва подмостового русла, определяется в зависимости от режима наносов:

при поступлении наносов в воронку размыва (V > Vнер )

; (1)

при отсутствии поступления наносов в воронку размыва (V < V нер )

, (2)

где b - расчетная ширина опоры, м;

Н - глубина потока перед опорой, м;

V - средняя скорость потока перед опорой, м/с;

n - степенной параметр;

Кф - коэффициент формы опоры;

Кa - коэффициент косины потока,

; (3)

f - коэффициент, значение которого находят по графику (рис. 1), в зависимости от l оп/b и угла косины a (при a < 10о принимают Кa = 1);

l оп/b - длина опоры вдоль потока, отнесенная к ширине опоры.

Рис. 1. График для определения параметра f в формуле коэффициента косины

Степенной параметр определяем по формуле

. (4)

Если получено n > 1, то принимают n = 1.

Донную взмучивающую скорость V вд в зависимости от вида грунта определяем:

для несвязных грунтов с крупностью d ³ 0,20 мм

, (5)

где g - ускорение силы тяжести, м/с2 ;

w - гидравлическая крупность частиц наносов, м/с;

для мелких несвязных наносов (0,05 £ d < 0,20) мм:

; (6)

для связных грунтов

V вд(св) = 1,4 Н0,08 V нер(св) . (7)

Средняя взмучивающая скорость для несвязных грунтов

; (8)

для связных грунтов

V в(св) = 2Н0,14 V нер(св) . (9)

Коэффициент формы для опор с постоянным поперечным сечением принимают: с круглым сечением Кф = 1; овальным - Кф = 0,85; прямоугольным - Кф = 1,24, а для опор с переменным поперечным сечением - по рекомендациям, изложенным ниже.

Определение расчетной ширины и коэффициента формы опор
с переменным поперечным сечением

Расчетную ширину опор с переменным поперечным сечением следует определять по формуле

b = a н b н + a b ср + a в b в , (10)

где ан и ав - коэффициенты, определяемые по графику рис. 2, в котором l - расстояние от дна до конца или начала элемента опоры;

аср = 1 - ан - ав ;

b н , b ср , b в - ширина соответственно нижнего, среднего и верхнего элементов опоры в пределах нижней половины потока.

Рис. 2. График для определения коэффициентов, характеризующих
переменное сечение опор

При наличии в нижней половине потока двух элементов опор средний член в формуле (10) исключается. При наличии четырех и более элементов опоры (рис. 3) для нижнего элемента по l 1 определяют а н , для верхнего по l 3 устанавливают ав , затем по l 2 рассчитывают ан ¢ и ав ¢ для второго снизу элемента а 2 = ан ¢ - ан , а для 3-го элемента а 3 = ав ¢ - ав . Для элементов трапецеидальной формы в поперечном сечении потока за ширину принимается средняя ширина элемента. Сумма коэффициентов а всегда равна единице.

Рис. 3. К расчету опор с переменным поперечным сечением

Расчетный коэффициент формы для опор с переменным поперечным сечением следует определять по формуле

Кф = Кф ¢ Кп Кнг Кс Кнп Кa , (11)

где Кф ¢ - коэффициент, учитывающий форму отдельных элементов опоры,

Кф ¢ = ан Кф(н) + аср Кф(ср) + ав Кф(в) ; (12)

Кф(н) , Кф(ср) , Кф(в) - коэффициенты формы соответственно нижнего, среднего и верхнего элементов опоры в пределах нижней половины потока;

Кп - коэффициент, учитывающий влияние полки у верховой грани опоры при ее ширине l п ³ 1/3 ширины находящегося выше элемента опоры, определяемый по графику рис. 2, в остальных случаях Кп = 1;

Кнг - коэффициент, учитывающий влияние наклонной грани с верховой стороны опоры;

Кс - коэффициент, учитывающий сквозность при обнажении свай;

Кнп - коэффициент, учитывающий влияние нижнего обреза плиты ростверка при его обнажении, определяемый по графику рис. 2;

Кa - коэффициент, учитывающий наклон первого ряда свай с верховой стороны.

При наличии с верховой стороны и полки, и наклонной грани вместо Кп в формулу подставляют Кпнг (см. рис. 2).

Значение Кнг при коэффициенте заложения откосов m нг = 1 определяют по графику рис. 4, в котором l н и l в - расстояние от дна водотока соответственно до низа и до верха наклонной грани.

При m нг = 0 ¸ 1,2 Кнг = 1 - (1 - Кнг ¢ ) m нг ; (13)

При m нг = 1,2 ¸ 4,0 Кнг = 1 - (1 - Кнг ¢ ) m нг 0,3 , (14)

Закрыть

Строительный каталог