СНиП 2.05.03-84 (с изм. 1 1991), часть 12

3.172*. Закладные изделия не должны разрезать бетон. Длину растянутых анкеруемых стержней, заделываемых в бетон, следует принимать в зависимости от напряженного состояния бетона в направлении, перпендикулярном анкеруемым стержням. Если от постоянно действующих нагрузок (при коэффициенте по нагрузке, равном 1) в зоне анкерных стержней возникают сжимающие напряжения s bc , наибольшие значения которых отвечают условию

,

то длина заделки стержней должна составлять не менее:

при стержнях из арматуры периодического профиля — 12d (d— диаметр стержня);

при стержнях из гладкой арматуры — 20d, но не менее 25 см.

Если напряжения в бетоне s bc в зоне заделки не отвечают приведенному выше условию или характер напряжений не установлен, то длина заделки растянутых арматурных стержней должна приниматься не менее:

при классах арматурной стали А-II и Ас-II — 25d;

» классе » А-III  — 30d.

Длина заделки растянутых анкерных стержней может быть уменьшена посредством приварки на концах стержней плоских металлических элементов или устройством на концах стержней головок, высаженных горячим способом. При этом диаметр головок должен быть не менее:

при арматуре из стали классов А-II и Ас-II  — 2d;

« » » класса А-III  — 3d.

В этих случаях длина заделки анкеруемого стержня определяется расчетом на выкалывание и смятие бетона и принимается не менее 10d .

3.173*. Отношение толщины d плоского стального элемента закладной детали к диаметру d анкерного стержня этой детали (d /d ) следует принимать равным при сварке:

а) автоматической — втавр под флюсом не менее:

0,55 ¸ 0,65 — для арматуры класса А-II;

0,65 ¸ 0,75 — " " " А-III;

б) ручной — втавр под флюсом — не менее 0,75 для всех классов арматуры;

а) ручной — в раззенкованное отверстие - не менее:

0,65 — для арматуры класса А-II;

0,75 — " " " А-III;

г) дуговой — внахлестку фланговыми швами — не менее 0,3 для арматуры всех классов.

Конструирование опор

3.174*. Элементы опор железнодорожных мостов, находящиеся в зонах возможного замерзания воды (свободной или имеющейся в грунте), должны иметь сплошное сечение.

В опорах автодорожных и городских мостов допускается в указанных зонах применение железобетонных элементов в виде полых свай-оболочек при обеспечении мер (например, дренажных отверстий) против образования в стенках оболочек трещин от силового воздействия замерзающей воды и льда во внутренних полостях оболочек.

3.175. В пределах уровня ледохода телу опоры следует придавать форму с учетом направления воздействия ледохода.

Сопряжение граней опоры следует делать по цилиндрической поверхности радиусом 0,75 м. При надлежащем обосновании этот радиус может быть уменьшен до 0,3 м.

3.176*. На реках, расположенных в районах, где среднемесячная температура наружного воздуха наиболее холодного месяца минус 20 °С и выше, промежуточные опоры (включая и железобетонные) мостов допускается выполнять из бетона без специальной защиты поверхности.

При проектировании русловых опор мостов на реках с интенсивным перемещением речных наносов (количество взвешенных наносов более 1 кгс в 1 м3 потока и скорость течения более 2,5 м/с) опоры со стойками из свай-столбов или свай-оболочек следует применять со специальной защитой (металлические оболочки-бандажи, изготовление из износостойкого бетона и др.) в зонах движения наносов. Массивные опоры могут применяться без дополнительной защиты их поверхностей.

Поверхности промежуточных бетонных, железобетонных опор мостов, расположенных в районах, где среднемесячная температура наружного воздуха наиболее холодного месяца ниже минус 20 °С, а также, как правило, опоры на реках, вскрывающихся при отрицательных среднесуточных температурах наружного воздуха, должны быть облицованы в пределах зоны переменного уровня ледохода. При этом толщина, а также высота облицовочных блоков должны быть не менее 40 см. Армирование облицовочных блоков следует применять в том случае, если это требуется по условиям их транспортирования и заанкеривания на отрывающее воздействие льда.

Ширина заполняемых раствором вертикальных швов должна быть 2,5 - 0,5 см. а горизонтальных — 1 ± 0,5 см.

3.177. При отсутствии бетонных облицовочных блоков должного качества допускается при технико-экономическом обосновании применение для опор облицовки из естественного морозостойкого камня с прочностью на сжатие не ниже 59 МПа (600 кгс/см2 ), при мощном ледоходе — не ниже 98 МПа (1000 кгс/см2 ). Конструкция облицовки из естественного камня должна обеспечивать возможность ее изготовления индустриальными методами.

3.178*. Соединение железобетонных стоек и элементов опор с ригелем (насадкой) допускается осуществлять омоноличиванием арматурных выпусков в нишах или отверстиях. При этом стенки башмаков стаканного типа должны быть армированы из расчета на воздействие продольных и поперечных сил.

Длина арматурных выпусков, заводимых в нишу или отверстие, должна быть не менее 20 диаметров стержней, а бетон стойки или сваи не должен заходить в ростверки или ригели более чем на 5 см.

3.179*. При проектировании массивных опор и устоев следует предусматривать устройство железобетонных оголовков толщиной не менее 0,4 м.

Участки элементов (ригелей, насадок и т.п.) в местах передачи на них давления от пролетных строений должны быть армированы дополнительной косвенной арматурой, требуемой по расчету на местное сжатие (смятие). На этих участках, а также под монолитными стыками пролетных строений и на оголовках опор не должно быть мест, где возможен застой попадающей воды.

В местах расположения деформационных швов верхнему слою бетона на опорах следует придавать уклоны (не менее 1:10), обеспечивающие сток воды.

Уклон верха оголовков и ригелей опор должен выполняться одновременно с их бетонированием.

3.180*. Нагрузку от опорных частей пролетных строений при наличии уклонов на верхней поверхности массивных опор, а для железнодорожных мостов — во всех случаях следует передавать на железобетонные подферменные площадки. Высота этих площадок должна обеспечивать возвышение их верхней грани над опорой не менее чем на 15 см.

Расстояние от нижних плит опорных частей до боковых граней подферменных площадок или до боковых граней железобетонных элементов (ригелей, насадок и т.п.) должно быть нe менее 15 см.

Расстояние от граней подферменных площадок до граней оголовка следует назначать с учетом возможности установки домкратов для подъема концов пролетных строений и принимать, см, не менее:

а) вдоль моста:

при пролетах от 15 до 30 м — 15;

» 30 " 100 " — 25;

» свыше 100 " — 35;

б) поперек моста:

при закругленной форме оголовка от угла подферменной площадки до ближайшей грани оголовка — не менее указанных в подпункте «а»;

при прямоугольной форме оголовка, см, не менее:

для плитных пролетных строений — 20;

для всех пролетных строений, кроме плитных, при опорных частях:

резиностальных — 20;

плоских и тангенциальных — 30;

катковых и секторных — 50.

3.181*. Применение железобетонных конструкций в опорах допускается для мостов, расположенных на суходолах, для путепроводов, виадуков и эстакад, на водотоках — при условии армирования стержневой арматурой и защиты поверхности от возможных механических повреждений. В опорах на водотоках применение напрягаемой проволочной арматуры не допускается.

Железобетонные элементы опор в пределах водотоков надлежит защищать от истирания льдом и перемещающимися донными отложениями от повреждений при навале судов или плотов, а также от механических повреждений, возможных в случае заторов бревен при молевом способе сплава. В качестве защитных мероприятий рекомендуется применять бетон с повышенной износостойкостью, увеличивать толщину защитного слоя бетона железобетонных элементов до 5—7 см, а при особо тяжелых условиях (мощном ледоходе и карчеходе) допускается применять покрытие железобетонных элементов стальными листами. Необходимость защиты или ее способ в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных условий водотока решается проектной организацией.

Гидроизоляция конструкций

3.182. Все внутренние поверхности балластных корыт пролетных строений железнодорожных мостов и устоев, в автодорожных мостах — вся ширина пролетного строения (включая тротуары), переходные плиты, а также засыпаемые грунтом поверхности устоев, водопропускных труб (лотков) должны быть защищены изоляцией, препятствующей прониканию воды к защищаемым поверхностям бетона.

3.183. Гидроизоляция должна быть: водонепроницаемой по всей изолируемой поверхности; водо-, био-, тепло-, морозо- и химически стойкой; сплошной и не повреждаемой при возможном образовании на изолируемой поверхности бетона трещин с раскрытием, принятым в нормах проектирования; прочной при длительных воздействиях постоянной и временной нагрузок и возможных деформациях бетона, а для труб — при наличии давления грунта насыпи и гидростатического давления воды; герметичной в местах перекрытия строповочных отверстий и в сопряжениях с бортиками балластных корыт, а также с водоотводными и ограждающими устройствами, конструкциями деформационных швов, тротуарными блоками, карнизами, перилами, столбами и т.п.

3.184. Конструкцию гидроизоляции и применяемые для ее устройства материалы следует принимать исходя из требований обеспечения эксплуатационной надежности гидрозащиты в интервале температур наружного воздуха в районе строительства (по СНиП 2.01.01-82) от абсолютной максимальной до средней наиболее холодных суток.

При назначении гидроизоляции балластных корыт и проезжей части пролетных строений мостов, устоев, водопропускных труб должны учитываться также другие особенности климатических условий в районе строительства.

При соответствующем обосновании допускается на пролетных строениях автодорожных мостов устройство гидроизоляции из морозостойкого гидрофобного бетона, армированного стальной сеткой, на железнодорожных мостах при безбалластной езде и отсутствии агрессивной среды — в виде покрытий стойкими красками.

3.185*. Выравнивающий и защитный слои следует выполнять из бетона с мелким заполнителем. Класс бетона по прочности на сжатие следует принимать для мостов не ниже В25 и для труб — не ниже В20. Защитный слой следует армировать.

Применение плетеных сеток для армирования защитного слоя одежды ездового полотна не допускается.

3.186. Допускается в установленном порядке применение других типов гидроизоляции пролетных строений, устоев мостов и водопропускных труб, отвечающих требованиям пп. 3.183 и 3.184.

4. СТАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Тип исполнения стальных пролетных строений, опор и труб в зависимости от значения расчетной минимальной температуры следует назначать в соответствии с табл. 46.

Таблица 46

Расчетная минимальная температура, ° С

Тип исполнения

До минус 40 включ.

Обычное

Ниже минус 40 до минус 50 включ

Северное А

Ниже минус 50

Северное Б

4.2*. При проектировании стальных конструкций мостов следует:

выбирать оптимальные в технико-экономическом отношении схемы, системы и конструкции пролетных строений, сечения элементов, экономичные профили проката и эффективные марки стали;

применять, как правило, унифицированные типовые конструкции и стандартные элементы и детали (деформационные устройства, эксплуатационные обустройства и др.);

обеспечивать комплексную технологичность конструкций с учетом трудовых затрат на заводах и строительно-монтажных площадках, возможность поточного изготовления, конвейерного или крупноблочного монтажа;

предусматривать применение независимо от расчетной минимальной температуры и назначения моста, сварных заводских элементов, объединяемых, как правило, на высокопрочных болтах. При соответствующем обосновании с учетом общей технологии монтажа и других условий, а в железнодорожных и совмещенных мостах — по согласованию с МПС применять сварные и комбинированные бол-тосварные монтажные соединения;

обеспечивать возможность осмотра, очистки, окраски и ремонта конструкций; исключать в них зоны, в которых возможно скопление воды и затруднено проветривание; предусматривать герметизацию замкнутых профилей, элементов и блоков;

указывать в рабочих чертежах КМ стальных конструкций марки сталей и материалы соединений, а также необходимые дополнительные требования к ним, предусмотренные стандартами и техническими условиями;

соблюдать нормы СНиП 2.03.11-85 и СНиП 3.04.03-85 и требования руководящего технического материала «Конструкции мостовые металлические. Покрытия лакокрасочные» (Минтрансстрой, МПС, 1975).

4.3*. Элементы стальных мостовых конструкций должны иметь минимальные сечения, удовлетворяющие требованиям настоящих норм с учетом действующего сортамента на прокат. При расчете составных сечений элементов решетчатых ферм по прочности и устойчивости недонапряжение не должно превышать 5 %.

МАТЕРИАЛЫ И ПОЛУФАБРИКАТЫ

4.4*. В стальных конструкциях мостов и труб обычного исполнения следует применять:

а) для элементов из прокатного металла1 — сталь в соответствии с табл. 47*;

1 Толстолистовой, широкополосный универсальный, фасонный, сортовой прокат, трубы и гнутые профили следует применять из стали с требованием свариваемости, за исключением проката для болтов, гаек и шайб, а также для элементов без сварных соединений.

Таблица 47*


Тип испол-

Сталь несущих элементов сварных пролетных строений, опор и эксплуатационных обустройств при применении в заводских и монтажных соединениях


нения

тол-


государственный стандарт



щина проката, мм

марка стали


номер

дополнительные
требования


1

2

3

4

5

Обычное

8-50

15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3
к табл. 1*;

пп. 2.2.7, 2.2.9



8-40

10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

То же



4-50

390-14Г2АФД-14

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*



4-32

390-15Г2АФДпс-14

ГОСТ 19281-89

То же


Северное А

8-50

15ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3
к табл. 1*;

пп. 2.2.7, 2.2.9



8-40

10ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

То же



4-50

390-14Г2АФД-15

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*



4-32

390-15Г2АФДпс-15

ГОСТ 19281-89

То же


Северное Б

8-40

10ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3
к табл. 1*,
пп. 2.2.7, 2.2.9, 4.3***


Окончание табл. 47*


Тип ис-

Сталь несущих элементов сварных пролетных строений, опор и эксплуатационных обустройств при применении в заводских и монтажных соединениях


пол-

вид


государственный стандарт

тол-


нения

проката

марка стали


номер

дополнительные требования

щина проката, мм


1

6

7

8

9

10

Обычное

Любой

16Д

ГОСТ 6713-91

-

До 20 включ.



Листовой

15ХСНД

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-15




15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

То же

16-50




10ХСНД

ГОСТ 6713-91

«

8-15




10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

«

16-40




390-14Г2АФД-13

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*

4-50




390-15Г2АФДпс-13

ГОСТ 19281-89

То же

4-32



Фасонный

15ХСНД

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-32




10ХСНД

ГОСТ 6713-91

То же

8-15


Север-

Листо-

15ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

То же

8-50


ное А

вой

10ХСНД-2

ГОСТ 6713-91

«

8-40




390-14Г2АФД-14

ГОСТ 19281-89

По п. 1.4*

4-50




390-15Г2АФДпс-14

ГОСТ 19281-89

То же

4-32



Фасонный

15ХСНД-2**

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-32




10ХСНД-2***

ГОСТ 6713-91

То же

8-15


Северное

Листовой

10ХСНД-3

ГОСТ 6713-91

По примеч. 3 к табл. 1*;

пп.2.2.7, 2.2.9

8-40


Б

Фасон-

15ХСНД-3**

ГОСТ 6713-91

То же

8-32



ный

10ХСНД-3**

ГОСТ 6713-91

«

8-15


* Стали марок 14Г2АФД и 15Г2АФДпс по ГОСТ 19281-89 допускается применять только в автодорожных, городских и пешеходных мостах.

** В мостах всех назначений допускается применять уголки по ГОСТ 8509-72 и ГОСТ 8510-72 без термообработки - прокат категории I - по ГОСТ 6713-91.

В конструкциях автодорожных, городских и пешеходных мостов северного исполнения А и Б допускается применять двутавры, тавры и швеллеры без термообработки при условии выполнения требований по ударной вязкости при температуре соответственно минус 60 и минус 70 ° С.

*** Требование полистового испытания предъявляется только при расчетной минимальной температуре минус 60 ° С и ниже.

б)* для висячих, вантовых и предварительно напряженных пролетных строений:

стальные витые канаты с металлическим сердечником, подвергнутые предварительной вытяжке усилием, равным половине установленного государственными стандартами или техническими условиями разрывного усилия каната в целом (а при его отсутствии в нормах — половине агрегатной прочности витого каната): закрытые несущие диаметром 30—70 мм по ТУ 14-4-1216—82; одинарной свивки по ГОСТ 3064—84 из круглой оцинкованной по группе ЖС проволоки диаметром 2,6 мм и более;

пучки и канаты из параллельно уложенных оцинкованных проволок по ГОСТ 3617—71;

в) для металлических гофрированных труб — листовые волнистые профили из стали марки 15сп по ТУ 14-2-207—76;

г)* для литых частей — отливки группы III из стали марок 25Л, 30Л, 35Л, 20ГЛ, 20ФЛ, 35ГЛ по ГОСТ 977-88 и марки 35ХН2МЛ по ТУ 24-1-12-181—75;

д)* для шарниров, катков, болтов-шарниров и прокладных листов под катки — поковки: Гр. IV-КП 275 ГОСТ 8479—70 из стали марки Ст5сп2-III по ГОСТ 535-38 и ГОСТ 14637-89; Гр. IV-КП 315 ГОСТ 8479-70 из стали марки 35-а-Т по ГОСТ 1050—88; Гр. IV-КП 315 ГОСТ 8479—70 из стали марки ЗОГ-2-Т по ГОСТ 4543—71; Гр. IV-КП 345 ГОСТ 8479—70 из стали марки 35Г-2-Т по ГОСТ 4543—71; Гр. IV-КП 785 ГОСТ 8479—70 из стали марки 40ХН2МА-2-2-Т по ГОСТ 4543-71; Гр. IV-КП 1200 из стали марки 40Х13 по ГОСТ 5632—72; Гр. IV-КП 245 ГОСТ 8479—70 из стали марки 265-III-09Г2С по ГОСТ 19281—89 с наплавкой, удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к стали марки 40Х13 по ГОСТ 5632—72;

е) высокопрочные болты по ГОСТ 22353—77, высокопрочные гайки по ГОСТ 22354—77, шайбы к высокопрочным болтам по ГОСТ 22355—77 с общими техническими требованиями к ним по ГОСТ 22356—77;

ж) для сварки конструкций — сварочные материалы, предусмотренные «Инструкцией по технологии механизированной и ручной сварки при заводском изготовлении стальных конструкций мостов» (Минтрансстрой, 1980);

з)* для соединений элементов мостового полотна, перил и смотровых приспособлений — стальные болты по ГОСТ 7798—70 класса прочности 4,6 по ГОСТ 1759.4- 87 (с испытаниями по пп. 6.2 и 6.6) и гайки по ГОСТ 5915—70 классов прочности 4 и 5 по ГОСТ 1759.5—87 (болты и гайки — только из спокойной стали), а также болты и гайки из стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535—88 по специальным техническим условиям;

и)* для крепления опорных частей к пролетным строениям и стальным опорам — стальные болты по ГОСТ 7798—70 и гайки по ГОСТ 5915—70 из сталей марок 09Г2 по ТУ 14-1-287—72, 295-III 09Г2-4 и 295-III 09Г2С-4 по ГОСТ 19281—89, 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям;

к)* для крепления опорных частей к бетонным опорам и фундаментам — фундаментные (анкерные) болты по ГОСТ 24379.0—80 и ГОСТ 24379.1—80 из сталей марок 20-г-Т по ГОСТ 1055-88 и 295-III 09Г2С-4 по ГОСТ 19281—89, а также из стали марки 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям; гайки по ГОСТ 5915—70 при диаметре болтов менее 48 мм и по ГССТ 10605—72 при диаметре болтов свыше 48 мм; классов прочности 4 и 5 по ГОСТ 1759.5—87 (только из спокойной стали), а также из стали марки 20-г-Т, класса прочности 6 по ГОСТ 1759.5—87 (только из спокойной стали) — для болтов из стали марки 295-III 09Г2С-4, классов прочности 10 и 12 по ГОСТ 1759.5—87 — для болтов из стали марки 40Х;

л) для заливки концов стальных канатов в анкерах — сплав марки ЦАМ 9-1,5Л по ГОСТ 21437—75;

м)* для деталей анкеров стальных канатов — сталь марки 295-III 09Г2С-4 по ГОСТ 19281—89, а также сталь марок 20-б-Т и 45-б-Т по ГОСТ 1050—88 в нормализованном состоянии;

н) для прокладок между стальными канатами, а также между канатами и деталями анкеров, отклоняющих устройств, сжимов, хомутов подвесок и других элементов — листы по ГОСТ 21631—76 или ленты по ГОСТ 13726—78 толщиной не менее 1 мм из алюминия марок АД и АД1 по ГОСТ 4784—74.

П р и м е ч а н и я: 1. Для несущих сварных элементов тротуаров и смотровых приспособлений (консолей и балок тротуаров, стоек и поручней перил, балок лестниц, пешеходных площадок, смотровых тележек и подъемных люлек), а также элементов мостового полотна допускается применение стали марки Ст3сп5, а для указанных элементов без сварных соединений — стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535—88 и ГОСТ 14637—89. При толщине проката до 10 мм включительно допускается применение полуспокойной стали тех же категорий.

При этом применение круглых труб допускается без ограничений, а прямоугольных сварных — с соблюдением требований СНиП III -18-75 к радиусу гибки для конструкций, воспринимающих динамическую нагрузку.

Механические свойства металла труб должны быть указаны в проекте и обеспечены заводом—изготовителем конструкций.

2. В перилах и смотровых приспособлениях уголки с полкой 70 мм и менее допускается применять из стали марки Ст3пс2 по ГОСТ 535-88.

3. Для футляров (кожухов) опорных частей допускается применение стали марки Ст0 по ГОСТ 14637-89.

4. Для нерабочих прокладок и элементов заполнения перил допускается применение стали марки Ст3кп2 по ГОСТ 535—88 и ГОСТ 14637—89, для настилов смотровых ходов и приспособлений — сталь марки Ст3пс2 по ГОСТ 14637—89.

4.5*. В стальных конструкциях мостов и труб северного исполнения следует применять:

а) материалы и полуфабрикаты, указанные в п. 4.4* а, б*, г*—ж, л—н;

б) для металлических гофрированных труб — листовые волнистые профили из стали марки 09Г2Д по ТУ 14-2-207—76;

в)* для соединений элементов мостового полотна, перил и смотровых приспособлений — стальные болты по ГОСТ 7798—70 класса прочности 4,6 по ГОСТ 1759.4—87 (с испытаниями по пп. 6.2 и 6.6) при диаметре менее 22 мм и болты из стали марки 09Г2 по ТУ 14-1-287—72 по специальным техническим условиям при диаметре 22 мм и более; гайки по ГОСТ 5915—70 классов прочности 4 и 5 по ГОСТ 1759.5—87 (болты и гайки — только из спокойной стали);

г)* для крепления опорных частей к пролетным строениям и стальным опорам — стальные болты по ГОСТ 7798—70 и гайки по ГОСТ 5915—70 из сталей марок 09Г2 по ТУ 14-1-287—72, 295-III 09Г2-6 и 295-III 09Г2С-6 по ГОСТ 19281-89, 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям;

д)* для крепления опорных частей к бетонным опорам и фундаментам — фундаментные (анкерные) болты по ГОСТ 24379.0—80 и ГОСТ 24379.1—80 из сталей марок 295-III 09Г2-6 и 295-III 09Г2С-6 по ГОСТ 19281—89, а также из сталей марок 09Г2 по ТУ 14-1-287— 72 и 40Х по ГОСТ 4543—71 по специальным техническим условиям; гайки по ГОСТ 5915—70 при диаметре болтов менее 48 мм и по ГОСТ 10605—72 при диаметре болтов свыше 48мм — класса прочности 6 по ГОСТ 1759.5—87 (только из спокойной стали) — для болтов из сталей марок 09Г2-8, 09Г2С-8, 09Г2, классов прочности 10 и 12 по ГОСТ 1759.5—87 — для болтов из стали марки 40Х.

П р и м е ч а н и я: 1. Примеч. 3 и 4 к п. 4.4* распространяются на конструкции мостов северного исполнения.

2*. Для несущих элементов тротуаров, смотровых приспособлений и элементов мостового полотна допускается применять сталь марок 345-10Г2С1Д-4, 345-10Г2С1-4, 325-09Г2СД-4, 325-09Г2С-4, 295-09Г2Д-4, 295-09Г2-4 и 325-14Г2-4 по ГОСТ 19281—89. При этом применение круглых труб допускается без ограничений, а прямоугольных — с соблюдением требований СНиП III -18-75 к радиусу гибки для конструкций из низколегированной стали, воспринимающих динамическую нагрузку.

Механические свойства металла труб должны быть указаны в проекте и обеспечены заводом-изготовителем конструкций,

3*. Для ограждающих элементов тротуаров и смотровых приспособлений уголки с полкой 70 мм и менее допускается применять из стали марки Ст3пс2 по ГОСТ 535—88.

РАСЧЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ
И СОЕДИНЕНИЙ

4.6*. Расчетные сопротивления проката для различных видов напряженных состояний следует определять по формулам, приведенным в табл. 48*.

Таблица 48*

Напряженное состояние

Расчетные сопротивления проката

Растяжение, сжатие и изгиб:


по пределу текучести

Ry = Ryn / g m

по временному сопротивлению

Ru = Run / g m

Сдвиг

Rs = 0,58 Ryn / g m

Смятие торцевой поверхности
(при наличии пригонки)

Rp = Run / g m

Смятие местное в цилиндрических шарнирах (цапфах) при плотном касании

Rtp = 0,5 Run / g m

Диаметральное сжатие катков
(при свободном касании
в конструкциях с ограниченной подвижностью)

при Run £ 600 МПа (5886 кгс/см2 ) Rcd = 0,25 Run / g m ;

при Run > 600 МПа (5886 кгс/см2 ) Rcd = [0,042 × 10-6 (Run - 600)2 +

+ 0,025] Run / g m , МПа ;

Rcd = [0,0438 × 10-8 (Run - 5886)2 +

+ 0,025] Run / g m , кгс/см2

Растяжение в направлении толщины проката t при t до 60 мм

Rth = 0,5 Run / g m

П р и м е ч а н и е. g m - коэффициент надежности по материалу, определяемый в соответствии с п. 4.7*.

4.7*. Значения коэффициента надежности g m по материалу проката следует принимать по табл. 49*.

Таблица 49*

Государственный стандарт
(марка стали или значение предела текучести)

Коэффициент
надежности

по материалу g m

ГОСТ 535-88 и

ГОСТ 14637-89 [ Ст3сп, Ст3пс, Ст3кп]

ГОСТ 19281-89 и

ГОСТ 19282-89 [ до 380 МПа (39 кгс/мм2 )]

1 ,05


ГОСТ 19281-89 и

ГОСТ 19282-89

[ св. 380 МПа (39 кгс/мм2 )]


1,10


ГОСТ 6713-91 [ 16Д]


1,09


ГОСТ 6713-91 [15 ХСНД]


1 ,165


ГОСТ 6713-91 [ 10ХСНД]


1 ,125

Нормативные и расчетные сопротивления проката из сталей по ГОСТ 6713—91, сталей марок 390-14Г2АФД, 390-15Г2АФДпс по ГОСТ 19281—89 и стали марки 40Х13 по ГОСТ 5632—72 следует принимать по табл. 50*.

Таблица 50*


Марка стали


Государст-


Прокат


Толщина

Нормативное сопротивление2 , МПа (кгс/мм2 )

Расчетное сопротивление3 , МПа (кгс/см2 )


венный стандарт


проката1 ,
мм

по преде лу теку чести Ryn

по вре мен ному сопро тивле нию Run

по преде лу теку чести Ry

по вре мен ному сопро тивле нию Ru

16Д

ГОСТ 6713-91

Любой

До 20

235 (24)

370 (38)

215 (2200)

340 (3450)

16Д

ГОСТ 6713-91

«

21-40

225 (23)

370 (38)

205 (2100)

340 (3450)

16Д

ГОСТ 6713-91

«

41-60

215 (22)

370 (38)

195 (2000)

340 (3450)

15ХСНД

ГОСТ 6713-91

«

8-32

340 (35)

490 (50)

295 (3000)

415 (4250)

15ХСНД

ГОСТ 6713-91

Листовой

33-50

330 (34)

470 (48)

285 (2900)

400 (4100)

10ХСНД

ГОСТ 6713-91

Любой

8-15

390 (40)

530 (54)

350 (3550)

470 (4800)

10ХСНД

ГОСТ 6713-91

Листовой

16-32

390 (40)

530 (54)

350 (3550)

470 (4800)

10ХСНД

ГОСТ 6713-91

«

33-40

390 (40)

510 (52)

350 (3550)

450 (4600)

390-15Г2
АФДпс

ГОСТ 19282-89

«

4-32

390 (40)

540 (55)

355 (3600)

490 (5000)

390-14
Г2АФД

ГОСТ 19282-89

«

4-50

390 (40)

540 (55)

355 (3600)

490 (5000)

40Х13

ГОСТ 5632-72

Круглый

До 250

1200 (122)

1540 (157)

1050 (10700)

1365 (13900)

Закрыть

Строительный каталог